Художественной культуры

Повторительно-обобщающие занятия в курсе ОМХК, как и в любом школьном предмете, — важнейшие звенья в системе обучения. Напомним: трехлетний курс отечественной и мировой художественной культуры состоит из восьми разделов. Каждый раздел — определенная эпоха в истории человечества и этап в развитии мировой художественной культуры. Раздел начинает­ся вводным уроком, на котором в памяти учащихся восстанав­ливаются события, известные им из курса истории. Это — жиз­ненная основа, которая определила и появление, и содержание произведений различных искусств, созданных в данную эпо­ху, и без знания которой невозможно понять ее идейно-эстети­ческий идеал.

Отдельные темы вводят учеников непосредственно в мир про­изведений различных искусств: литературы, музыки, изобрази­тельного искусства, искусства кино (10 класс). Содержание тем, отбор произведений, их анализ—все нацеливает ученика на по­стижение человека: определяются нравственные и патетические проблемы, волновавшие людей той или иной эпохи, и «вечные вопросы» жизни, на которые стремятся найти ответы сидящие в классе молодые люди; выясняются причины появления нового героя в искусстве, новых художественных средств познания жиз­ни; определяются черты уникального и общего в произведении каждого из великих творцов искусства. К решению этих вопро­сов ученики подводятся постепенно в процессе непосредствен­ного общения с искусством. Но общие выводы формулируются на заключительном уроке, которым завершается каждый из раз­делов курса. Эти выводы должны сделать сами ученики.

На заключительных уроках определяются особенности разви­тия художественной культуры изучаемой эпохи и общие законо­мерности развития ОМХК, выясняется сила впечатления, пере­живания от встречи с искусством, уровень эстетической воспи­танности учащихся, их знаний и умений, способность доказательно отстаивать свою точку зрения.

По своей сути заключительные уроки выполняют функции повторительно-обобщающих занятий. Каковы же требования к орга­низации таких уроков? Очевидно, что их форма должна обеспе­чивать максимальную активность учащихся. Эти уроки должны быть насыщены искусством: вопросы и задания, которые будут предложены учащимся, ответы учеников необходимо формули­ровать при непосредственном «участии» произведений как в по­становке вопросов, так и в ответах на них, в доказательствах и выводах. Заключительные уроки должны быть проблемными, строиться на основе художественно-педагогической драматургии. Очевидно также, что к таким занятиям ученикам необходимо тща­тельно готовиться.

Нами разработано несколько вариантов заключительных уро­ков. Один из них-урок в форме турнира знатоков отечествен­ной и мировой художественной культуры. Организация турнира предполагает сочетание классной и внеклассной работы и учи­теля и ученика: материал, изученный на уроках, обобщается на внеклассных занятиях.

Подобная форма обучения содержит в себе огромные возмож­ности для развития творческой и социальной активности школь­ников. «Турнир знатоков» — современная, широко распростра­ненная форма соревнования интеллектов, творческой одаренности молодежи (телевидение сыграло в ее популяризации свою поло­жительную роль). Именно соревновательность, чувство товари­щества, стремление не подвести команду, класс (обычно в тур­нире принимают участие несколько параллельных классов) создают атмосферу эмоционального подъема не только во время турнира, но, что особенно ценно, в процессе подготовки к нему. Каждый участник команды чувствует свою ответственность за успех. Чувство локтя и в то же время стремление быть лучшим, победить, игровые моменты снимают скованность, боязнь наказнания (пусть и в виде плохой оценки за неудачный ответ). Подго­товка к турниру, содержание вопросов и заданий требуют от уча­щихся большой предварительной самостоятельной работы (чте­ния художественной и научной литературы, художественного творчества). Все участники, объединившись в творческие груп­пы, самостоятельно повторяют пройденное, обобщают и углуб­ляют свои знания по темам курса.

Во время турниров мобилизуются и получают возможность ярко проявиться способности и интересы старшеклассников в области художественного творчества и другой творческой дея­тельности, умения, которые они приобретают, занимаясь в круж­ках и студиях за пределами школ1. Обычно о внешкольных ин­тересах своих учеников школа осведомлена плохо, а ведь это — их жизнь. Во время проведения турнира школьные и внешкольные интересы сливаются, грань исчезает. Ученик получает возмож­ность и испытывает желание показать свои способности и уме­ния. Это особенно важно для так называемых трудных или слабо­успевающих старшеклассников. Они теперь, на турнире, в глазах своих товарищей, особенно в глазах учителей, предстают в новом качестве. Это способствует развитию у них чувства собственно­го достоинства, самоутверждения, веры в свои силы. Но и для учителей важно увидеть своих подопечных в новом качестве...

Готовясь к турниру и выступая на нем, старшеклассники сами становятся творцами искусства: поэтами, певцами, музыкантами, актерами. Они становятся и пропагандистами искусства среди своих товарищей.

Очевидно, что подготовка и проведение турнира потребует и от учителя большой затраты сил и времени. И вот тут чрезвы­чайно важно привлечение к данной работе усилий коллектива преподавателей: кроме учителя мировой художественной куль­туры —классных воспитателей, руководителей кружков худо­жественной самодеятельности и других учителей. С этой целью

1 Имеются в виду не только умения, навыки учеников в области ис­кусства, но и навыки технического творчества, необходимые для на­лаживания проигрывателей и проекционной аппаратуры, ее работы во время турнира.

проведение турнира (не чаще одного раза в год) должно быть пре­дусмотрено планом школы и индивидуальными планами учите­лей и классных воспитателей.

В 9 (8) классах (второй год обучения) мы рекомендуем про­водить турнир в конце III четверти, после того, как будет завер­шено изучение раздела II «Культура конца XVIII — первой тре­ти XIX века». Тема турнира может быть сформулирована так: «Человек в искусстве Просвещения и в искусстве романтизма».

Кратко расскажем об опыте проведения подобного турнира в экспериментальных школах.

Примерно за месяц до назначенного дня турнира учащимся предлагаются вопросы для подготовки к нему, которые могут быть сформулированы следующим образом.

Вопросы для подготовки к заключительному уроку по разде­лу «Художественная культура эпохи Просвещения»1:

1. Вспомните героев произведений различных видов искус­ства, созданных художниками эпохи Просвещения. Почему имен­но этим людям поручено говорить с современниками и потомка­ми от имени своего времени?

2. Что поручили им творцы искусства сказать своим совре­менникам?

3. Какие художественные средства использовали творцы ис­кусства, чтобы их обращение к современникам было действенным?

4. Какие из произведений, созданных искусством Просвеще­ния, созвучны нашему времени? Какие из них волнуют наше воображение? Обоснуйте свою точку зрения, привлекая для это­го произведения искусства.

Вопросы для подготовки к заключительному уроку по разде­лу «Художественная культура конца XVIII — первой трети XIX века»:

1. В.Г. Белинский в статье о романтизме писал: «Роман­тизм — принадлежность не одного только искусства, не одной

1 На основе этих вопросов строился заключительный урок по ху­дожественной культуре.

только поэзии: его источник в том, в чем источник и искусства и поэзии — в жизни». Как вы понимаете это высказывание Бе­линского?

2. Вспомните крупнейших творцов искусства романтизма и их основные произведения.

3. Кто герои романтического искусства? Каковы их общие устойчивые черты? Как они проявляются в произведениях раз­личных видов отечественного и зарубежного искусства? (По­казать на примере двух произведений.)

4. Что нового по сравнению с художниками Просвещения рассказали романтики о человеке — о своем современнике и о нас самих?

5. Каковы художественные завоевания романтиков?

Руководствуясь этими вопросами, ученики повторяют и об­думывают изученный на уроках материал. Готовят ответы все ученики всех классов, участвующих в турнире1. На основе предложенных для повторения вопросов будут разработаны за­дания и вопросы для состязаний знатоков уже на самом турни­ре. При этом выполняют задания и отвечают на вопросы не толь­ко члены команды, но и болельщики. Вот как могут быть сформулированы домашние задания:

1. В стиле выбранной вами эпохи и в образах определен­ного творческого метода придумайте название и эмблему команды, ее костюмы, сочините обращение к судьям, к коман­дам «противника»; придумайте сценическое воплощение выхо­да команды.

2. Подготовьте краткий рассказ о творце любого вида ис­кусства, который жил в представляемую вами эпоху, но твор­чество которого на уроках не изучалось.

3. В образах изобразительного искусства (рисунок, цвето­вое решение) передайте свои впечатления от встречи на уроках ОМХК с произведением литературы или музыки, представле­ние о его героях.

' Турнир может быть организован и между командами одного класса.

Выполняя первое задание, ученики выступают от имени клас­сицистов, или реалистов Просвещения, или романтиков. Чле­ны команды будут драпироваться в «тоги» классицистических героев, придумают себе детали костюмов, которые позволят узнать в них героев произведений романтического искусства. Они соответственно в стиле эпохи сочинят свои обращения к судьям, к команде противника, с которой им предстоит сразить­ся, сочинят и исполнят гимн команды.

Рассказывая о творчестве избранного ими музыканта, они подобно тому, как учитель строил уроки по ОМХК, отберут наи­более важные, на их взгляд, детали биографии, сыграют, про­чтут или покажут произведение или фрагменты из него.

Ученики будут рисовать не только иллюстрации к литератур­ным произведениям. Они могут придумать оформление театраль­ного занавеса для оперных спектаклей, художественно, в цвете оформить конверт для пластинки, на которой, предположим, бу­дет записана 41 симфония Моцарта или соната Бетховена, пес­ни Шуберта или романсы Глинки.

Центральная часть турнира — состязания в знаниях. Вопро­сы, которые ведущий будет задавать командам и «болельщикам», могут быть сформулированы примерно так:

1. Один из литературных героев записал в своем дневнике: «6 ноября. — После утренней прогулки работал над столом и до­кончил его. Но он мне не нравится. Вскоре, однако, я так налов­чился, что мог его исправить. 7,8,9,10-е и частично 12-е чис­ло... я делал стул. Мне стоило большого труда придать ему сносную форму. Несколько раз я разбирал его на части и сызно­ва принимался за работу. И все-таки не доволен результатом...» Как звали этого героя? Как имя его создателя? На основании каких характерных черт вы делаете свое заключение?

2. Случайно ли Дефо поднял тему труда в своем романе или она диктовалась требованием времени? Подтвердите свою мысль, обращаясь к произведениям отечественного или зару­бежного искусства.

3. Вы услышите сейчас музыку и увидите два произведения изобразительного искусства. Определите авторов и названия 48

произведений. Определите также, что роднит эти произведения и что их различает (на двух экранах демонстрируются слайды «Клятва Горациев» Давида и «Свобода, ведущая народ» Де­лакруа. Одновременно звучит музыка«Революционный этюд» Шопена).

4. (На экране«Расстрел повстанцев» Гош. Одновремен­но начинает звучать фрагмент из Седьмой симфонии Шос­таковичатема нашествия.) Вопрос к команде: Назовите произведения и их авторов. Как вы думаете, на основании ка­ких признаков мы объединили эти произведения?

Аналогично могут быть составлены и другие вопросы.

Остановимся еще на одном немаловажном моменте прове­дения турниров — оценке деятельности учащихся. Как и по­лагается в игре, в турнире побеждает тот, кто наберет наиболь­шее количество баллов. Среди победителей будет класс, ко­манда, капитаны команды и те из участников, чьи ответы, ис­полнительское мастерство, иная деятельность будут особо от­мечены. На основе опроса старшеклассников были вырабо­таны критерии оценок. Покажем их смысл на примере кон­курса № 1.

Конкурс № 1. «Выход и представление команд».

Оценивается:

1. Выход команды (замысел и исполнение) —10 баллов.

2. Поэтическое представление (гимн, обращение к судьям, к «противнику») —10 баллов.

3. Оформление (костюмы, эмблемы и др.) — 5 баллов.

Штрафуются:

1. Ошибки в понимании внешнего образа эпохи и ее геро­ев — 2 балла.

2. Неудачное музыкальное решение — 3 балла.

3. Отсутствие связи с жизнью своего поколения—2 балла.

4. Отсутствие слаженности в команде, чувства локтя — 2 балла.

5. Некорректное обращение к «противнику», к судьям

о— 2 балла.

Данный пример позволяет увидеть в критериях оценок дея­тельности коллективов старшеклассников и отдельных учени­ков — участников турнира стимулы, которые вызывают не только стремление к получению знаний, но развитие творческих спо­собностей школьников, эстетического чувства, нравственных принципов.

В течение многих лет турниры знатоков вызывали неизмен­ное одобрение учителей, учащихся, их родителей, администра­ции школы. Обычно в процессе подготовки к турниру пустели полки школьных библиотек — старшеклассники читали худо­жественную, научно-популярную, научную литературу по искус­ству. Удивительно раскрывались их творческие возможности, фантазии. На основе увлечения искусством, творчеством крепли узы товарищества. В семьях шли разговоры

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: