Особенности развития социальной сферы муниципальных образований в современных условиях

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По дисциплине «Развитие социальной сферы на муниципальном уровне»

Направление (специальность) «Государственное и муниципальное управление»

(объем аудиторных часов - 14)

(количество тем - 5)

Разработал: к.и.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Михайлова М.В

Санкт-Петербург

2011г.

Лекция 1. ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (2 часа)

Особенности развития социальной сферы муниципальных образований в современных условиях

Как категория «социальная сфера» является объектом социальной политики. Состояние и направленность развития социальной сферы целиком и полностью вытекают из оценки актуальных проблем собственно социального развития конкретной общности, того или иного территориального образования.

Рассмотрим в этой связи особенности развития социальной сферы муниципальных образований в современных условиях, в том числе и в связи с возможными направлениями ее реформирования, разработкой адекватных управленческих механизмов.

Прежде всего, напомним, что целевой установкой социальной политики государства является повышение уровня и качества жизни, совершенствование широкого спектра условий жизнедеятельности населения. Практически сходный по своей сути круг задач определяет и ориентиры развития социальной сферы, как на региональном уровне, так и на уровне муниципальных образований.

Действительно, качество жизни - это интегральное понятие, всесторонне характеризующее уровень и степень благосостояния, свободы, социального и духовного развития человека. Очевидно, что оно должно определять целевые установки социально-экономического развития, а также являться конечным результатом любых преобразований в социальной сфере.

Достижение высокого уровня качества жизни предполагает: во-первых, обеспечение здоровья и среднеевропейских стандартов продолжительности жизни; во-вторых, совершенствование составляющих образа жизни; в-третьих, повышение уровня жизни населения.

Основные проблемы социального развития можно охарактеризовать, исходя из анализа динамики и содержания важнейших составляющих качества жизни населения муниципальных образований. Сложившиеся к настоящему времени ситуация и проблематика качества жизни населения, состояние социальной сферы прежде всего обусловлены общим состоянием экономики, ходом и результатами экономических реформ, а также состоянием материальных и финансовых ресурсов как в отдельно взятых муниципальных образованиях, так и в Российской Федерации в целом.

Форсированный переход к “социально ориентированной рыночной экономике” без достаточных на то предпосылок и подготовки необходимой правовой и нормативной базы реформ, формирования адекватного менталитета широких слоев населения, сложная финансово-экономическая ситуация и другие объективные обстоятельства не привели к исчерпывающим результатам потенциально эффективной, в целом, законотворческой и практической деятельности федеральных, региональных и муниципальных структур управления в области социальной политики, резко ограничили возможности отдельных муниципальных образований в проведении активной социальной политики, обострили традиционные социальные проблемы, способствовали появлению новых негативных процессов в социальной сфере.

С одной стороны, такой вывод подтверждается динамикой ряда важнейших социальных показателей. Среди них, прежде всего, следует выделить показатели уровня жизни, здоровья населения, занятости, преступности и т.д. С другой стороны, он вытекает из появления таких социально опасных негативных явлений, как безработица, социальное сиротство и безнадзорность, невыполнение важнейших государственных социальных гарантий, заметная поляризация структуры населения, социальная напряженность.

Наиболее общими показателями качества жизни являются продолжительность жизни и воспроизводство численности населения. Известно, что демографическая ситуация в большинстве регионов России характеризуется достаточно низкими параметрами воспроизводства населения, незначительным приростом численности, общим катастрофическим снижением продолжительности жизни россиян.

Динамические ухудшения последних лет, а также наличие ярко выраженных факторов отрицательного воздействия на демографическую ситуацию, настоятельно требуют целостной стратегии и программы действий в области демографического развития, в том числе и в направлении изменения количественных и качественных параметров населения в настоящем и будущем, создания предпосылок для плавного протекания рождаемости, смертности, брачности, миграции, которые в настоящее время имеют либо слабо выраженный характер, либо скачкообразную динамику. Последнее, в свою очередь, отражается на перепадах в численности отдельных поколений и создает тем самым проблемы в области здравоохранения, образования, занятости, социально-бытового обслуживания населения.

Что касается ситуации в сфере охраны здоровья населения, то многие показатели состояния здоровья населения вызывают тревогу. Высоким следует считать уровень заболеваемости людей острыми и хроническими болезнями. Серьезной медико-социальной проблемой становится рост социально обусловленных заболеваний: туберкулеза, алкоголизма, наркомании.

Среди комплекса причин, влияющих на состояние дел в сферах воспроизводства населения и его здоровья, важное место занимает снижение уровня жизни и расширение масштабов бедности больших в численном выражении социальных групп. Активно происходит процесс расслоения общества по уровню денежных доходов.

Объективно происходящие процессы изменения качества жизни, снижения уровня жизни ряда социальных групп привели к тому, что за последние годы выросло число лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

Важнейшим индикатором, характеризующим духовно-нравственное состояние общества, качество и образ жизни населения, является уровень преступности. Официальная статистика, касающаяся проблем обеспечения правопорядка в муниципальных образованиях городского типа, подтверждает такие негативные тенденции в данной сфере, как устойчивое превышение темпов роста числа лиц, совершивших преступления, над темпами роста общей численности населения; усиление криминализации в части экономических преступлений и рецидивных противоправных действий; рост преступности среди несовершеннолетних.

Большие проблемы имеют место и в таких сегментах социальной сферы, как образование, наука, культура, искусство, молодежная политика и др. Это дает основания утверждать, что общая ситуация в социальной сфере требует безотлагательных и принципиально кардинальных изменений. Причем, сохранение в большинстве муниципальных образований “производственно ориентированной” концепции организации управления социальной сферой, когда во главу угла ставятся вопросы руководства подведомственными предприятиями, городским хозяйством и в целом экономическим блоком, тогда как вся проблематика качества жизни населения отодвигается на второй план, явно не соответствует возможностям муниципальных образований в свете новых законодательных инициатив. Именно уровень местного самоуправления, как следует из Закона РФ “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и других концептуальных документов, подразумевает приоритетность социальных блоков как в процессе целеполагания, так и при формировании организационных структур управления.

Поэтому есть все основания полагать, что существующая в большинстве случаев организация управления социальной сферой муниципальных образований страдает рядом недостатков, к важнейшим из которых (помимо отсутствия четкого концептуального видения социальной проблематики и путей ее разрешения) могут быть отнесены:

* недостаточная координация деятельности смежных комитетов социальной сферы и пересечение базовых функций, отсутствие концентрации ответственности и контроля исполнения и, как следствие, распыление и нерациональное в ряде случаев использование материальных и финансовых ресурсов;

* фактический отказ от функции целеполагания, долгосрочного планирования и прогнозирования в сфере муниципальной социальной политики и деятельности по развитию социальной сферы на стратегическом уровне управления;

* недостаточное организационное подкрепление программно- целевого подхода в решении проблем развития и функционирования социальной сферы муниципального образования как единого целого, стратегической задачей которого является повышение качества жизни населения; и др.

Таким образом, в рамках избранной стратегической схемы должна формироваться и система приоритетов социального развития муниципальных образований. Ориентирами развития социальной сферы муниципальных образований в этих условиях являются:

* нормализация и улучшение демографической ситуации, преодоление депопуляционных тенденций;

* реализация нового подхода к охране здоровья, переход от концепции “совершенствования медицинского обслуживания населения” к концепции “расширенного воспроизводства физического и психического здоровья населения”;

* переориентация местной социальной политики на семью, обеспечение социальных гарантий семье, детям и молодежи;

* активизация социальной политики, переход к адресной социальной помощи, достижение заметного улучшения материального положения и условий жизни населения;

* обеспечение эффективной, рациональной и свободно избранной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала муниципального образования;

* интенсификация развития культурно-образовательного потенциала муниципального образования на основе использования духовных традиций и наиболее эффективных современных образовательных, воспитательных и культурно-просветительных технологий;

* формирование и развитие инновационно-творческого потенциала населения, создание условий для проявления массовых культурных, образовательных и других социальных инициатив, включение людей в систему местного самоуправления;

* существенное улучшение и развитие муниципальной социальной инфраструктуры;

* разработка системы социальных нормативов и стандартов социальной сферы.

Последняя целевая установка является во многом не только важнейшей, аккумулирующей в себе текущие цели и задачи формирования действенной социальной политики на современном этапе, но и по существу исходной, если принять во внимание содержание ключевых проблем в области социального развития на нынешнем этапе реформирования экономики и общества.

1.2. Цели, задачи и принципы муниципальной социальной политики

После того, как описаны основные сущностные черты социальной политики как процесса управления социальным развитием (или развитием социальной сферы) обратимся к рассмотрению базисного понятия - муниципальной социальной политики (МСП). Здесь следует сформулировать основные определения, охарактеризовать цели местной социальной политики, ее структуру и место в системе государственного и муниципального управления.

Категория муниципальной социальной политики принадлежит к числу таких категорий, на понимание и интерпретацию которых оказывает существенное влияние достаточно широкая совокупность специфических факторов. К их числу относятся цивилизованные особенности, национальные и культурные традиции, построение политической системы, характер государственного устройства, наконец, господствующие в том или ином обществе религиозные и управленческие каноны. В то же время объективно существуют общие основания, позволяющие определить данную категорию в ряду других категорий понятийного аппарата социального управления.

На местах получают реальное воплощение все три уровня социальной политики - федеральный, региональный и собственно местный. И если на низшем уровне, в конкретных муниципальных образованиях происходит сбой, это означает дисфункциональность всей системы.

Таким образом, с позиций целевого критерия местный уровень является наиболее важным, тогда как федеральная и региональная социальные политики выполняют функцию его обеспечения.

С точки зрения субъекта управления местная социальная политика – это вид социальной политики, осуществляемой управленческим субъектом на соответствующем иерархическом уровне, в данном случае - муниципальном.

Важнейшим механизмом реализации муниципальной социальной политики является местный социальный бюджет, представляющий собой неотъемлемую часть местного бюджета. Экономическую основу формирования местного социального бюджета должны составлять муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления и т.п. Соответственно, важнейшим условием эффективной местной социальной политики является наполненность местных бюджетов, полноценная их доходная часть, сбалансированность доходов и расходов. Следовательно, такая муниципальная социальная политика требует от субъекта муниципального управления активной работы с источниками бюджетных доходов. Напомним, что доходы местных бюджетов могут включать: местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе; финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий; поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей; часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций; дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления; другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

Как видно, возможностей для формирования бюджетной основы действенной социальной политики на местном уровне немало. По существу, весь вопрос сводится, во-первых, к тому, чтобы переломить психологию «ожидания подачек от государства», и, во-вторых, к поиску инициативных должностных лиц органов местного самоуправления, обладающих новым социально-экономическим мышлением.

При разработке конкретной системы мероприятий местной социальной политики следует учитывать специфику типа местного сообщества, для которого формируется соответствующая совокупность социальных программ и внепрограммных решений.

С учетом указанного муниципальная социальная политика может быть определена как согласованная деятельность местных, региональных и федеральных субъектов управления при ведущей роли местного (муниципального) субъекта, направленная на управление социальным развитием местной поселенческой общности (населения муниципального образования), обеспечение материальных и культурных потребностей ее членов, регулирование процессов социальной дифференциации и ослабление социальной напряженности на территории.

С другой стороны,муниципальная социальная политика – это совокупность мер соответствующих управленческих субъектов по реализации выше обозначенных целевых установок.

Генеральной стратегической целью муниципальной социальной политики является повышение качества жизни населения муниципального образования.

Операциональные задачи муниципальной социальной политики представляют собой развертку генеральных целевых установок. Применительно к сложившейся системе государственного управления, местного самоуправления, а также с учетом существующих социально-экономических условий и ограничений различного характера основные задачи местной социальной политики могут быть сгруппированы, например, следующим образом:

* проведение активной политики повышения уровня жизни, социальной поддержки населения в направлении реализации его возможностей самостоятельно обеспечить свое благосостояние;

* проведение активной политики на рынке труда в направлении оптимизации структуры занятости, сокращения безработицы и минимизации критической зоны рынка труда;

* формирование механизма социальной защиты социально неблагополучных и социально уязвимых категорий населения, социального обеспечения нетрудоспособного населения;

* разработка эффективной системы защиты гражданских прав личности и обеспечения безопасности;

* проведение институциональных преобразований в социально-бытовой инфраструктуре и социально-культурной сфере с целью расширения возможностей по предоставлению соответствующих услуг населению, повышения качества обслуживания, обеспечения доступности для всех минимального набора бесплатных услуг образования, здравоохранения и т.п.

Рассмотрение специфики формирования, содержания и целей местной социальной политики фактически подводит к определению принципов развития социальной сферы муниципальных образований.

Муниципальная социальная политика в процессе своей разработки и реализации должна исходить из совокупности основополагающих методологических принципов, присущих любой научно обоснованной системе управления. К числу таких принципов принято относить целенаправленность, эффективность, многовариантность, оптимальность, системность и комплексность, непрерывность, сбалансированность, иерархическую соподчиненность. Кратко рассмотрим содержание данных принципов применительно к местной социальной политике.

Основным принципом разработки и реализации местной социальной политики следует считать целенаправленность. Последняя предполагает проведение политики, основанной на согласованной системе целей социального развития местной (муниципальной) общности. Данная система должна представляться в виде иерархической структуры («дерево целей» МСП), разворачивающей генеральную цель в совокупность вытекающих из нее социальных целей более низких уровней. Если генеральная цель муниципальной социальной политики для любого муниципального образования, в общем-то, едина - обеспечение максимально возможного развития качества жизни населения, то состав и содержание целей в каждом конкретном случае будут определяться местной спецификой, в том числе структурой населения, ресурсными характеристиками и т.п. Игнорирование принципа целенаправленности при разработке муниципальной социальной политики недопустимо, поскольку различная, подчас противоречащая друг другу целевая ориентация локальных социальных программ и отдельных мероприятий ведет к распылению ресурсов и потере управляемости социальной сферой.

Следующий принцип – принцип эффективности – заключается в выборе и проведении такого варианта местной социальной политики, который обеспечивает достижение поставленной генеральной цели и реализующих ее дифференциальных целей на основе рационального использования выделяемых ресурсов. Об эффективной местной социальной политике, таким образом, не приходится говорить, если поставленные цели не достигнуты или цена достижения слишком высока.

С принципом эффективности тесно связаны принципы оптимальности и многовариантности. Их использование, прежде всего, относится к этапу разработки муниципальной социальной политики. Здесь, опираясь на принцип многовариантности, следует первоначально сформировать достаточно широкий спектр версий проведения социальной политики, потенциально способных обеспечить достижение целевых установок. Затем в действие вступает принцип оптимальности. Руководствуясь критерием соотношения меры достижения целей, объема средств и сроков реализации, из всего множества предложенных версий субъект МСП выбирает оптимальный вариант.

Эффективная местная социальная политика подразумевает соблюдение принципов системности и комплексности. Первый из них требует рассмотрения МСП не как изолированной сферы деятельности субъектов управления различных уровней, а как части более крупной социальной системы. Такой системой, с одной стороны, может считаться общая система местного самоуправления как таковая, а с другой - единая эшелонированная система социальной политики в обществе, о чем говорилось выше. Из принципа системности вытекает, что при разработке МСП важно увязать составляющую ее подсистему конкретных мероприятий (программы помощи отдельным группам населения, льготы, целевые выплаты из местного бюджета и т.п.) как по управленческой горизонтали, так и по вертикали, то есть как с местными экономической, экологической и др. политиками, так и с федеральной и региональной социальными политиками. Кроме того, принцип системности требует, чтобы разработчики МСП учитывали, что изменение в каком-либо одном ее звене породит соответствующие реакции во всех других элементах системы местного самоуправления. Эта система, таким образом, должна рассматриваться как целостный комплекс, из которого нельзя произвольно выхватывать какую-то одну составляющую (составную часть), пусть даже кажущуюся в данный момент времени наиболее важной.

Принципы сбалансированности и иерархической соподчиненности во многом связаны с системностью и комплексностью в разработке и реализации местной социальной политики, хотя и не тождественны. Учет принципа иерархической соподчиненности применительно к социальной политике особенно важен, поскольку последняя представляет собой многослойное образование, интегрирующее мероприятия различных уровней управленческой иерархии. Ни цели, ни механизмы МСП не должны противоречить соответствующим целям и механизмам федерального и регионального уровней. Они должны их развивать и обогащать. То же самое можно сказать и о системе местных социальных ориентиров, нормативов и стандартов.

При рассмотрении вопросов разработки и реализации местной социальной политики принципу сбалансированности следует уделять особое внимание, поскольку именно в нем получает свое воплощение основная идея единой трактовки социальной справедливости. Принцип сбалансированности МСП подразумевает: недопущение предоставления социально необоснованных преимуществ одним категориям населения муниципального образования за счет других; такую структуру социальных программ и мероприятий на местном уровне, которая обеспечивает согласованное, сбалансированное развитие местной поселенческой общности как единого целого.

Принцип непрерывности подразумевает понимание процедур выработки и реализации МСП как процесса последовательного решения все новых и новых задач. На муниципальном уровне, как ни на каком другом, социальная политика не может быть сведена исключительно к жесткой схеме «цели - система мероприятий - результат». Жизнь местного сообщества постоянно порождает неожиданные проблемы, предлагает дополнительные варианты управленческих решений и т.п. Поэтому местная социальная политика объективно предполагает открытость для непрерывного совершенствования, уточнения, корректировки. В данном контексте принцип непрерывности в разработке и реализации МСП предполагает принцип наличия и задействования прямых и обратных связей между субъектом и объектом управления.

Наконец, эффективная местная социальная политика как неотъемлемый компонент системы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований не может не сказаться на инициативах снизу, на широкой активности различных групп населения, общественных организаций и объединений граждан. Это значит, что к упомянутой выше группе принципов следует добавить еще один - принцип равноправных партнерских отношений между субъектом МСП и населением.

Сказанное позволяет перейти к рассмотрению наиболее значимых ареалов проведения муниципальной социальной политики в современных условиях.

Рассмотрим некоторые наиболее важные сегменты, опосредующие конкретные явления в области качества жизни, трактуя их не только в связи с возможными направлениями социальной политики в области повышения качества жизни населения, но и как методологические основания, как предметную область в процессе формирования структуры социальных нормативов и стандартов.

Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения.

Важнейшим сегментом социальной сферы и направлением действенной социальной политики является реформирование системы социальной защиты населения и в первую очередь его наиболее социально уязвимых групп. Социальная защита должна носить целенаправленный, комплексный и адресный характер. Главной целью системы социальной защиты должно стать обеспечение средств к жизни нетрудоспособного или ограниченно трудоспособного населения (а также трудоспособного, но временно незанятого по объективным причинам), лиц, попавших в положение уязвимых групп по признакам социального (экологического, этнонационального и т.п.) неблагополучия.

Основной целью социальной политики в сфере обеспечения занятости и роста трудовых доходов населения является обеспечение постоянной занятости для всех способных и желающих трудиться в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями, улучшение динамики социально- профессиональной мобильности населения.

Регулирование занятости в направлении сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и предупреждения массовой безработицы, логически вытекающее из содержания целевых установок данного сегмента социальной политики, предполагает два достаточно самостоятельных аспекта деятельности органов власти в части целенаправленного воздействия на структуру занятости: 1) воздействие на спрос рабочей силы; 2) воздействие на ее предложение. В ареале обозначенных направлений регулирования рынка труда и процессов занятости населения формируются основные комплексы мер по улучшению общей ситуации в сфере обеспечения занятости и, как следствие, укреплению трудовых основ формирования доходов населения. Важным фактором регулирования занятости должна стать способность службы занятости населения формировать структуру учебной сети, которая в состоянии обработать имеющиеся трудовые потоки.

В комплексе мероприятий социальной политики по повышению качества жизни особо следует выделить блок воздействия на составляющие образа жизни населения. Последний включает совершенствование таких направлений развития социальной сферы, как обеспечение общественной и личной безопасности, реформирование отраслей социально-культурного комплекса (образование, культура, искусство, физическая культура), обеспечение социально-бытовых условий жизнедеятельности, проведение активной молодежной политики и т.п.

Важнейшим фактором формирования интеллектуально развитой личности, обладающей сложившейся системой ценностей и духовных ориентаций, широким кругозором, знаниями и современным мышлением, является сфера образования.

Стратегические ориентиры молодежной политики состоят в создании комплекса необходимых условий для социального, культурного, духовного и физического воспитания молодежи. При этом цель молодежной политики заключается в формировании благоприятных экологических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции. Цель определяет две главные взаимосвязанные задачи: создание объективных условий для цивилизованного социального и культурного становления и развития подрастающего поколения и создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общественной жизни и в интересах общества.

Наконец, важным компонентом формирования здорового образа жизни населения является обеспечение общественной и личной безопасности граждан. Цель системы обеспечения общественной и личной безопасности заключается в создании гарантий защиты жизни, имущественных и иных прав граждан, обеспечении общественной безопасности и охраны правопорядка.

Основные направления обеспечения общественной и личной безопасности должны быть тесно увязаны с территориальными программами развития образования, культуры и социальной инфраструктуры, программами занятости, подготовки кадров и т.п.

Таким образом, анализ сегментов и составляющих, обеспечивающих общую направленность в деле повышения качества жизни населения, имеет практическое значение для определения сферы нормативного регулирования и методических подходов к формированию системы социальных нормативов и стандартов.


Лекция 2. ТЕМА 2. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДОМИНАНТА ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ (2 часа)

2.1. Понятие «качество жизни»:
структурно-содержательные трактовки

Конечной целью социально-экономического развития любого государства и его регионов является повышение качества жизни своих граждан. Учёными многих стран на протяжении нескольких десятилетий ведётся поиск показателей, которые наиболее бы полно отражали реальное социально-экономическое, политическое, культурное и т. д. состояние общества, а также учитывали значение субъективных оценок отдельно взятого человека или социальной группы людей относительно различных сторон своей жизнедеятельности. К числу таких наиболее обобщённых показателей относится «качество жизни».

Проблема качества жизни начала активно разрабатываться в развитых странах Запада в 60-70-е годы XX века. Состоялись дискуссии по вопросам определения понятия «качество жизни», анализа его содержания, разработки критериев, построения моделей. Такой активный интерес к данной проблеме был связан с переходом к постиндустриальной стадии развития в ряде этих стран и осознанием обществом глобальных проблем современности. В период конца 50-х начала 60-х годов XX века обострились противоречия существующего типа общественного развития, проявившиеся в усилении наряду с позитивными (резкий рост производительных сил, улучшение материального положения населения), негативных его последствий (рост количества стрессовых ситуаций, ухудшение состояния окружающей среды и т. д.). В связи с этим «качество жизни» стало новым показателем общественного благосостояния, а его исследование – одной из самых динамично развивающихся отраслей научного знания.

Категория качества жизни населения используется сегодня всеми: экономистами, социологами, политологами; она включена в систему показателей социальной статистики, применяется при анализе медико-санитарных аспектов жизнедеятельности человека и т.д. Вместе с тем четкого и однозначного представления о том, что такое качество жизни, каково его содержание и параметры, до сих пор нет ни в западной, ни в отечественной литературе. Многие сходятся на том, что качество жизни – это наиболее обобщающий индикатор социально-экономической ситуации. Однако вопрос о том, что включать в эту категорию, остается спорным до сих пор.

Принято считать, что впервые термин «качество жизни» появился в книге американского экономиста Дж. Гелбрейта «Общество изобилия» в 1964 г., затем оно было применено социологом Д. Рисменом в работе «Одинокая толпа». В политический лексикон этот термин был введён президентом США Дж. Кеннеди. В «Докладе о положении нации» был выдвинут тезис о том, что «качество американской жизни должно идти в ногу с количеством американских товаров». По свидетельству американского социолога С. Маккола, выражение «качество жизни» было впервые употреблено Президентом США Л. Джонсоном, заявившим, что цели американского общества «не могут быть измерены размером наших банковских депозитов. Они могут быть измерены качеством жизни наших людей». Первое исследование качества жизни было проведено в Канаде и США с использованием 36 медико-социальных показателей за 1964–1974 гг.

В России возросший интерес к проблеме качества жизни обусловлен в большей степени другими причинами, нежели в западных странах и связан с началом политических и социально-экономических реформ в конце 80-х начале 90-х гг. Необходимо отметить, что в последние годы в российской научной литературе существенно увеличилось количество публикаций, посвящённых качеству жизни населения и проблемам его оценки. Но, тем не менее, степень разработанности теоретико-методологической базы научных исследований по этому направлению остаётся явно недостаточной. В дальнейшем изучении нуждается один из центральных вопросов теории качества жизни – соответствия или несоответствия между объективными характеристиками условий и процессов жизнедеятельности и их субъективными оценками. Требуют корректировки существующие методики мониторинга качества жизни населения страны и её регионов (количество региональных исследований качества жизни не превышает двух десятков). Эти и другие проблемы обуславливают актуальность современных исследований качества жизни населения.

На сегодняшний день в отечественной и зарубежной научной литературе можно найти несколько десятков дефиниций понятия «качество жизни». Такое разнообразие точек зрения с одной стороны свидетельствует о большом интересе к проблеме и актуальности её разработки, с другой – о сложности проблемы, и как следствие, слабой разработанности методических и теоретических положений теории качества жизни.

Необходимо сказать, что термин «качество жизни» используется в различных отраслях научного знания и каждая из них предлагает свою трактовку данного понятия, придавая ему специфические черты.

Так, экономика и социология (эти науки раньше других обратились к проблеме качества жизни), в большей степени обращают внимание на удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальных интересов различных групп людей. Философия обосновывает качество жизни как сложный и многосторонний, в то же время цельный конкретно-исторический и социальный феномен, являющийся важным инструментом социально-философского познания. Позже проблемой качества жизни стали заниматься и другие науки, что значительно расширило содержание самого понятия. Например, экологи считают необходимым отразить в определении важность влияния на качество жизни человека природных условий, благоприятной в экологическом плане среды жизни.

Свой вклад в развитие понятия вносит и медицина, где интерес к качеству жизни больного возник, когда врачи стали всё больше сознавать, что объективное уменьшение патологических изменений не обязательно сопровождается улучшением самочувствия больного. Поэтому в дефинициях отмечается значимость исследования психофизиологического и соматического здоровья человека, изменения образа его жизни вследствие заболевания.

Изучение качества жизни географическими науками отличается своей комплексностью, и это видно из определений, данных географами. В них понятие «качество жизни» трактуется, как интегральное явление, зависящее от многих факторов, в том числе: здоровья человека, социально-экономических, экологических, культурных и других условий его жизнедеятельности, а также от субъективного отношения индивида к различным сторонам своей жизни.

Таким образом, качество жизни – это достаточно широкое междисциплинарное понятие, не имеющее общепринятого толкования и для его изучения типичны исследования, проводимые на стыке ряда наук.

Более подробное рассмотрение дефиниций качества жизни с позиций социально-экономической географии показало, что единой трактовки данного понятия не существует даже в рамках отдельных научных дисциплин. Было исследовано ряд определений, предложенных отечественными авторами в период с 80-х гг. XX в. по настоящее время. В ходе анализа была проведена классификация рассматриваемых дефиниций по их принадлежности к трём основным подходам изучения качества жизни: объективному, субъективному и интегральному.

Более половины определений относились к объективному подходу, что логично, так как этот подход был первым, сформулированным в теории качества жизни и достаточно долго считался наиболее верным. Для объективного подхода характерно, например, определение С.А. Меркушева: «качество жизни – интегральное понятие, всесторонне характеризующее степень комфортности среды жизни и деятельности человека и уровень благосостояния, социального и духовного развития личности».

Начиная с середины 70-х гг. XX в. научным сообществом стало высказываться мнение о необходимости исследования субъективного отношения человека к качеству его жизни, в результате чего возник субъективный подход. К сожалению, исследований выполненных в этом направлении очень мало, теоретико-методологическая база до сих пор достаточно не разработана, о чём свидетельствует наличие незначительного количества определений (нам удалось найти всего два), относящихся к данному подходу. Автором одного из них является Дж. Маркович: «Качество жизни – удовлетворение потребностей людей в определённых социальных условиях, дополняемое чувством удовлетворения, что при этом удалось сохранить и не поставить под угрозу физическую и психическую целостность человека, его свободное творчество».

В последнее десятилетие большинство учёных склоняется к тому, что необходим синтез объективного и субъективного подходов, т. е. создание интегрального подхода для более полного изучения качества жизни человека. Этот подход сегодня достаточно популярен (количество дефиниций немногим меньше половины). Характерным для него является определение Н.М. Фёдоровой: «Качество жизни – социально-экономическая категория, характеризующая совокупность объективных условий и субъективных оценок, обеспечивающих (обуславливающих) ту или иную степень удовлетворённости людей своей жизнью».

Попытаемся выделить общие черты, повторяющиеся в дефинициях разных авторов.

1. Качество жизни является оценочным понятием, отражающим уровень развития различных условий и процессов жизнедеятельности отдельного индивида, социальной группы, территориальной общности людей или общества в целом.

2. В данном понятии отражены свойства индивида, такие как социальное и духовное развитие, физическое и психическое здоровье.

3. Большинство авторов указывают на системность, комплексность, интегральность качества жизни. Почти во всех определениях встречаются такие формулировки как «субъектно-объектная система», «комплекс показателей», «интегральное понятие».

4. Однозначна связь качества жизни с удовлетворённостью жизнедеятельностью в целом или её отдельными элементами: условиями жизни, средой жизни, уровнем реализации различных интересов и потребностей, осуществлением жизненных планов.

5. Уровень жизни человека (уровень его материального благосостояния) является одной из главных составляющих оценки качества жизни.

6. В ряде определений подчёркивается субъективно-объективный характер качества жизни, отмечается необходимость определения соответствия между субъективными и объективными оценками.

7. Наконец, указывается на адекватность качества жизни минимальным социальным стандартам, ресурсным возможностям общества, соответствующим нормам, обычаям, традициям, конкретному времени и месту, социальной системе.

Таким образом, в наиболее общем виде понятию «качество жизни» свойственны: аксиологичность, интегральность, связь с удовлетворённостью жизнедеятельностью, субъективно-объективный характер, связь с культурно-исторической и природно-экологической средами жизни.

В соответствии с сущностью понятия «качества жизни», исходной методологической основой его анализа выступает комплекс потребностей и интересов людей, который включает все стороны жизни населения и может быть классифицирован по типу (характеру) потребностей и интересов, образующих пять категорий: I. Физиологические, II. Умственные и духовные, III. Экономические, IV. Социально-бытовые позитивные, V. Социально-бытовые негативные.

В таблице категории потребностей расположены с учетом их первичности и вторичности. Хотя все потребности взаимозависимы и решающую роль для их удовлетворения имеют экономика и социальная жизнь, но все же первичными выступают физиологические потребности, прежде всего, здоровье людей, их физические способности, затем умственные и духовные как определяющие всю деятельность людей и являются предпосылкой для экономической и социальной жизни.

С развитием общества для экономики и социальной жизни все более возрастает роль культуры и подготовленности к труду, не говоря о том, что технический прогресс экономики в большей мере зависит от развития науки и информативности жизни, что нашло свое отражение в общепринятой в мире характеристике современного этапа цивилизации как перехода к информационному обществу.

Содержание таблицы не требует особых пояснений, кроме последней графы. Обычно включенные в нее компоненты качества жизни вообще выпадают из анализа качества жизни, к которому относят потребности, имеющие позитивное значение. Между тем, негативные явления жизни во многих случаях затмевают позитивные и необходимо учитывать весь их комплекс, тем более, что противодействие негативу во многих случаях является ключевым не только для оценки качества жизни, но, главное, для разработки и реализации мероприятий по повышению качества жизни.

При этом следует иметь в виду, что негативные качества жизни находят свое отрицательное отражение, прежде всего на показателе семейного благополучия.




Таким образом, можно считать, что на современном этапе социально-экономического развития РФ исследования качества жизни населения страны являются весьма актуальными. И хотя на сегодняшний день в российском научном сообществе не приняты единое понятие качества жизни, единая методика его изучения, тем не менее, увеличивающееся из года в год количество практических исследований, научных публикаций, по данной тематике свидетельствует о большом интересе отечественных учёных к проблеме качества жизни.

2.2. Принципы и основные подходы к изучению качества жизни

Исходя из вышеизложенных положений, можно считать, что изучение качества жизни должно основываться на следующих принципах.

1. Принцип всесторонней оценки. Конечным результатом исследования качества жизни должна стать оценка сложившейся ситуации во всех сферах жизнедеятельности отдельно взятой группы людей. Данная оценка должна быть всесторонней, т. е. раскрывать не только положительные черты, но и проблемы качества жизни, а также наметившиеся тенденции изменения ситуации, их причины. Таким образом, она должна представлять собой комплексную характеристику процессов и факторов прямо или косвенно влияющих на качество жизни конкретного субъекта исследования.

2. Принцип комплексности. Исследование качества жизни должно включать в себя изучение как объективных условий и процессов жизнедеятельности, так и субъективного мнения людей. При этом, сравнение объективной (опирающейся на статистические данные) и субъективной (опирающейся на данные социологических опросов) оценок позволит выявить соответствие или несоответствие между объективной реальностью и её восприятием людьми, а также поможет понять каким в представлении людей должно быть качество их жизни.

3. Принцип универсальности указывает на необходимость использования универсального набора объективных и субъективных индикаторов для оценки качества жизни любого субъекта исследования. Применение такого универсального набора индикаторов, включающих ограниченное количество информационно доступных статистических и социологических показателей, позволит проводить сравнения качества жизни различных групп людей.

4. Принцип учёта специфики субъекта исследования. Он свидетельствует о необходимости дифференциально подходить к изучению качества жизни каждого конкретного субъекта исследования, выделять специфические черты, характерные только для него. Нельзя с помощью совершенно одинаковой методики исследования раскрыть особенности качества жизни различных групп людей, например, сельских женщин и трудоспособного населения мегаполиса или жителей малого города и населения всей страны. В данных примерах показано, что и сами субъекты – выделенные по какому-либо признаку группы людей – и территориальные масштабы исследований не сопоставимы между собой. В связи с этим, можно считать, что наряду с использованием основных статистических и социологических показателей, отражённых в универсальном наборе, необходимо в каждом конкретном исследовании рассматривать и дополнительные показатели, важные для изучения качества жизни именно этой группы людей.

Основываясь на данных принципах, рассмотрим основные подходы к изучению качества жизни.

На сегодняшний день существует три основных подхода к изучению качества жизни.

1. Объективный подход.

Является наиболее распространённым, определяет качество жизни через параметры объективных условий и процессов жизнедеятельности. Его цель – как можно более точно измерить уровень жизни общества или группы людей на основе разнообразной статистической информации. Необходимо сказать, что до сих пор в научном сообществе не разработан единый, общепризнанный набор индикаторов для такой оценки. В зависимости от уровня рассмотрения и возможностей учёного в конкретном исследовании могут использоваться до 1000 различного рода объективных показателей.

2. Субъективный подход.

Предполагает, что истинное значение качества жизни отражено в субъективных оценках. Такой подход подразумевает определение качества жизни на основе социологических опросов. Действительно исследователи довольно часто сталкиваются с фактом, когда социальные группы, с различными объективными характеристиками (демографические характеристики, условия жизнедеятельности, уровень материального благосостояния и т. д.), почти не отличаются между собой в оценках качества своей жизни. Одним из возможных объяснений этого факта, является существование ряда опосредующих переменных, которые имеют косвенное влияние, но, тем не менее, изменяют воздействие объективных характеристик. Изучить этот процесс можно только путём проведения социологических опросов. Необходимо сказать, в данном подходе существует ещё большее количество методологических проблем, нежели в первом. Это и выбор критериев, по которым человек должен оценить качество своей жизни, и вопрос о способе обобщения полученных высказываний и оценок, проблема ситуативности ощущения удовлетворённости – неудовлетворённости и влияющих на него факторов, и т. д. В связи с этим необходимо дальнейшее проведение исследований, направленных на разработку методологической базы субъективного подхода.

3. Интегральный подход.

Учет и анализ качества жизни по всем сферам и показателям целесообразен, но весьма трудоемок и недостаточен, поскольку не дает общей оценки качества жизни. Поэтому многие ученые предлагают укрупненные и сокращенные рубрикаторы сфер и измерителей качества жизни и сведение их в интегральные индексы.

Неизбежна при этом неполнота и неточность отражения действительности, которая зависит от того, не упущены ли при этом существенные качества жизни и реальная сравнительная значимость различных слагаемых сводного измерителя.

Поэтому первой методологической проблемой создания интегральных показателей является выбор решающих компонентов и установление их сравнительной значимости, т.е. весов (взвешивающих коэффициентов) при их соединении (суммировании или перемножении) в процессе вычисления интегрального индекса.

2.3. Структура качества жизни и ее индикаторы по сферам жизнедеятельности людей

Качество жизни – интегральная категория, отражающая единство субъективной и объективной оценок различных условий жизнедеятельности субъекта (любой, в том числе территориальной общности людей) и его свойств в конкретном культурно-историческом и ресурсном контексте.

Качество жизни обладает следующей структурой, включающей ряд взаимосвязанных компонентов.

Неотъемлемой составной частью качества жизни является уровень жизни, рассматриваемый как экономическая и расчётно-статистическая категория. Определяя это понятие, можно быть солидарными с В.М. Жеребиным и А.Н. Романовым, которые определяют уровень жизни как «отношение уровня доходов к стоимости жизни вместе с определяемыми этим отношением характеристиками потребления и обеспеченности жизненными благами». Уровень жизни человека оказывает значительное влияние на качество его жизни, так как зачастую именно материальное благополучие является тем фактором, который позволяет человеку пользоваться другими благами, добиваться поставленных целей.

Не менее важным компонентом качества жизни являются условия жизни. Рассматривая данное понятие, можно придерживаться определения, данного М.Д. Шарыгиным: «Условия жизни объединяют совокупность материальных, природных, духовных и социальных предпосылок, нацеленных на формирование гармонично развитой личности». Действительно, условия, в которых живёт человек, а они складываются из целого ряда факторов: состояние среды жизни, развитость социальной инфраструктуры, финансово-экономический климат территории, состояние жилья, личная безопасность, очень часто играют решающую роль при выборе места проживания, влияют на удовлетворённость людей своей жизнедеятельностью.

Следующим компонентом качества жизни является «качество населения». Определяя его, можно согласиться с М.А. Жулиной в том, что это системное образование, выражающееся через определённый набор характеристик. В её понимании качество населения – «сложная социально-экономическая категория, неотделимая от жизнедеятельности населения, выражающаяся через совокупность основополагающих, базисных характеристик: здоровье, образование и культура». Качество населения определяется также такими характеристиками, как занятость, социальное неравенство, демографическая ситуация, семья.

В структуру качества жизни можно включить такой компонент, как качество трудовой жизни, что оценка качества жизни работающего населения не может быть полной без учёта объективных показателей и субъективного отношения, характеризующих деятельность, которой занимается человек, чтобы иметь средства к существованию. Концепция качества трудовой жизни разрабатывается в трудах видных зарубежных экономистов сравнительно недавно. Сущность концепции заключается в определении совокупности показателей, характеризующих хорошие организационные, социальные и психологические условия труда, и оценке их влияния на производительность труда, конечные результаты работы. Выделяется несколько групп показателей, определяющих качество трудовой жизни: трудовой коллектив, оплата труда, рабочее место, руководство предприятия, служебная карьера, социальные гарантии, социальные блага.

И, наконец, последним компонентом, входящим в структуру качества жизни является качество досуга и отдыха. Досуг и отдых – это деятельность, направленная на восстановление физических и духовных сил человека и не связанная с удовлетворением насущных потребностей. К ней можно отнести, например, развлечения, спорт, туризм, хобби, общение. В зависимости от того насколько разнообразна данная сфера жизнедеятельности человека и, в какой степени она его удовлетворяет, насколько развито предоставление услуг в этой области и существуют ли возможности ими воспользоваться, можно оценить не только качество досуга и отдыха человека, но и качество его жизни в целом.

Таким образом, исследование качества жизни, должно включать в себя комплексную оценку пяти блоков индикаторов: уровень жизни, условия жизни, качество населения, качество трудовой жизни, качество отдыха и досуга. И для каждого конкретного исследования, исходя из его территориальных масштабов и субъекта, следует использовать в качестве базиса – универсальный набор статистических и социологических показателей, а также дополнительные показатели, отражающие специфику качества жизни исследуемой группы людей.

Наиболее часто используются такие индикаторы как: уровень жизни, экологическое состояние среды жизни, уровень развития социальной инфраструктуры, состояние здоровья, личная безопасность, уровень образования, занятость, качество жилья, качество трудовой жизни, качество досуга и отдыха. Некоторые индикаторы использовались либо однажды, либо всего несколько раз. Кроме того, ряд авторов предлагает обобщать отдельные индикаторы в более крупные блоки. Так С.А. Меркушев объединяет в блоке «качество среды» четыре индикатора, а в блоке «стандарт жизни» – семь. В работе С.А. Айвазяна используется пять блоков, три из которых: качество населения, уровень благосостояния населения, качество социальной среды интегрируют в себе по 3–4 различных индикатора, и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе исследований в оценку качества жизни включается довольно широкий спектр индикаторов, использование которых зачастую необоснованно и не может отражать те явления, которые характеризуют качество жизни людей. В связи с этим, необходимо решение задачи конкретизации набора индикаторов для объективной оценки качества жизни.

2.4. Модельные подходы к измерению качества жизни населения

Рассмотрев основные подходы к определению понятия «качество жизни», мы можем обратиться к существующим моделям измерения. Каждой модели присуще множество структурных и инструментальных черт, влияющих на процесс измерения и оценки качества жизни. Вместе с тем, модели качества жизни в основном выстроены в ключе либо субъективного, либо объективного измерения.

В моделях субъективного измерения «качество жизни» остается на уровне обыденного сознания и идентифицируется с представлениями о «хорошей жизни». Сторонниками данного подхода к «качеству жизни» можно назвать социологов К. Терюна, А. Мишела, Т. Логотетти, Ф. Кантора, Н. Далки, Д. Рурка, О. Тоффлера и др. Например, К. Терюн считает: «Качество жизни отражает человеческий опыт, а критерии качества жизни – это измерения сфер жизни, в которых люди испытывают различные уровни удовлетворения или неудовлетворения (удовольствие – боль; счастье – несчастье и т. п.)». А. Мишел, Т. Логотетти, Ф. Кантор под «качеством жизни», понимают «общее осознанное удовлетворение потребностей человека в течение какого-то периода времени». Н. Далки и Д. Рурк полагают, что под качеством жизни понимается «ощущение благосостояния личностью, ее удовлетворение или неудовлетворение жизнью, или ее счастье или несчастье». Г. Райтгофер пишет: «Принципиальной позитивной целью и значением «качество жизни» должно исходить из новой ориентации общества и экономики на человека, или, точнее говоря, – на самоощущение отдельной личности». Разумеется, данные подходы предлагают активные формы обладания и достижения разных стадий удовлетворения, где человек представляет собой динамичную единицу, стремящуюся в итоге к «чистому удовлетворению». Надо сказать, что данная позиция среди наших исследователей вызвала особый интерес как «весьма оригинальная идея, которая позволяет расширить рамки применения социальных индикаторов».

Своеобразной оказалась позиция международного банка реконструкции и развития, который создал специальную группу, целью которой была разработка системы показателей качества жизни. Данные показатели были собраны по всем странам и были недавно опубликованы – «мировые индикаторы развития» (World Development Indicators). Согласно предложенной концепции в каждой стране должны учитываться следующие показатели:

1. Плотность населения.

2. ВВП (в долларах по покупательной способности на душу населения).

3. Бедность (процент населения, живущего на доход менее одного доллара на душу населения в сутки).

4. Коэффициент смертности детей (на 1000 рождений).

5. Общий уровень фертильности (рождение детей на женщину).

6. Уровень грамотности взрослых (процент населения 15 лет и старше).

7. Доступность к санитарии (процент населения).

На наш взгляд, данную модель измерения нельзя отнести к удачным, так как показатели характеризуют не столько само качество жизни, сколько факторы, определяющие его, причем многие дублируют показатели, которые входят в систему показателей уровня жизни.

Отечественные исследователи качества жизни А.Е. Когут и Е. Рохчин в работе «Проблема мониторинга качества жизни населения региона» предлагают объективную модель измерения качества жизни. Разработчики объективной модели мониторинга качества жизни населения региона акцентируют внимание на следующих структурных составляющих:

1. Уровень жизни населения.

2. Состояние общественного здоровья.

3. Образ жизни населения.

Исследователи включают в систему индикаторов качества жизни населения первичные и сводно-групповые показатели, которые предназначены для получения оценки качества жизни населения региона. Сводно-групповые показатели непосредственно связаны с первичными показателями мониторинга качества жизни. Предлагается использовать показатели с учетом их периодичности, источника информации и цели. Только показатель уровня жизни населения включает в себя 57 пунктов. Среди них все виды доходов населения, личное имущество с учетом квартир, обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами, состояние транспортного обслуживания. Иными словами, представленный набор можно охарактеризовать как «рациональную схему жизни», которая наиболее адаптирована к регионам России. Однако, несмотря на широкий охват сфер жизни, модель мониторинга качества жизни населения регионов, по нашему мнению, нуждается в ряде дополнений, которые в первую очередь связаны с отсутствием содержательной стороны структурных индикаторов, образующих в социальной практике системную организованность. Эта содержательная сторона качества жизни может быть выявлена с помощью оценочных понятий, отрефлексированных посредством этического инструментария. Императивно-оценочная направленность сознания выражается с помощью различных понятийных рядов, включающих такие понятия, как «нравы», «нормы», «идеал». Без обращения к этическому материалу мы не можем дать объяснения, например, такому факту: почему в странах с уровнем высокого материального положения люди ощущают себя несчастными? Не можем увидеть те естественные пределы актуализации счастья и его воплощения в мире, психологические переживания, когда фактор времени и места не становится условием адекватной оценки. Безусловно, что качество жизни корректируется обстоятельствами жизни, ее объективным влиянием. Поэтому Э. Берн как психоаналитик советует учитывать то, что «одна из самых важных вещей в жизни – понимать действительность и все время изменять наши образы в соответствии с нею, потому что именно эти образы определяет наши поступки и чувства, и чем они точнее, тем легче нам достигнуть счастья и быть счастливыми в этом вечно меняющемся мире, где наше счастье в огромной степени зависит от других. Удачливый человек — это человек, образы которого ближе всего к действительности, поскольку в этом случае действия приводят к задуманным результатам. Неудачником же становится человек, образы которого не соответствуют действительности, о чем бы ни шла речь; о браке, политической деятельности, деловой жизни или лошадиных скачках».

Этическое осмысление проблемы качества жизни выводит ее за рамки традиционных представлений о материальном благополучии, «жизненном уровне», и открывает возможность интерпретации трудно поддающихся количественному определению философско-культурных и психологических доминант. Главным недостатком традиционных моделей измерения качества жизни является то, что они концентрируют внимание на каком-либо одном элементе качества жизни, выстраивая линейные связи, игнорируя тот факт, что в основе оценки всегда присутствует момент субъективности, обусловленный как психологическими (личностными и надличностными), так и этическими особенностями.

Изучив различные методики объективной оценки качества жизни, предложенные российскими авторами, была проведена классификация основных методов нормирования и агрегирования, используемых в них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: