Проблема развития и сохранения здоровья детей в системе образования

Тема 8. Особенности формирования здорового образа жизни в системе образования.

Вопросы:

1. Проблема развития и сохранения здоровья детей в системе образования.

2. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.

3. Основные направления формирования здорового образа жизни в системе образования.

Проблема развития и сохранения здоровья детей в системе образования

 

Здоровье молодежи – актуальная тема для любого общества, поскольку здоровье подрастающего поколения определяет в перспективе здоровье нации. Здоровьем и развитием детей и подростков занимаются не только их родители, но и медицинские, а также образовательные учреждения.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для детей и подростков этой средой являются учреждения образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связана значительная часть их дня.

Дети младшего возраста с 3-х до 6-7 лет значительную часть времени проводят в дошкольных образовательных учреждениях. С 6-7 до 17 лет дети учатся в средних учебных заведениях, с учебой в которых связаны более 70% времени их бодрствования. В то же время, в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. Дети особенно уязвимы в отношении факторов риска неинфекционных и инфекционных болезней, многие из которых можно эффективно предотвращать.

Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в пять раз возросло число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения. По данным медосмотров выявляются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми; ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям.

 

Кол-во учащихся 1 класс 11 класс
Физиологические отклонения 30% 80–85%
Близорукость 3,9% 12,3%
Нервно-психические расстройства 5,6% 16,4%
Нарушения осанки 1,9% 16,8%

 

Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Множество факторов тому виной. Здоровье ребенка подвергается воздействию не слишком благополучной экологической обстановки, нагрузка в школе и даже детском саду возрастает, стремясь угнаться за ритмом жизни современного общества. Переутомление, напряженный ритм учебы, неправильное питание, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе – состояние здоровья детей отражает картину нашего общества.

Проведенные в последние годы гигиенические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья школьников. Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без учета актуализирующихся потребностей учащихся. В результате такого противоречия у детей возникает психическое перенапряжение, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний. Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счёт чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей. Кроме того, у них происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддитивное поведение), в конечном итоге – ухудшается их здоровье.

Вторая причина связана с неспособностью самих учащихся должным образом заботиться о собственном здоровье, что также говорит о недостатках в системе школьного образования. На сегодняшний день школа плохо занимается гигиеническим образованием детей.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения): экология; семья и микроклимат в ней; наследственность

· Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

· Круг общения, вредные привычки;

· Питание;

· Здоровый образ жизни.

б ) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):

· Стрессовая педагогическая тактика;

· Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

· Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

· Провалы в существующей системе физического воспитания;

· Интенсификация учебного процесса;

· Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

· Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

· Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:

· комплексно и системно;

· длительно и непрерывно (9-11 лет ежедневно).

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: