Совершенная конкуренция и ее сущность

Тема 7. Теория конкуренции и монополии

7.1 Понятие, условия возникновения и виды конкуренции.

7.2 Совершенная конкуренция и ее сущность

7.3 Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция. Олигополия.

7.4 Монополия. Монополистические объединения

7.5 Антимонопольное законодательство и государственное регулирование.

Понятие, условия возникновения и виды конкуренции

Конкуренция - важнейший элемент рынка, играющий решающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении в производстве технических новинок и открытий.

По самому общему определению, конкуренция – это соперничество между участниками рынка. Существуют различные определения конкуренции, в зависимости от позиций, занимаемых теоретиками.

По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке.

Представители неолиберального направления (Ф.Хайек) делают упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей.

Конкуренцияпротивоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.

Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Основными условиями возникновения конкуренции являются:

· полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя,

· полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры (состояния) рынка на определенное время,

· противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

В различных отраслях экономики складывается разное состояние конкуренции. Между полюсами – чистая конкуренция и чистая монополия – находятся такие типы конкуренции, как монополистическая конкуренция и олигополия (рис. 7.1.).

 
 

Существуют различные виды конкуренции:

 

Рис. 7.1. Виды конкуренции

Совершенная конкуренция и ее сущность

К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) ведут к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары.

Итак, внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Эта конкуренция происходит потому, что предприятия отрасли существенно различаются между собой по качеству используемых средств производства (оборудования, станков), технической оснащенности и квалифицированности рабочей силы, вследствие чего возникают различия по величине стоимости выпускаемых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции. Внутриотраслевая конкуренция ведет к установлению единой рыночной цены на данный вид продукции, средней нормы прибыли:

Закон: На равновеликий капитал необходимо получить равновеликую прибыль.

Межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

Итак, межотраслевая конкуренция – вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе стимулов межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Под действием межотраслевой конкуренции капитал устремляется в отрасли, характеризующиеся в данный момент наивысшей нормой прибыли. В результате такого перелива капитала увеличивается выпуск, соответственно возрастает предложение товаров в отрасли, имеющие высокую норму прибыли, а это, в свою очередь, приведет к снижению рыночной цены и уменьшению нормы прибыли. Межотраслевая конкуренция воздействует на изменение направления вложения капитала, на его распределение по сферам экономики, т.е. регулирует потоки капиталовложений.

Сравнительные черты видов конкуренции

Виды конкурен- ции Признаки Внутриотраслевая конкуренция Межотраслевая конкуренция
Субъекты Предприятия одной отрасли Предприятия разных отраслей
Объекты Лучшие условия производства и сбыта Сферы наиболее прибыльного вложения капитала
Предпосылки Различие индивидуальной стоимости однородных товаров Различие нормы прибыли в отраслях с разным органическим строением и скоростью оборота капитала
Результат Рыночная стоимость и рыночная цена на однородные товары Средняя прибыль и цена производства

 

По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм, можно выделить рынки: чистой конкуренции, монополистический конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние три характеризуются как рынки несовершенной конкуренции (табл. 8.2).

Таблица 8.2.

Характерные черты различных типов конкуренции

Характер-ная черта Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополисти-ческая Олигополия Чистая монополия
  Число фирм Очень большое число мелких фирм Много мелких фирм Несколько (3- 5 фирм) Одна
  Тип продукта Стандартизи-рованный (однородная продукция) Дифференци-рованный (разнородная продукция) Стандартизиро-ванный или дифференциро-ванный Уникальный нет заменителей
  Контроль над ценой Отсутствует (никаких затруднений) Некоторый, но в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену
  Условия вхождения в отрасль Очень легкие, нет препятствий Сравнительно легкие Существенные препятствия Блокировано, нет вхождения
  Пример отраслей Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви, аптеки, рестораны. Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, инвентаря и др. Местные предприятия коммунального хозяйства
           

Совершенная (чистая) конкуренция – это такая рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (одинаковую, стандартизированную) продукцию, и ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

а) на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;

б) тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и соответственно продавцов;

в) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;

г) наличие полной и доступной информации участников обмена, о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

Свободная конкуренция способствует:

1. наиболее рациональному и эффективному развитию экономики;

2. постоянному усовершенствованию техники и организации управления;

3. внедрению научно-технических достижений в производство;

4. снижению издержек производства;

5. повышению качества товаров и услуг;

6. расширению ассортимента;

7. улучшению торгового и послеторгового обслуживания покупателей.

В чистом виде свободной конкуренции нет.

Как и любая экономическая категория, конкуренция имеет две стороны: позитивную и негативную.

Позитивная сторона конкуренции:

- снижение издержек;

- быстрое внедрение НТП;

- гибкое приспособление к спросу;

- высокое качество продукции;

- препятствие к завышению цен;

Негативная сторона конкуренции:

- разорение многих субъектов рыночной экономики;

- порождает анархию и кризис производства;

- приводит к чрезмерной эксплуатации ресурсов;

- ведет к экологическим нарушениям.

На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров. В зависимости от способа поведения фирм на рынке проявляется в виде двух основных методов конкурентной борьбы:

- ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредствам уменьшая издержки производства;

- неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции, создание товаров-заменителей, сервисное обслуживание, реклама и т.д.

Совершенная конкуренция в чистом виде не существует. Но имеется ряд отраслевых рынков, которые в сравнительно большей степени имеют эту структуру. Например, рынок сельхозпродуктов, рынок некоторых услуг. эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется спросом и предложением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: