Повторительно-обобщающие занятия в курсе ОМХК, как и в любом школьном предмете, — важнейшие звенья в системе обучения. Напомним: трехлетний курс отечественной и мировой художественной культуры состоит из восьми разделов. Каждый раздел — определенная эпоха в истории человечества и этап в развитии мировой художественной культуры. Раздел начинается вводным уроком, на котором в памяти учащихся восстанавливаются события, известные им из курса истории. Это — жизненная основа, которая определила и появление, и содержание произведений различных искусств, созданных в данную эпоху, и без знания которой невозможно понять ее идейно-эстетический идеал.
Отдельные темы вводят учеников непосредственно в мир произведений различных искусств: литературы, музыки, изобразительного искусства, искусства кино (10 класс). Содержание тем, отбор произведений, их анализ—все нацеливает ученика на постижение человека: определяются нравственные и патетические проблемы, волновавшие людей той или иной эпохи, и «вечные вопросы» жизни, на которые стремятся найти ответы сидящие в классе молодые люди; выясняются причины появления нового героя в искусстве, новых художественных средств познания жизни; определяются черты уникального и общего в произведении каждого из великих творцов искусства. К решению этих вопросов ученики подводятся постепенно в процессе непосредственного общения с искусством. Но общие выводы формулируются на заключительном уроке, которым завершается каждый из разделов курса. Эти выводы должны сделать сами ученики.
На заключительных уроках определяются особенности развития художественной культуры изучаемой эпохи и общие закономерности развития ОМХК, выясняется сила впечатления, переживания от встречи с искусством, уровень эстетической воспитанности учащихся, их знаний и умений, способность доказательно отстаивать свою точку зрения.
По своей сути заключительные уроки выполняют функции повторительно-обобщающих занятий. Каковы же требования к организации таких уроков? Очевидно, что их форма должна обеспечивать максимальную активность учащихся. Эти уроки должны быть насыщены искусством: вопросы и задания, которые будут предложены учащимся, ответы учеников необходимо формулировать при непосредственном «участии» произведений как в постановке вопросов, так и в ответах на них, в доказательствах и выводах. Заключительные уроки должны быть проблемными, строиться на основе художественно-педагогической драматургии. Очевидно также, что к таким занятиям ученикам необходимо тщательно готовиться.
Нами разработано несколько вариантов заключительных уроков. Один из них-урок в форме турнира знатоков отечественной и мировой художественной культуры. Организация турнира предполагает сочетание классной и внеклассной работы и учителя и ученика: материал, изученный на уроках, обобщается на внеклассных занятиях.
Подобная форма обучения содержит в себе огромные возможности для развития творческой и социальной активности школьников. «Турнир знатоков» — современная, широко распространенная форма соревнования интеллектов, творческой одаренности молодежи (телевидение сыграло в ее популяризации свою положительную роль). Именно соревновательность, чувство товарищества, стремление не подвести команду, класс (обычно в турнире принимают участие несколько параллельных классов) создают атмосферу эмоционального подъема не только во время турнира, но, что особенно ценно, в процессе подготовки к нему. Каждый участник команды чувствует свою ответственность за успех. Чувство локтя и в то же время стремление быть лучшим, победить, игровые моменты снимают скованность, боязнь наказнания (пусть и в виде плохой оценки за неудачный ответ). Подготовка к турниру, содержание вопросов и заданий требуют от учащихся большой предварительной самостоятельной работы (чтения художественной и научной литературы, художественного творчества). Все участники, объединившись в творческие группы, самостоятельно повторяют пройденное, обобщают и углубляют свои знания по темам курса.
Во время турниров мобилизуются и получают возможность ярко проявиться способности и интересы старшеклассников в области художественного творчества и другой творческой деятельности, умения, которые они приобретают, занимаясь в кружках и студиях за пределами школ1. Обычно о внешкольных интересах своих учеников школа осведомлена плохо, а ведь это — их жизнь. Во время проведения турнира школьные и внешкольные интересы сливаются, грань исчезает. Ученик получает возможность и испытывает желание показать свои способности и умения. Это особенно важно для так называемых трудных или слабоуспевающих старшеклассников. Они теперь, на турнире, в глазах своих товарищей, особенно в глазах учителей, предстают в новом качестве. Это способствует развитию у них чувства собственного достоинства, самоутверждения, веры в свои силы. Но и для учителей важно увидеть своих подопечных в новом качестве...
Готовясь к турниру и выступая на нем, старшеклассники сами становятся творцами искусства: поэтами, певцами, музыкантами, актерами. Они становятся и пропагандистами искусства среди своих товарищей.
Очевидно, что подготовка и проведение турнира потребует и от учителя большой затраты сил и времени. И вот тут чрезвычайно важно привлечение к данной работе усилий коллектива преподавателей: кроме учителя мировой художественной культуры —классных воспитателей, руководителей кружков художественной самодеятельности и других учителей. С этой целью
1 Имеются в виду не только умения, навыки учеников в области искусства, но и навыки технического творчества, необходимые для налаживания проигрывателей и проекционной аппаратуры, ее работы во время турнира.
проведение турнира (не чаще одного раза в год) должно быть предусмотрено планом школы и индивидуальными планами учителей и классных воспитателей.
В 9 (8) классах (второй год обучения) мы рекомендуем проводить турнир в конце III четверти, после того, как будет завершено изучение раздела II «Культура конца XVIII — первой трети XIX века». Тема турнира может быть сформулирована так: «Человек в искусстве Просвещения и в искусстве романтизма».
Кратко расскажем об опыте проведения подобного турнира в экспериментальных школах.
Примерно за месяц до назначенного дня турнира учащимся предлагаются вопросы для подготовки к нему, которые могут быть сформулированы следующим образом.
Вопросы для подготовки к заключительному уроку по разделу «Художественная культура эпохи Просвещения»1:
1. Вспомните героев произведений различных видов искусства, созданных художниками эпохи Просвещения. Почему именно этим людям поручено говорить с современниками и потомками от имени своего времени?
2. Что поручили им творцы искусства сказать своим современникам?
3. Какие художественные средства использовали творцы искусства, чтобы их обращение к современникам было действенным?
4. Какие из произведений, созданных искусством Просвещения, созвучны нашему времени? Какие из них волнуют наше воображение? Обоснуйте свою точку зрения, привлекая для этого произведения искусства.
Вопросы для подготовки к заключительному уроку по разделу «Художественная культура конца XVIII — первой трети XIX века»:
1. В.Г. Белинский в статье о романтизме писал: «Романтизм — принадлежность не одного только искусства, не одной
1 На основе этих вопросов строился заключительный урок по художественной культуре.
только поэзии: его источник в том, в чем источник и искусства и поэзии — в жизни». Как вы понимаете это высказывание Белинского?
2. Вспомните крупнейших творцов искусства романтизма и их основные произведения.
3. Кто герои романтического искусства? Каковы их общие устойчивые черты? Как они проявляются в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства? (Показать на примере двух произведений.)
4. Что нового по сравнению с художниками Просвещения рассказали романтики о человеке — о своем современнике и о нас самих?
5. Каковы художественные завоевания романтиков?
Руководствуясь этими вопросами, ученики повторяют и обдумывают изученный на уроках материал. Готовят ответы все ученики всех классов, участвующих в турнире1. На основе предложенных для повторения вопросов будут разработаны задания и вопросы для состязаний знатоков уже на самом турнире. При этом выполняют задания и отвечают на вопросы не только члены команды, но и болельщики. Вот как могут быть сформулированы домашние задания:
1. В стиле выбранной вами эпохи и в образах определенного творческого метода придумайте название и эмблему команды, ее костюмы, сочините обращение к судьям, к командам «противника»; придумайте сценическое воплощение выхода команды.
2. Подготовьте краткий рассказ о творце любого вида искусства, который жил в представляемую вами эпоху, но творчество которого на уроках не изучалось.
3. В образах изобразительного искусства (рисунок, цветовое решение) передайте свои впечатления от встречи на уроках ОМХК с произведением литературы или музыки, представление о его героях.
' Турнир может быть организован и между командами одного класса.
Выполняя первое задание, ученики выступают от имени классицистов, или реалистов Просвещения, или романтиков. Члены команды будут драпироваться в «тоги» классицистических героев, придумают себе детали костюмов, которые позволят узнать в них героев произведений романтического искусства. Они соответственно в стиле эпохи сочинят свои обращения к судьям, к команде противника, с которой им предстоит сразиться, сочинят и исполнят гимн команды.
Рассказывая о творчестве избранного ими музыканта, они подобно тому, как учитель строил уроки по ОМХК, отберут наиболее важные, на их взгляд, детали биографии, сыграют, прочтут или покажут произведение или фрагменты из него.
Ученики будут рисовать не только иллюстрации к литературным произведениям. Они могут придумать оформление театрального занавеса для оперных спектаклей, художественно, в цвете оформить конверт для пластинки, на которой, предположим, будет записана 41 симфония Моцарта или соната Бетховена, песни Шуберта или романсы Глинки.
Центральная часть турнира — состязания в знаниях. Вопросы, которые ведущий будет задавать командам и «болельщикам», могут быть сформулированы примерно так:
1. Один из литературных героев записал в своем дневнике: «6 ноября. — После утренней прогулки работал над столом и докончил его. Но он мне не нравится. Вскоре, однако, я так наловчился, что мог его исправить. 7,8,9,10-е и частично 12-е число... я делал стул. Мне стоило большого труда придать ему сносную форму. Несколько раз я разбирал его на части и сызнова принимался за работу. И все-таки не доволен результатом...» Как звали этого героя? Как имя его создателя? На основании каких характерных черт вы делаете свое заключение?
2. Случайно ли Дефо поднял тему труда в своем романе или она диктовалась требованием времени? Подтвердите свою мысль, обращаясь к произведениям отечественного или зарубежного искусства.
3. Вы услышите сейчас музыку и увидите два произведения изобразительного искусства. Определите авторов и названия 48
произведений. Определите также, что роднит эти произведения и что их различает (на двух экранах демонстрируются слайды «Клятва Горациев» Давида и «Свобода, ведущая народ» Делакруа. Одновременно звучит музыка — «Революционный этюд» Шопена).
4. (На экране — «Расстрел повстанцев» Гош. Одновременно начинает звучать фрагмент из Седьмой симфонии Шостаковича — тема нашествия.) Вопрос к команде: Назовите произведения и их авторов. Как вы думаете, на основании каких признаков мы объединили эти произведения?
Аналогично могут быть составлены и другие вопросы.
Остановимся еще на одном немаловажном моменте проведения турниров — оценке деятельности учащихся. Как и полагается в игре, в турнире побеждает тот, кто наберет наибольшее количество баллов. Среди победителей будет класс, команда, капитаны команды и те из участников, чьи ответы, исполнительское мастерство, иная деятельность будут особо отмечены. На основе опроса старшеклассников были выработаны критерии оценок. Покажем их смысл на примере конкурса № 1.
Конкурс № 1. «Выход и представление команд».
Оценивается:
1. Выход команды (замысел и исполнение) —10 баллов.
2. Поэтическое представление (гимн, обращение к судьям, к «противнику») —10 баллов.
3. Оформление (костюмы, эмблемы и др.) — 5 баллов.
Штрафуются:
1. Ошибки в понимании внешнего образа эпохи и ее героев — 2 балла.
2. Неудачное музыкальное решение — 3 балла.
3. Отсутствие связи с жизнью своего поколения—2 балла.
4. Отсутствие слаженности в команде, чувства локтя — 2 балла.
5. Некорректное обращение к «противнику», к судьям
о— 2 балла.
Данный пример позволяет увидеть в критериях оценок деятельности коллективов старшеклассников и отдельных учеников — участников турнира стимулы, которые вызывают не только стремление к получению знаний, но развитие творческих способностей школьников, эстетического чувства, нравственных принципов.
В течение многих лет турниры знатоков вызывали неизменное одобрение учителей, учащихся, их родителей, администрации школы. Обычно в процессе подготовки к турниру пустели полки школьных библиотек — старшеклассники читали художественную, научно-популярную, научную литературу по искусству. Удивительно раскрывались их творческие возможности, фантазии. На основе увлечения искусством, творчеством крепли узы товарищества. В семьях шли разговоры