Товарный ассортимент и товарная номенклатура

Товарный ассортимент – это группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен. Ассортимент товаров конкретизируется по их видам, разновидностям и наименованиям.

Широта товарного ассортимента определяется целями, которые предприятие ставит перед собой. Предприятия, заинтересованные, прежде всего в высокой прибыльности своего бизнеса, имеют обычно суженный ассортимент доходных изделий. С течением времени товарный ассортимент обычно расширяется. Этого можно достичь двумя способами: наращивать или насыщать товарный ассортимент.

Наращивание ассортимента происходит тогда, когда предприятие выходит за пределы того, что производит в настоящее время. Наращивание это может идти либо вниз, либо вверх, либо в обоих направлениях одновременно (двухстороннее наращивание).

1.Наращивание вниз. Многие предприятия поначалу располагаются в верхнем эшелоне рынка и впоследствии постепенно расширяют свой ассортимент, чтобы охватить и нижележащие эшелоны. Наращивание вниз может иметь целью сдерживание конкурентов, наступление на них или проникновение в наиболее быстро растущие сегменты рынка.

2.Наращивание вверх. Предприятия, действующие в нижних эшелонах рынка, возможно, захотят проникнуть в вышележащие. Их могут привлекать более высокие темпы роста верхних эшелонов рынка или их повышенная прибыльность. А возможно, предприятие просто захочет позиционировать себя в качестве производителя с исчерпывающим ассортиментом.

3.Двухстороннее наращивание. Предприятие, работающее в среднем эшелоне рынка, может принять решение о наращивании своего товарного ассортимента вверх и вниз одновременно.

Расширение товарного ассортимента может происходить и за счет добавления новых изделий в его существующих рамках. Есть несколько причин, по которым прибегают к насыщению ассортимента:

- стремление получать дополнительную прибыль;

- попытки удовлетворить дилеров, жалующихся на проблемы в существующем ассортименте;

- желание задействовать неиспользуемые производственные мощности;

- попытки стать ведущим предприятием с исчерпывающим ассортиментом;

- стремление ликвидировать проблемы с целью недопущения конкурентов.

Перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению прибыли, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители оказываются в состоянии неопределенности. При выпуске новых товаров предприятию следует удостовериться, что новинка заметно отличается от уже выпускаемых изделий.

Товарная номенклатура – это совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом. Товарную номенклатуру любого предприятия можно описать с точки зрения ее широты, насыщенности, глубины и гармоничности.

Под широтой товарной номенклатуры следует понимать общую численность ассортиментных групп товаров, выпускаемых предприятием (например, губная помада, лак для ногтей, шампунь, бальзам, гель для душа, пенка для волос, крем, тоник и т.д.).

Под насыщенностью товарной номенклатуры понимают общее количество составляющих ее отдельных товаров (например, шампунь восстанавливающий, защитный, для объема и блеска, крем дневной, ночной, увлажняющий и т.д.)

Под глубиной товарной номенклатуры понимают варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы (например, компания «Фаберлик» изготавливает помаду различных тонов и общее число тонов равно 80, значит, глубина предложения губной помады равна ее 80 разновидностям).

Под гармоничностью товарной номенклатуры подразумевается степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения или каких-то иных показателей.

Приведенные четыре параметра, характеризующие товарную номенклатуру, помогают предприятию определять свою товарную политику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: