Тема 8. Познания и его основные формы

Раздел II ЛОГИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ

1.Познания как отношение человека к миру. Субъект и объект познания

2.Чувственное и рациональное познание и его формы.

3. Проблемы истины в философии и науке.

При изучении первого вопроса «Познание как отношение человека к миру. Субъект и объект познания» следует понять, что изучение сущности познания является одной из основных задач философии. Теория познания (гносеология) являются важнейшим разделом многих философских систем, а порой и основным ее компонентом.

Познание - это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе.

Познавательная активность в конечном счете направлена на удовлетворение исторически формирующихся материальных и духовных потребностей и интересов людей, и в этом плане неразрывно связана с целесообразной практической деятельностью. Последняя и представляет собой историческую предпосылку основу и важнейшую цель познания.

Те конкретные вещи, явления, процессы, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, называется субъектом познания.

Субъектом может выступать отдельный индивид, социальная группа (например, общество ученых) или общество в целом. Отсюда познание — это специфическое взаимодействие между субъектом и объектом, основная цель которого — обеспечение моделей и программ, управляющих освоением объекта в соответствии с потребностью субъекта.

Таким образом, гносеология изучает особый тип отношений между субъектом и объектом — познавательный. «Отношения познания» включают в себя три компонента: субъект, объект содержание познания (знание). Для уяснения сущности познания следует проанализировать отношения между: 1) получающие знание субъектом и источником знания (объектом); 2) меж субъектом и знанием; 3) между знанием и объектом.

В первом случае задача заключается в том. чтобы объяснив как возможен переход от источника к «потребителю». Для это необходимо дать теоретическое объяснение тому, как объективное содержание познаваемых вещей и явлений переносится в человеческую голову и преобразуется в ней в. объективное содержание знания.

При рассмотрении второго из указанных отношений возникает комплекс, вопросов, связанных, с одной стороны, с освоением человеком уже готовых, наличествующих в культуре массив знания (в книгах, таблицах, кассетах. ЭВМ и т. д.), с другой с оценкой субъектом тех или иных знаний — их глубины, адекватности, усвоения, полноты, достаточности для решения тех или иных задач и т. д.

Что касается отношения между знанием и объектом, то оно подводит к проблеме достоверности знания, истины и ее критериев.

Решение гносеологических проблем в философии базируется на следующих принципах.

Принцип объективности. Он утверждает; объект познания (вещи, природные и социальные явления, знаковые структуры и т. д.) существует вне и независимо от субъекта и самого процесса познания. Отсюда вытекает методологическое требование -вещи и явления нужно познавать объективно, т. е такими, каковы они есть сами по себе. В получаемые результаты познания человек не должен привносить ничего от себя.

Принцип познаваемости. Он утверждает, что реальность надо познать такой какой она есть. Данный принцип является выводом из всей истории познания и практики человечества. Человек способен адекватно, с необходимой в каждом конкретном случае полнотой познавать природное и общественное бытие. Не существует никаких принципиальных границ на пути бесконечного движения субьекта ко все более адекватному и исчерпывающему постижению реальности.

Принцип отражения. Этот принцип неразрывно связан с понятим отражения, в котором выражена сущность материалистическое понимания познания. Первое условие научного понимания и объяснения познания - признание его отражательного характера. Принцип отражения можно сформулировать так: в своей сущности познания объекта есть процесс отражения его в голове человека.

В гносеологических концепциях прошлых эпох отражение рассматривалось: во-первых, как пассивный процесс, подобный зеркальному отражению; во-вторых, как процесс, в основе которого лежит механическая причинность (появление образов детерминируется воздействием на органы чувств конкретных причин); в - третьих как исчерпывающая характеристика способа и конкрет­ных механизмов формирования объективно-истинного знания. Все это приводило к трактовке различных форм познания в духе метафизического и созерцательного подходов.

Сохраняя рациональное, что было в понимании принципа отражения у материалистов прошлого, гносеология вкладывает в этот принцип качественно новое содержание, соответствующее современному состоянию философской и естественнонаучной мысли. В настоящее время, отражение понимается как всеобщее свойство материи и определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними.

Принцип творческой активности субъекта в познании. Духовно-творческое и духовно-практическое освоение мира человеком включает в себя не только отражательную деятельность, связанную с получением информации о мире и о самом себе, но и разнообразные формы творчества, конструирование новых предметных реалий «мира культуры».

Введение принципа практики и творческой активности субъекта в решение гносеологических проблем позволяет на качественно новом уровне понять подлинную природу субъекта и объекта познания, с одной стороны, и конкретный механизм их опосредования в целостной структуре познавательного акта - с другой.

В современной гносеологии субъект не есть только система, получающая, хранящая и перерабатывающая информацию (подобно любой живой системе). Субъект — это прежде всего общественно - историческое существо, наделенное сознанием, способно к целеполагающей, предметной, творчески преобразующей деятельности. С этой точки зрения, субъект познания, взятый во всей полноте своих социальных определений и духовно-практических характеристик, это не только отдельный человек, но и социальная группа, слой, общество в ту или иную историческую эпоху.

Качественно по-новому подходит современная материалистическая гносеология и к рассмотрению объекта. Для субъекта не безразлично, является ли нечто актуальное объектом познания или нет. С гносеологической точки зрения это различие представляет специальный интерес.

В связи со сказанным можно, сформулировать общую закономерность познания, гласящую о том, что степень предметного освоения реальности в практике людей вычленяет ту совокупности измерений объекта, которая выступает в каждую данную основой его отражения в головах людей. Человек не просто вступает в контакт с объектами (вещами, явлениями, процессами) природного и общественного бытия вообще, во всей их бесконечной сложности. Побуждаемый к деятельности своими материальными и духовными потребностями, ставя те или иные цели, всегда берет их как некоторый «частичный объект», или «предмет».

Субъект и объект как противоположные стороны образуемых противоречивое отношение. Субъект не может воздействовать объект иначе, как предметным образом. Это значит, что в свое распоряжении он должен иметь материальных посредников своих воздействий на познаваемый объект — руки, орудия труда, измерительные инструменты, химические реактивы и т. п. Процесс познания был бы невозможен без постоянного расширения и усложнения этого «мира посредников». Равным образом механизм воздействия объекта на субъект предполагает свою систему посредников непосредственная сенсорная информация, различные знаковые системы, и прежде всего человеческий язык.

Основным познавательным отношением является отношения «образ — предмет». В широком смысле слова образом можно назвать то состояние сознания, которое тем или иным способом связано объектом. По отношению к объекту можно выделить три типа образов: 1)образы-знания, отражающие объективную реальность; 2)образы-проекты, представляющие собой мысленные конструкции, которые должны быть или могут быть воплощены на практике; 3) образы-ценности, выражающие потребности и идеала субъекта.

Рассматривая второй вопрос «Чувственное и рациональное познание и его формы» следует исходить из того, что чувственное познание содержит в себе образы, которые дают органы чувств человека. Основные формы чувственной ступени познания – ощущения, восприятия и представления. В ощущениях каждый из органов чувств (зрение, осязание, слух, обоняние, вкус) специфическим для него способом отражает отдельные свойства, стороны вещей (цвет, звук, запах, твердость и т.д.).Восприятие – отражение свойств предмета, взятых как целое. Представление – наглядный целостный образ вещи, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти обобщенно.

Чувственные образы человека, в отличии от образов, которые дают органы чувств животных, опосредствованы социальным опытом и обладают внутренней активностью (представляют собой именно живое созерцание). Базовой формой чувственного познания служат ощущения. Они обеспечивают непосредственную связь сознания с объективной реальностью и являются единственным внешним каналом, по которому можно получить информацию о мире.

Рациональное познание. Человек получает информацию посредством естественных сигналов, идущих от объектов и искусственных сигналов, передаваемых от субъекта к субъекту и функционирующих в системе человеческого языка. Развитие и совершенствование языка тесно связано с развитием рациональной ступени познания. Язык – важнейший информационный посредник между субъектом и обществом. Без него невозможно оперирование готовыми знаниями.

Абстрактное (рациональное) мышление – это функционирование существующих в языке знаний, связанных с реальностью через посредтсво чувственных образов, способных отражать то, что удобно органам чувств. Элементарные формы рационального мышления – понятие, суждение и умозаключение. В них выделяются и фиксируются в знаках языка предметные признаки вещей. Понятие отражает существенные признаки вещей, т.е., которые необходимы и достаточны для их отличия в определенном отношении. В понятиях как бы концентрируются, подытоживаются наши знания. Суждение фиксирует любые признаки предмета утверждая или отрицая что-либо об объекте познания: «роза красная», «метафизика отрицает противоречие как источник развития «атом неисчерпаем» и т. д. Умозаключение представляет собой, связывание суждений, дающее новое знание без обращения; к показаниям органов чувств Например, уже в древности был сделан вывод (суждение) о том, что Земля имеет форму шара, вывод получили следующим образом: Земля во время лунных затмений отбрасывает тень в форме диска, а так как только шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. — значит,она круглая.

Человеческое познание в целом есть единство чувственного и рационального. Люди ставят задачи познания и толкуют его результаты на уровне рационального мышления, а необходимую информацию получают с помощью органов чувств. Ученый не просто смотрит в микроскоп, он проверяет какое-то предположу (гипотезу), выполняет логически обоснованную программу исследования, истолковывает увиденное в свете определенных понятий и теорий.

При изучении третьего вопроса «Проблема истины в философии и науке» следует исходить из того, что основными противоположивши характеристиками отношения познавательного образа, человеческих знаний к объекту выступают истина и заблуждение.

Истинным является образ, адекватный отражаемому объекту. Образ, не соответствующий своему объекту, рассматривается как заблуждение. Эти, на первый взгляд, простые определения порождают сложные проблемы, как только зададимся вопросом что такое соответствие и каков механизм его установления.

Соответствие означает совпадение признаков образа и объекта. Если с каждым из признаков понятия соотносится признак объекта, и наоборот, то лишних признаков не остается, по соответствует объекту. Любой объект многокачествен, многомерен, неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях. 3нание же о нем содержит конечное количество информации. Исходя из сказанного, можно сформулировать основную проблему т истины: как можно установить соответствие конечного по своему содержанию знания бесконечному объекту? Для ее решения необходимо рассмотреть основные характеристики истины: объективность, абсолютность, относительность, конкретность и проверяемость практикой.

Под объективностью истины понимается такое содержание наших знаний, которое, отражая действительное положение вещей не зависит от субъекта познания, не зависит ни от человека, человечества.

Признаки объективной истины с необходимостью влечет за собой признание в той или иной форме абсолютной истины (абсолютного момента) в человеческом познании и наоборот, отрицание и самой объективной истины, что ведет к агностицизму.

Абсолютная истина означает полное, исчерпывающее знание о чем то. Однако момент абсолютности истины подвижен, является определенным историческим пределом, к которому бесконечно приближается познание. При дальнейшем прогрессе общества то, что казалось абсолютной истиной, превращается в относительную истину.

То важнейшее обстоятельство, что характеристика любого образа как абсолютной истины, относительной истины или заблуждения может быть дана не вообще, а только но отношению к определенным условиям познания, к тому или иному срезу бесконечного объекта, (т. с она справедлива только в определенном объективном интервале), выражается в положении о конкретности истины, согласно которому абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Абсолютная истина есть полное соответствие образа предмету в данном интервале; относительная истина выражает зависимость всякой истине от тех или иных объективных условий, от пределов приближения наших знаний к реальности; заблуждение выражает несоответствие знаний предмету. Истинность любого знания оценивается по отношению к предмету, выделяемому определенными средствами субъекта и определенных объективных условиях. В силу этого само отношение между относительной истиной и абсолютной таково, что первая именно потому выступает как истина, что в ней содержится момент абсолютной истины; вторая истина выступает в определенной степени как сумма, итог относительных истин.

Соответствие образа предмету устанавливается посредством практической деятельности. Практика — объективный критерий истины. Существует непосредственная и опосредованная практическая проверка истины. Если исследуемый предмет на деле проявляет себя именно так, как предполагалось, значит наши представлениям о нем истинны.

 

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Философский энциклопедический словарь.Ст. «Истина», «Информация», «Рационализм», «Сенсуализм», «Теория познания», «Объект», «Субъект».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: