Задачи политическо-культурной работы среди белорусских татар

Среди многих народностей, входящих в состав БССР, белорусские татары составляют одно из самых незначительных по численности национальных меньшинств; интересная, но мало кому известная история их тесно связана с историей Белоруссии.

Белорусские татары в исторической науке и в жизни назывались литовскими татарами, но так как поселения их сосредоточены на территории Восточной и Западной Белоруссии, то они должны называться белорусскими татарами, и это название впервые присвоено им академиком Карским в его труде «Белоруссы».

По несколько преувеличенным данным современников, в первой половине ХVI столетия насчитывалось татар до 200.000 человек, но вследствие инквизиции, широко распространенной в конце ХVI и в первой половине ХVII столетий, большая часть татар переселилась в Перекопское царство и Турцию, так что к 1631 году насчитывалось их только 20.000.

<…>

Белорусские татары до настоящего времени не считались ни нацменьшинством, ни особой этнографической группой, потому что не имеют главного признака, необходимого для признания их за самостоятельную нацию – своего особого языка, вследствие того. Что с ХVI и до начала ХVII столетия женились на христианках, и дети от таких браков следовали религии своих отцов. Однако следует признать такой подход в данном, исключительном, случае чисто формальным: белорусские татары имеют многие особенности, которые выделяют их среди прочего населения Белоруссии, и это доказывается уже фактом самосознания, что они составляют особую нацию, проявившую исключительную стойкость, несмотря на то, что они перестали говорить на татарском языке и никогда не были фанатиками в вопросах религиозного культа.

Причины этого нужно искать в том, что они живут компактными массами, занимая отдельные части населенных пунктов, тесно связаны между собою экономически, родством, национальными преданиями («аль Китаб»), составляющими их историческое наследие и, отчасти, выполнением связанных с мусульманской религией обрядов.

В этом отношении интересны факты, доказывающие, что татары стремились снова к своему национальному татарскому языку. До революции 1905 года царское правительство запрещало татарам иметь свои школы, но после первой революции в г. Минск был прислан из г. Казани учитель татарского языка, которому платили жители г. Казани. Кроме того, около 30 детей беднейших родителей татар города Минска и местечек с татарским населением было послано в г. Казань, где их содержали и учили татарскому языку бесплатно. В связи с наступившей затем реакцией дело это заглохло и не имело ощутительных результатов.

<…>

 

Ономастика.

Фамилии.

Большинство татар сейчас имеют фамилии польско-белорусского типа. Количество фамилий литовских татар относительно небольшое. В 19-начале 20 в. отмечается 200 родов (в том числе татарские семьи на Волыни).

-- Часто они происходят от патронимов (имя пращура, родоначальника): предка Асановичей звали Асан (Хасан), Алиевичей – Али, Шабановичей – Шабан. Иногда патроним не от имени, а от прозвища (Вороновичи).

-- Фамилии на -ский – от названия земельных владений (Кричинский – от имения Кричин в Оршанском повете).

-- Фамилии местной шляхты (Давгялло, Скирмунт).

-- От христианских, славянских имен: Александрович, Богданович, Богушевич.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: