ТЕМА 8. Оцінка результативності корпоративної соціальної відповідальності.
Эффективность корпоративной социальной политики: подходы и формы.
Экономические индикаторы.
Экологические индикаторы.
Социальные индикаторы.
1. Для компаний все более настоятельной становится необходимость переходить от сугубо затратных форм благотворительности к оптимизации корпоративной социальной политики, от единовременных пожертвований и неотслеживаемой раздачи средств к выработке стратегии, планированию социально значимых проектов и программ, оценке их результатов, то есть от банальной филантропии - к продуктивным социальным инвестициям.
В этой связи большое значение приобретает проблема оценки эффективности социальных инвестиций, в конечном счете - корпоративной социальной политики. Сегодняшние кризисные тенденции в экономике только повышают актуальность ее решения. Кризис - это время концентрации и перегруппировки сил. Из него можно выйти окрепшими при условии сохранения и развития человеческого капитала, отношений с клиентами и партнерами, а значит, - повышения репутации и авторитета не только в экономическом, но и социальном пространстве.
Главная проблема оценки эффективности программ по внедрению и развитию КСО - ее многовекторный и многоуровневый характер. Как известно, управлять можно тем, что измеряется. Измерение результатов деятельности создает возможность менеджерам, принимающим решения, не только оценить текущую ситуацию, но также определить или уточнить стратегические и тактические цели, распределить ответственность, выработать эффективные управленческие решения и отслеживать процесс достижения результатов.
Виды эффективности:
- результативность = Р/Ц отношение полученного результата к поставленной цели (эффективнее та деятельность, которая позволяет достичь желаемых результатов);
- экономичность = Р/З - отношение результатов к затратам ресурсов(эффективнее та деятельность, которая позволяет получить результат с меньшими затратами);
- целесообразность = Ц/П - отношение целей к реальным социальным проблемам (эффективнее та деятельность, которая позволяет решить реальные социальные проблемы).
Представленные базовые индикаторы рекомендуются для использования при подготовке корпоративных нефинансовых отчетов (социальных, в области устойчивого развития, экологических), а также в системах управления компаниями для организации мониторинга, контроля и оценки ключевых результатов деятельности. Базовые индикаторы разработаны с учетом международных стандартов, украинского законодательства, практики украинских, российских и международных компаний по отражению результатов деятельности и специфики развития бизнеса в Украине, России в целом стран СНГ.
Использование базовых индикаторов позволяет компаниям достаточно убедительно
представить информацию о своей деятельности по «триединому итогу» — экономическая, социальная и экологическая результативность — в соответствии с принципами отчетности по устойчивому развитию.
Назначение системы базовых индикаторов КСО:
- инструмент взаимодествия с заинтересованными сторонами
- поддреживают системы оценок показателей устойчивости, утсановленным нормативами на основе добровольных инициатив
- помогают компании в создании системы сбалансированного и адеквтаного представления об их экономических, экологических и социальных аспектах деятельности
- помогают совершенствовать систему управления КСО, повышать эффективность системы мониторинга, контроля и оценки ключевых результатов рабоыт компании
- способствуют сравнимости результатов деятельности различных компаний в сфере КСО