Особенности торговли новшествами

ТЕМА 7.

ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВЛИ НОВШЕСТВАМИ

 

7.1. Особенности новшества как товара и его торговли

7.2. Цена инновации, ее особенности и виды

7.3. Порядок расчета цены инновации

 

Особенности торговли новшествами

Если мы говорим о товарном характере инновации и его реализации, то возникают специфические особенности торговли им. Они затрагивают возможность и необходимость того, чтобы товарные отношения между инновационной организацией – производителем новшеств и предпринимателем – потребителем новшеств были поставлены на договорную основу, включающую важнейшие условия реализации товаров (такие как количество, качество, цена, сроки поставки, затраты на обращение и т.д.), а также положения, касающиеся невыполнения договорных обязательств.

Следует заметить, что при торговле инновациями в значительной степени отпадаетодин из наиболее характерных признаков товарооботота – неизвестный потребитель и связанная с ним неполная ясность в характере спроса на товар.

Функция свободного спроса и предложения при этом не исключается (например, на информацию), но имеет более ограниченный характер.

Особенности торговли новшествами выделяют её в самостоятельную сферу, в относительно обособленный рынок.

Важнейшая особенность этого рынка – ценообразование, а именно:

- имеют ли новшества стоимость и цену, а также

- будет ли цена денежным выражением стоимости новшества.

Само по себе новшество, кроме опытной продукции, не имеет прямой потребительной стоимости. Но использованное или приспособленное к нуждам производства и внедренное в него, оно может привести к созданию новых потребительных стоимостей.

Следовательно, его потребительная стоимость опосредована и проявляется дополнительно.

Интеллектуальный продукт может перейти из сферы науки, где он появился, в сферу производства и получить непосредственную потребительную стоимость, перевоплотившись в произведенную с его помощью новую продукцию или новую технологию, новые средства труда или другие формы. Поэтому независимо от того, как происходит это перевоплощение (опосредованно), можно говорить о наличии потребительной стоимости новшества – одного из элементов товарности.

Но иначе обстоит дело со стоимостью – вторым атрибутом товара.

Научный труд имеет особый характер, он не может быть подведен под общую рубрику абстрактного труда, рассматриваемого как целессобразная деятельность человека, расходующего свою энергию. Не это характеризует научный труд, так он не сводится к простому человеческому труду и содержит в себе интеллект и специфику творческого движения. С другой стороны, и время научного труда не может служить его мерилом, как и мерой полученного результата.

Следовательно, нельзя говорить и о стоимости научного труда как овеществленном в нем труде, что означает отсутствие его стоимости в классическом смысле и необходимости признания его особенностей стоимости.

Особенности стоимости обуславливают ряд факторов, которые его образуют. Они представляют собой специфическое проявление эффекта, который научный труд создал для общества.

Стоимость и цена новшества не имеют прямой связи с трудом, вложенным в его производство, как и со временем, в рамках которого этот труд был затрачен.

Эта стоимость определяется исключительно тем эффектом, который новшество создает в производстве и представляет капитализированный эффект.

Сказанное о стоимости относится и к цене новшества. Её сущность может быть определена каквыраженная в деньгах стоимость эффекта, созданного с использованием новшества.

Особенности стоимости новшества определили и специфику его цены, а также способ её образования.

 

7.2. Цена инновации, ее особенности и виды

Требования к ценам могут быть сформулированы так:

· Эффект от использования новшества выражается в накоплении дополнительной прибыли, создаваемой при его использовании в производстве;

· срок использования новшества, от которого зависит масса эффекта, обусловливается моральным износом новшества;

· эффект от новшества не может быть полностью присвоен инновационной организацией (продавцом), так как это делает бессмысленным для предпринимателей его покупку и использование а производстве.

Мировая практика дает различные соотношения в дележе эффекта между продавцом и покупателем новшества. Покупателем присваивается от 0,2 до 0,6 части прибыли (эффекта) от использования научного продукта.

Это соотношение зависит от научного уровня продукта и от характера участия покупателя в его создании (производстве);

Научный продукт не отчуждается от инновационной организации (ученых), и при использовании не уничтожается, как все остальные товары, и может быть продан различным покупателям, если это не ограничено первым покупателем.

Повторная продажа, однако, имеет отношение к оценке новшества. Чем больше повторяется продажа, тем больше совокупный экономический результат от производственного использования новшества.

Три ошибки, совершаемые инменом при определении цены новшества:

1) прямое использование сметной стоимости (себестоимости) выполненных работ при создании новшества. Цена, построенная путем учета затрат, не является стоимостью новшества и ничем в принципе не отличается от простого возмещения затрат;

2) Уход от затратной основы при формировании цены через категорию экономического эффекта. Экономический эффект работает как сравнительная категория в аналитической, а не в практической области, и не может быть использован в условиях рыгка новшеств;

3) Самая распространенная – это попытка создать видимость более полной оценки новшества путем прибавления к затратам на его создание дополнительной прибыли, выступающей в роли меры экономической эффективности. Эта прибыль не может служить мерой эффективности научного труда (новшества), и ее стимулирующее влияние практически мало из-за несопоставимости с затратами.

Природа этих ошибок заключается в неопределенности представлений:

· о характере научного труда, главная особенность которого состоит в том, что он может создавать прибавочный продукт, многократно превышающий затраты на его получение;

· о продукте научного труда, который только при определенных условиях может быть приравнен к товарной продукции в силу возможностей его непосредственного использования в материальном производстве с целью удовлетворения конкретной общественной потребности с получением прибыли.

Если новшество используется непосредственно в материальном производстве, то цена на него должна исходить из ожидаемых экономических результатов именно этого производства (цена фактора производства). Во всех остальных случаях в условиях рынка цена на него всегда будет условной.

Недостатков, приводящих к искажению действительной стоимости новшества, можно избежать в условиях, когда покупатель и продавец достигают соглащения о рыночной цене новшества на основе разделения прибыли от нововведения.

В силу индивидуальности новшества и общественнонеобходимых затрат на его создание, а также из-за различных экономических условий использования новшества (индивидуальное сочетание факторов производства и их величин) можно констатировать, что и рынок новшеств не дает равновесной рыночной цены. В этих условиях есть, пожалуй, возможность использовать две цены: цену покупателя и цену продавца.

Между этими ценами будет лежать договорная цена, которую называют ценой рыночной инновационной сделки.

Цена покупателя новшества будет раасматриваться им в прямой зависимости от его полезности (парибыльности).

Покупатель исходит из того, что величина создаваемого прибавочного продукта с использованием новшества позволяет как минимум окупить инвестиции в определенный срок. Это требование выражается такой зависимостью:

Зн + Зр = a Пгн (1)

где Зн - затраты на создание новшества (затраты продавца);

Зр затраты на реализацию новшества (затраты покупателя);

a – величина, обратная выбранному (приемлемому) коэффициенту

эффективногсти единовременных затрат (капиталовложений);

Пгн годовая прибыль, полученная с использованием новшества.

Под затратами на создание новшества следует понимать не индивидуальные, а общественнонеобходимые затраты на его создание (производство), т.е. стоимость. Тогда стоимость новшества или цена покупателя будет равна:

Цнп = a Пгн – Зр, (2)

где Зр единовременные затраты, что адекватно капиталовложениям К.

 

В итоге формула цены покупателя новшества принимает следующий вид:

Цнп = a Пгн - К (3)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: