Организация учебно-воспитательного процесса

Приказом Министерства образования РФ (№237, 1993 г.) утвержден Базисный учебный план для всех общеобразовательные учреждений страны.

Базисный учебный план определяет минимальное количество часов на изучение образовательных предметов, устанавливает нагрузку учащихся в зависимости от возраста.

В зависимости от профиля образовательного учреждения в каждом из них учебный план разрабатывается самостоятельно. При этом часы по отдельным дисциплинам могут изменяться, однако нагрузка не должна превышать установленные гигиенические нормы.

Школьные занятия сочетают в себе достаточно высокие психические и физические, статические и динамические нагрузки, поэтому учебно-воспитательный режим предусматривает выполнение следующих правил:

· учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 ч утра (при этом проведение нулевых уроков запрещается) и заканчиваться не позже 18 часов во вторую смену;

· учащиеся начальной школы, пятых, выпускных и классов компенсирующего обучения должны обучаться в первую смену;

· в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в первых классах должен применяться «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре – 3 урока 35-минутной продолжительности; начиная со второй четверти – 4 урока по 35 мин каждый; во втором полугодии количество уроков определяется недельной учебной нагрузкой, продолжительность каждого урока не должна превышать 40–45 мин;

· для обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы;

· проведение сдвоенных уроков в начальной школе запрещается. Для учащихся 5–9-х классов сдвоенные уроки допускаются при проведении лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки следует проводить следом за большой переменой или динамической паузой продолжительностью не менее 20–30 мин;

· продолжительность перемен между уроками должна быть не менее 10 мин., а большой перемены (после двух или трех уроков) – 30 мин. Вместо одной большой перемены допускается устраивать две перемены и по 20 мин каждая после второго и третьего уроков. Перемены необходимо проводить при максимальном проветривании. На большой перемене рекомендовано посещение столовой или чаепитие в классной комнате;

· в оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения естественной потребности школьников в движении, которая может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 ч: проведение гимнастики до учебных занятий; физкультминутки на уроках (5 мин.) в младшей и средней школе; подвижные игры на всех переменах; уроки физкультуры (не менее 3 ч в неделю для всех классов; внеклассные формы спортивных занятий (работа спортсекций, групп коррекции опорно-двигательного аппарата, общешкольные соревнования, дни здоровья и т.п.); самостоятельные занятия физкультурой.

С этой же целью в школьный компонент учебных планов (особенно для младших школьников) необходимо включать предметы, связанные с подвижной двигательной активностью (хореография, ритмика, современные, бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и т.д.).

Питание.

Интенсивная учебная деятельность связана с умственными и физическими нагрузками, затратами энергии, выполнить которую можно с получением пищи.

Для растущего организма чрезвычайно важно рациональное питание. Для нормальной жизнедеятельности организма необходимо питание, обеспечивающее энергозатраты, достаточное по количественному составу и учитывающее сложные взаимоотношения между питательными веществами, витаминами, минеральными веществами. Рациональное питание должно обеспечивать поступление в организм веществ, идущих на формирование новых клеток, и возмещать энергетические траты организма, способствовать нормальному физическому и психическому развитию детей, повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, улучшать работоспособность.

Одним из важных принципов рационального питания является правильно организованный режим ученика. Это понятие включает:

· строгое соблюдение времени приема пищи и интервалов между ними;

· правильное количественное и качественное распределение пищи на отдельные приемы и сочетаемость пищевых компонентов;

· санитарно-гигиенические условия приема пищи и поведение ребенка во время еды (культура поведения за столом).

Рекомендуется принимать пищу не ранее, чем через 3–3,5 ч и не позже 4–4,5 ч после предыдущего приема. Рациональным режимом питания всех здоровых детей старше 1 года является 4–5-кратный прием пищи. При организации режима питания необходимо правильно распределять калорийность суточного рациона, учитывать количественное распределение пищи. Желательно, чтобы последний прием пищи был не позднее чем за 2 ч до сна.

В таблице представлены нормы физиологических потребностей детей в энергии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: