Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:

ü поощрение создание товаров-заменителей;

ü поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;

ü привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

ü финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранение доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

Антимонопольное регулированиеэто система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования:

- ограничивается монополизация рынка;

- постоянный государственный мониторинг;

- запрещается установление монополистических цен;

- сохранение и поддержание конкуренции.

Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Основная цель антимонополистического законодательства:

- обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития совершенной конкуренции в народном хозяйстве,

- снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определить правовой режим регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

В конце 1991 года в России был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных (рынках)», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О защите конкуренции». Этот закон объединил два ранее действовавших закона - Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При этом в ФЗ «О защите конкуренции» не просто формально включены положения двух законов, но и введено много принципиально новых для российского антимонопольного законодательства институтов, концептуально изменены подходы к отдельным ключевым понятиям, процессуальным и процедурным инструментам, действовавшим ранее.

В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности был создан государственный комитет по антимонополистической политики (Антимонопольный комитет), позже преобразованный в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика – это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

По решению ФАС доля хозяйствующего субъектом может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в РФ:

ü Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

ü Контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%);

ü Предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

ü Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

ü Привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм.

В странах со смешанной экономикой можно выделить основные четыре формы государственного регулирования (рис. 7.5).

 
 

Рис. 7.5. Формы государственного регулирования экономики

В современных условиях главной функцией государства становиться организация экономического, правового и социально-политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства. Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.

Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

1. создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

2. обеспечение социальной защиты группы населения, положение которых в рыночной экономике становится наиболее уязвимым;

3. минимизацию негативных последствий рыночных отношений.

Для выполнения данных целей современное государство имеет мощные регулирующие средства воздействия на рыночную экономику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: