Каждое предприятие, организация или учреждение должны вести бухгалтерский учёт. Общий порядок его организации установлен Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» в отдельной статье 6 «Организация бухгалтерского учёта. Учётная политика». В соответствии с этой главой ответственность за своевременную организацию бухгалтерского учёта несет руководитель предприятия, а непосредственное руководство этой работой осуществляет главный бухгалтер. Конкретные права и обязанности этих лиц установлены Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности».
Для ведения бухгалтерского учёта руководитель предприятия может создать бухгалтерию как самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое назначаемым им главным бухгалтером.
Предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учёта (мемориально-ордерную, журнально-ордерную, автоматизированную, упрощенную), проектирует и организует документооборот, выбирает или создает формы первичных документов, определяет порядок ведения регистров, проведения инвентаризаций и решает другие вопросы, связанные с организацией учёта.
Предприятие на основе типового плана счетов составляет свой внутренний план счетов, включая в него необходимые для работы синтетические счета и субсчета.
После выбора формы бухгалтерского учёта (системы регистров), определения методик, технических средств и форм первичной документации по всем хозяйственным операциям, на предприятии устанавливают организационную структуру бухгалтерии и окончательный порядок, сроки, места оформления и движения всей документации (документооборот). Одновременно с оборудованием рабочих мест и помещений, решается вопрос организации архива бухгалтерии.
Численность работников в бухгалтерии определяется исходя из вида и масштабов производства, численности работающих, объемов документооборота, наличия вычислительной техники и других показателей, характеризующих трудоемкость учётной работы. В бухгалтерии главный бухгалтер каждому работнику поручает определенный участок работы по ведению учёта. Как правило, такие участки в работе выделяются в разрезе видов средств (основных средств, материалов, кассы, заработной платы и др.) или комплексам взаимосвязанных работ (ведение журналов, ведомостей, картотек, составление отчётности и т.п.). Круг обязанностей и порядок работы на каждом рабочем месте определяется должностной инструкцией, разрабатываемой и утверждаемой главным бухгалтером.






