Введение художественно-дидактических игр и игровых упражнений в структуру урока

В истории школьной педагогики проблема использования игровых приемов и упражнений на уроках изобразительного искусства всегда была одной из актуальных. Учителя, как правило, охотно применяют их, но испытывают большую сложность в выборе, и уж тем более в самостоятельной разработке игр и анализе проведенной работы.

Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток (игровая теория происхождения культуры Й. Хейзинга)[1]. Игра, с точки зрения Й. Хейзинги, это ─ всеобъемлющий способ человеческой деятельно­сти, универсальная категория человеческого существования.

Человек всегда имел способность и склонность облекать в формы игрового поведения все стороны своей жизни. Это является под­тверждением объективной ценности изначально присущих ему творче­ских устремлений — важнейшего его достояния.

Игра ─ прежде всего свободная деятельность. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. Она необходима индивидууму как биологическая функция, а обществу нужна в силу заключенного в ней смысла. Игра, скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры. Раньше, чем человек стал изменять окружающую среду, он сделал это в собственном воображении, в сфере игры, считал Й. Хейзинга.

К определению основных функций игры неоднократно обращались ученые различных специализаций (физиологи, психологи, философы, педагоги). Синтез этих теорий позволяет выделить следующие положения: игра ─ высвобождение избыточной жизненной силы; игра ─ инстинкт подражания; игра ─ удовлетворение потребностей в разрядке; игра ─ упражнение на пороге серьезной деятельности; игра учит себя ограничивать; игра поддерживает собственную индивидуальность[2].

Психологи и физиологи стремятся проникнуть в самое тело игры, не проявляя интереса к ее эстетическим особенностям, поэтому изначальные качества игры ускользают от описаний. Например, накал игры, ее шуточность сопротивляются любому анализу, любой логической интерпретации, а они определяют сущность игры.

Психологи рассматривают игру как ведущий тип деятельности человека на определенном этапе развития, а также как один из действенных способов психотерапии. Более полное представление о значении игры в жизнедеятельности человека, ее роли и месте в культуре позволяют составить работы, выявляющие взаимосвязь игры с искусством, творчеством; исследования, рассматривающие игру как феномен сознания и культуры[3].

Как известно, игра — ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие и на последующих возрастных этапах, потребность в ней — одна из важнейших и в дошкольном, и в школьном возрасте. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности — в коллективном общении, в познании, в движении, в красоте, в самоутверждении, в ней развиваются разносторонние интересы ребенка.

Ощущение и ситуация игры, давая максимально возможную свободу ее участникам, реализуют­ся в рамках контекста, который сводится к появлению тех или иных жестко очерченных правил — правил игры. Смысл и значение игры целиком определяются отношением непо­средственного, феноменального текста игры ─ к так или иначе опосре­дованному универсальному, то есть включающему в себя весь мир, кон­тексту человеческого существования.

Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся всех возрастов. Игра приносит наивысшую радость, так как включает в активную творческую работу, дает выплеск эмоций и требует проявления знаний, полученных при изучении определенной темы. Ребенок может стать соавтором в проведении игры.

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых. А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:

1) творческие игры и их разновидности: драматизации и строительные;

2) подвижные игры;

3) дидактические игры.

Несколько другой подход к классификации игры у Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Они предлагают игры с правилами разделить на три подгруппы: подвижные игры (салочки, прятки, классики и т.п.); сюжетные игры могут быть разделены на несколько подгрупп: ролевые (когда ребенок превращается (в доктора, маму, бабушку); режиссерские игры (разыгрывает сражения, управляя игрушечными солдатиками, управляет жизнью кукольной семьи); игры—драматизации (можно провести аналогию со спектаклем...).

Интересный подход к классификации игр найден П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Они предложили деление игр на два основных типа: естественные и искусственные игры. Так, естественные игры – это те, которые наблюдаются в природе (у животных; игры первобытных людей и их детей; игры современных детей на разных стадиях физиологического развития). Искусственные игры разделены на два больших рода: детские игры и результативные игры. Род результативных игр имеет два основных класса: энергетические, которые характеризуются «выбросом мускульной силы»; например, хоккей и лапта; интеллектуальные объединены в три вида — абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим «выбросом умственной энергии».

Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

по предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные и др.;

по игровой среде: настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, с применением технических средств обучения и средств передвижения и др.

Существует мнение, что классифицировать игры следует по наличию в них таких признаков: элемент ожидания и неожиданности — у детей вызывают особый интерес, неожиданное появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре и т. д.; элемент загадки — стимулирует творческую фантазию детей, активизирует их, создает проблемную ситуацию; элемент движения — смешивать, выкладывать, переставлять — эти и другие движения с дидактическими и художественными материалами увлекательны для детей; элемент соревнования — способствует повышению творческой активности детей (игры “Кто первый?”, “Кто быстрее?”, “Кто больше?” и т. п.); элемент поиска и находки — детям очень интересно находить что-то неизвестное; схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов.

В последнее время все большую популярность получают деловые игры, которые используются при усвоении детьми нового материала и для закрепления пройденного, формирования общеучебных умений, а также для изучения материала с различных позиций. Могут быть применены различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр и др. Деловые игры состоят из трех этапов: подготовительного, этапа проведения, анализа и обобщения результата игры. Примеры деловых игр на уроках ИЗО: «Художественный совет по отбору произведений на выставку», «Презентация дизайнерского проекта», «Работа рекламного агентства», «Конкурс ТВ-рекламы передач об искусстве», «Аукцион произведений искусства» и т.д.

Таким образом, классифицировать игры можно по различным основаниям. Знание этой классификации может помочь учителям выбирать и придумывать игры в соответствии с задачами уроков изобразительного искусства.

При разработке игр важно использовать такие игровые действия, которые потребуют от ребенка усвоения необходимой информации и выражения ее в заранее заданной информационно-логической схеме. Применение игры в обучении и воспитании — это готовность к изменению мышления, к творческому развитию.

Задачи игровой деятельности, осуществляемой педагогом на уроках ИЗО, могут быть следующими: развитие воображения как основы творческой деятельности; развитие у детей образной памяти, внимания, речи; формирование в процессе игр нестандартного мышления; развитие координации и мелкой моторики рук, развитие коммуникативных качеств детей.

Рекомендуем учителю использовать на уроках ИЗО следующие игры, развивающие интеллект, творческую активность и воображение ребенка: художественно-дидактические игры, творческие игры, предметные игры, конструктивные игры, игры-путешествия.

Художественно-дидактические игры используются как средство развития творческой активности детей – это игры с готовыми правилами. Они направлены на освоение конкретных художественных умений и навыков, на получение новых знаний о средствах художественной выразительности и способах применения их в произведениях искусства. По форме дидактические игры могут быть упражнениями, тренингами, лото, викторинами, разрезными картинками и др. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем незаметнее ее дидактическая цель, так как оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится охотно, без принуждения, стремясь победить в игре.

Творческие игры – развивают творческие способности и воображение. Могут проводиться как сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, как перформансы и другие игры без четкого сценария, допускающие импровизацию.

Предметные игры включают манипуляции с народными глиняными и деревянными игрушками, произведениями декоративного искусства, объектами дизайна и многими другими предметами (ленты, бусы, ткани, пуговицы, мячи, кубики, вазы и др.). Через предметы дети познают форму, цвет, объем, пропорции, материал, фактуру и т.п.

Конструктивные игры развивают дизайнерское мышление. Учащиеся осваивают процесс проектирования, созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, проявлять смекалку в решении творческих задач, критически оценивать полученные результаты. При этом художественно-творческая активность вызывает активность познавательную.

Игры путешествия. Они носят характер исторических, искусствоведческих и краеведческих «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, репродукциям, открыткам, фотографиям и другим документам. Путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: художника, экскурсовода, народного мастера, продавца и т.д. Учащиеся выполняют наброски и зарисовки, изготавливают изделия в традициях народных художественных промыслов, выполняют проекты, собирают разнообразный материал познавательного характера. Эти игры активно развивают воображение и художественное творчество.

Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное. В качестве форм таких игр можно применять разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т. п. Они могут быть составлены с целью развития у детей наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета, формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, для изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др.

Значение игры в изобразительной деятельности предопределяется прежде всего самой сущностью игры как исторически возникшего вида деятельности, заключающегося в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленного на познание окружающей действительности. В качестве ее специфических черт выступают направленность на удовлетворение непосредственных интересов ребенка, ярко выраженный самодеятельный характер, самоорганизация, наличие в ней творческого начала, обязательное наличие чувства удовлетворения и радости, получаемого в процессе и в результате игры, ее обращенность в будущее.

Существенное значение использования игры на уроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций позволяет усилить увлекательность для ребенка изобразительной деятельности, создает благоприятный для проявления творческой активности эмоциональный тонус в жизни детей, стимулирует проявление ими своих творческих способностей. Игра всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, развивают мысленную деятельность ребенка, его воображение, фантазию. Вместе с тем, и здесь должна быть соблюдена педагогическая целесообразная мера — изобразительная деятельность школьника это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер. Поэтому речь идет о соединении этого вида труда с игрой, а не о подмене изобразительной деятельности игрой.

В осмыслении роли игры в изобразительной деятельности школьников, в разработке конкретной методики ее применения в этом процессе мы использовали выводы, полученные в исследованиях системы игровых приемов в обучении изобразительной деятельности дошкольников (А. А. Волкова, Г.Г. Григорьева, Зинченко Е.А., Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, С.К. Кожохина, В.Н. Флерина и др.), в работах, посвященной этой проблеме применительно к школьному возрасту (Г.Г. Виноградова, И.Н.Вострикова, Е.Л.Зеленина, Е.В. Карпова, Е.И. Коротеева, Н.М. Погосова, Л.Б. Рылова, Т.Я. Шпикалова и др.).

Как совершенно справедливо отмечено в ряде исследований (Н.П. Аникеева, Н.Н. Богомолова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин и др.), художественно-дидактические игры положительно влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, ибо в них требуется выполнить логические операции синтеза, анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения и т.д. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение. В специально разработанных играх для уроков ИЗО дети также знакомятся с основами художественного изображения (цвет, объем, светотень, форма, конструкция, пропорции, симметрия, ритм, пространство, композиция и др.), что способствует интенсивному формированию наблюдательности, зрительной памяти, глазомера, чувства цвета и др.

А.Н. Леонтьев отмечал, что в условиях игрового действия рождается ситуация “как будто” (воображаемая). Смысл действия соответствует реальному, а операция, реализующая это действие, выполняется в соответствии с имеющимися материалами, например, мозаика из бумаги. В этих условиях несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и рождается воображаемая ситуация.

Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют воображение и фантазию, активизируют эмоциональную сферу, способствуют их общему развитию через изобразительное творчество.

Игровые упражнения, как показывает практика, позволяют сделать плавный переход от игры к дальнейшему серьезному и глубокому обучению. Учитель не только вооружает детей знаниями, умениями и навыками, но и формирует у них добросовестное отношение к труду, активную жизненную позицию, научное мировоззрение, прививает художественно-эстетический вкус.

Основная цель использования игровых приемов и упражнений на занятиях изобразительным искусством состоит в систематизации знаний, усвоении учебных задач, развитии творчества.

Как известно, в создании игр следует учитывать то, что в них имеется два начала: занимательность и учебно-познавательное. Игры и упражнения могут быть одной из форм проверки и закрепления знаний детей по изобразительному творчеству. Художественно-дидактические игры и упражнения могут предшествовать новому материалу, закреплять пройденное, служить повторением. Также могут использоваться кратковременные игровые моменты – как средство усвоения необходимых знаний, умений и навыков, для осуществления преемственности в изобразительной деятельности детей дошкольного, младшего школьного возраста.

Дидактическая задача каждой игры или упражнения определяется содержанием программного материала и воспитательными целями. Учитель заранее определяет место и роль игры в учебном процессе и связь с другими методами работы, продумывает возможные варианты усложнения (или облегчения), ее органическую взаимосвязь с другими частями урока. При этом следует обязательно выделить те знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся. При разработке упражнений для занятий изобразительным искусством необходимо обязательно учитывать виды деятельности учащихся на уроке: изобразительную, декоративную, конструктивную (дизайнерскую), искусствоведческую (беседы об изобразительном искусстве). Художественно-дидактические игры можно разделить на следующие виды: игры-путешествия или экскурсии, игры-соревнования или эстафеты, игры-загадки, лото, композиционные игры, интеллектуальные игры, разрезные картинки и т.п. Они могут быть составлены с целью развития зрительной памяти и наблюдательности, чувства цвета и формы, пропорций, для освоения композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др.

Учителю необходимо хорошо знать особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов, учитывать знания детей об окружающем, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей и четко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, а, следовательно, конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии.

Характеризуя учебные игры, необходимо отметить, что роль учителя в них может быть различной. Он может действовать совместно с детьми как игрок, может быть наблюдателем, болельщиком, судьей, ведущим, экспертом, консультантом и др. Учебные игры — это определенный объем информации или сообщение, которое в какой-то степени посягает на свободу играющих, где утрачивается развлекательность. Практика показывает, что, с одной стороны, они должны быть направлены на решение дидактических задач, с другой стороны – быть максимально похожими на настоящую игру, обладать ее существенными признаками.

Обучающая игра полезна и необходима для активизации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог – дети» и отношений между детьми. В игре легче преодолеть порог познания, когда встречаются трудные темы. Игры-парадоксы, головоломки, игры на аналогию позволяют уйти от старых стереотипов и искать новые способы решения задач.

Игра может стать для учащихся праздником, если проводится как театральное представление, объединяющее многие искусства. Ребенок с удовольствием выбирает себе роль на этом празднике. Он может стать художником-декоратором, дизайнером, модельером (изготовление обстановки, костюмов, атрибутов и др.). Он создает атмосферу праздника. На период игры-драматизации ученик становится актером. Психологи считают, что ролевая игра возможна, благодаря способности человека представить себя на месте другого, при этом сопереживая или сочувствуя ему. Игра – это и еще своего рода экзамен, подведение итогов определенной темы, где учащиеся показывают свои знания, умения, навыки и актерские способности.

В процессе использования игрового приема допустимо увеличение количества игровых задач. Таким образом, у педагога есть возможность развить игровой замысел. Игровые действия являются непременным, одним из важнейших признаков игровых приемов обучения. С их помощью и решается интересная для детей игровая задача. В тех случаях, когда дети особенно увлечены происходящими на занятиях событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном событии, явлении, они способны ставить новые задачи, придумывать новые игровые действия и способы их выполнения. Несомненно, это является показателем успешно проведенной работы педагогом.

Таким образом, игровые приемы на уроках изобразительного искусства – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие. Педагогу в условиях занятий крайне необходимо овладеть игровой импровизации. Это порой обусловлено непредвиденным процессом создания рисунка. Легкость и свобода учителя в развитии игрового замысла позволяют ему успешно решать не только изобразительные задачи, но и развивать воображение, творчество детей, делают обучение радостным и интересным.

Не менее важно при разработке игровых изобразительных приемов учитывать игровой опыт детей, знать ведущие мотивы игры, содержание значимых для ребенка сторон действительности, способы выполнения игровых действий, освоенных детьми. Очень важно педагогу знать и вовремя почувствовать, легко ли дети “входят” в образ, готовы ли они к воображаемой ситуации. Для этого необходимо учитывать логику развития изобразительной игры, возможные усложнения содержания игровых действий и способов их осуществления. Важно суметь создать подлинно игровые отношения, не выхолащивая игровую суть излишним дидактизмом. Если педагог ведет игровое изобразительное упражнение сухо, не эмоционально, в результате теряется не только игровая суть, но и искажается нравственный смысл ситуации.

На уроках ИЗО рекомендуется использовать, в основном, кратковременные игровые моменты, отдельные компоненты игры. В начальной школе они обеспечивают преемственность в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, применяются как средство усвоения необходимых в изобразительной деятельности знаний, умений и навыков. В среднем звене художественно-дидактические игры по-прежнему остаются интересными для учащихся, если их содержание соответствует их возросшим интеллектуальным и творческим возможностям. Непродолжительные игры (10—12 мин.) используют для закрепления материала в начале или в конце урока. В игре могут одновременно участвовать все ученики класса, можно разбить их на группы. Игры рекомендуется проводить не только на уроках, но и во время внеклассных занятий.

Приведем несколько примеров художественно-дидактических игр и упражнений.

Учитель ИЗО Архипова О.М. ( гимназия № 18 г. Рыбинска) разработала игры и игровые упражнения для развития у детей чувства цвета, изучения и закрепления знаний по цветоведению в начальной школе. Разработанные игры расположены в том же порядке, в каком ребенок знакомится с цветом на занятиях по изобразительной деятельности. Играя в такие игры, ребенок будет чувствовать себя уверенней в удивительном Мире Цвета, научится предвидеть результаты смешений красок, получать на палитре нужный ему цвет. Они интересны для детей, доступны им, не требуют длительной подготовки учителя.

Игры проводятся под общим девизом: "Торопись, да не ошибись!"

I. «Какого цвета радуга?»

Закрепить у детей знания цветов радуги в их последовательности. Кто быстрее расставит правильно все цвета радуги.

II. «Основные цвета».

Вызываются по одному участнику команды. Предлагается большой набор различных цветов. Ребенок должен быстро и правильно найти три основных цвета (красный, желтый и синий).

III. «Составные цвета».

Для проведения этой игры вызываются 2 участника.

─ Ребята, мы вспомнили основные цвета. Но в мире гораздо больше цветов. Первый участник должен найти составные цвета, второй ─ должен правильно их расставить, вспомнив, какой цвет получится при смешивании основных.

IV. «Найди лишний цвет» или «Какого цвета не хватает?»

Цель этого задания: сконцентрировать внимание детей и настроить их на игровую деятельность. Демонстрируется несколько цветных карточек (до 10 цветов). Все внимательно смотрят, потом один цвет убирается. Дети должны сказать, какого цвета не хватает. Можно играть, в обратном порядке, т.е. не убрать, а добавить еще один цвет, тогда нужно заметить, какой цвет поставили. Рекомендуется повторить несколько раз.

V. «Теплые и холодные цвета».

На закрепление этих понятий проводятся несколько вариантов:

1. Играют по 2 человека из каждой команды. Первый должен найти как можно больше теплых оттенков цвета. Второй ─ холодных. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

2. Выдаются карточки. Дети должны правильно определить цвета и показать стрелкой.

VI. «Контрастные цвета».

Выдаются карточки, различные по цвету. В центре вырезана какая-нибудь фигурка. Нужно найти и вставить нужный цвет, который будет контрастен заданному цвету.

VII. «Цветное лото».

Учитель демонстрирует карточки лото с предметами различных цветовых оттенков. Цель этого упражнения развивать у детей умение различать оттенки одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.

VII I. «Какие цвета использованы?».

Демонстрируется сюжетная или декоративная картинка. Ученик подбирает карточки с цветами, использованными на картинке.

IХ. «Темнее ─ светлее».

Игровая задача: как можно быстрее составить полоску любого цвета так, чтобы слева был самый темный квадратик, а справа ─ самый светлый или наоборот.

Х. «Хлопки в ладоши».

Эта игра рекомендуется для повторения любой темы по цветоведению. Например, учитель может предложить вспомнить теплые и холодные цвета. Учитель показывает различные по цвету карточки. Дети должны хлопнуть в ладоши только при правильном ответе.

Педагог Бардала М.В. разработала для младших школьников игровые упражнения различного типа сложности на получение знаний о цвете, форме и пространстве.

Учащиеся узнают об оптических и механических принципах смешения цветов, понятии «Колорит» и «Цветовая гармония» в процессе выполнения следующих действий: усваивают получение основных и дополнительных цветов, окрашивая воду в прозрачных емкостях; накладывают прозрачные куски однотонно окрашенной ткани друг на друга на фоне белой бумаги; изменяют колорит картины в соответствии с заданным педагогом настроением, вставляя репродукций хорошо известных картин в прозрачные разноцветные папки.

Упражнения-игры помогают получить школьникам знания об особенностях строения формы, пропорциях и объеме различных объектов. Уровень сложности постепенно возрастает.

Сначала детям предлагается поймать отражение любого предмета в небольшом зеркале и обвести его контуры фломастер любого цвета. Затем они учатся контурно изображать форму хорошо известного предмета и стилизовать его с помощью геометрических фигур. Далее учащимся выдаются плоские засушенные растения, напоминающие форму деревьев. Требуется нарисовать стилизованное дерево, заимствуя похожесть форм с растением.

Учащимся рекомендуется рассмотреть на фотографиях формы и окраску тел животных, подобрать палитру подобных красочных оттенков, способом цветного оттиска получить пятно, похожее на выбранное животное, и дорисовать его.

Упражнения-игры на освоение формообразования могут проводиться с использование модулей и мозаик. Учащимся предлагаются наборы шаблонов различной геометрической формы. Необходимо получить стилизованные изображения формы тел животных, используя модули разной геометрической формы. Задание посложнее – с помощью сочетания плоских модулей в виде геометрических фигур (круг, ромб, квадрат, овал и др.) или их частей составить упрощенное изображение формы тела животных.

Задание высшего уровня сложности – с помощью различных видов хохломских мазков стилизованно изобразить какое-либо животное.

Знания о перспективном удалении предметов друг от друга, освоение понятий «симметрия» и «асимметрия», «линия горизонта» учащиеся лучше освоят в процессе выполнения следующих игр-упражнений. Учащимся предлагается 3 файла с низким, высоким и средним уровнем горизонта и набор различных репродукций. Предлагается найти и вложить в файл ту репродукцию, которая бы соответствовала уровню горизонта на файле. Немного сложнее такое задание: на динамических пособиях, сделанных в виде леса, моря и поляны, предлагается разместить те или иные объекты, заданные в виде карточек (домики, кораблики и деревья). Дети должны продемонстрировать различные варианты расположения объектов в пространстве с учетом разной величины карточек.

Рассмотрим игры-упражнения на освоение перспективы. Каждому учащемуся раздается 3 листа, где изображены 3 уровня горизонта (высокий, средний и низкий) и набор листьев от любого дерева разной величины. Способом красочных оттисков, детям предлагается показать на этих листах принципы удаления объектов и изменения их размеров в пространстве.

Игры-упражнения на усвоение знаний о пространственном удалении предметов относительно друг друга можно проводить с помощью шаблонов. Учащимся на демонстрационном панно, где изображен натюрморт, предлагается найти место каждому шаблону, на которых изображены бытовые предметы разной формы. Другой вариант – детям выдаются листы бумаги разного формата, на которой изображен натюрморт с недостающими изображенными элементами и набор этих элементов в виде шаблонов. Предлагается найти место каждому элементу соответственно их пространственному расположению

Рассмотрим примеры художественно-дидактических игр и игровых приемов из нашего опыта работы.

На урок иллюстрирования русской народной сказки “Маша и медведь” (1 класс) в гости к детям приходили кукла и мишка. Они вместе со школьниками “слушали” рассказ учителя по иллюстрациям, “рассматривали” их, а затем наблюдали за выполнением рисунков учащимися. Когда в процессе работы возникали трудности в передаче пропорций героев сказки, с изображением положения рук, ног или лап, дети могли взять мишку или куклу и рассмотреть у них эти элементы. Гости “принимали участие” и в просмотре детских иллюстраций, в их оценке, Подобные игровые моменты с целью активизации художественно-творческой деятельности учащихся применялись нами в опытной работе и при иллюстрировании других литературных произведений.

На уроках в 1—2 классах мы широко использовали известный игровой прием “вхождение в иллюстрацию”. В ходе исследования этого приема учащимся задавали вопросы типа: “Чтобы ты увидел и услышал, если бы вошел в картинку, огляделся и прислушался?”, “Что бы ты увидел впереди себя или позади себя?” и т.п. Например, иллюстрация Ю. Васнецова “Пошел котик на торжок” (из сборника “Радуга-дуга”) обыгрывалась так: детям предлагалось представить ясный морозный вечер, закутаться потеплее в шубы и платки и совершить поездку на лошадке в санях по деревне. Детей спрашивали к какому дому мы подъехали сначала, а к какому после и т.п. Задавались и такие вопросы: О чем хотелось художнику рассказать в этой иллюстрации? Что особенно ему понравилось в том месте, которое он нарисовал? Подобные вопросы активизировали воображение детей, побуждали их войти в игровую ситуацию и в ней осваивать художественно-выразительные средства иллюстраций.

В опытной работе на уроки иллюстрирования вводились и также игровые ситуации. Детям предлагалось посетить выставку работ художников-иллюстраторов. Учитель в этой игровой ситуации выступал в роли экскурсовода, а иллюстрации, представленные на выставку, наклеивались на отдельные листы с тем, чтобы их легче было сравнивать между собой. Заранее заготавливались таблички, на которых крупным шрифтом были написаны фамилии художников, все это прикреплялось на специальных подставках. Во время экскурсии учитель рассказывал учащимся об особенностях художественного стиля каждого художника-иллюстратора. Такие экскурсии строились обычно в форме беседы.

Например, на уроке иллюстрирования “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина в 4 кл. детям после “закрытия выставки” было предложено поработать художниками-иллюстраторами: нарисовать самим иллюстрации к “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина. При этом принималось во внимание, что школьники уже изучали последовательность этапов выполнения иллюстраций на предыдущих уроках. При знакомстве с этими этапами учитывалась определенная аналогия между профессиональным и детским иллюстрированием литературных произведений.

На первом уроке дети обычно выбирали для иллюстрирования понравившийся эпизод, выполняли эскиз композиции и рисунок иллюстрации, а второй урок посвящался ее цветному решению. Учитель сообщал, что в конце этой работы будет организована выставка детских рисунков-иллюстраций, просил каждого ученика постараться по-своему предать выбранных сюжет, найти свои средства художественной выразительности с тем, чтобы на выставке не было похожих “как две капли воды” рисунков. В конце первого урока для закрепления нового материала проводилась игра “Угадайка” — школьникам демонстрировались иллюстрации художников, которые они уже рассматривали в начале урока, им предлагалось угадать автора каждой из них.

Второй урок по иллюстрированию “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, также начинался с закрепления пройденного материала. Для этого проводилась игра “Изобразительное лото”. Иллюстрации уже знакомых детям художников были наклеены на отдельные карточки, которые раскладывались на столе чистой стороной вверх. Таблички с фамилиями художников прикреплялись отдельно — на специальных полочках. Каждый из школьников должен был взять ту или иную иллюстрацию, отгадать имя ее автора и поставить на полку, где была указана его фамилия. Когда все авторы были угаданы и иллюстрации были расставлены по своим местам, школьникам предлагалось новое задание: взять две иллюстрации разных авторов, но к одному эпизоду и сравнить их между собой. Такая игра обычно проводилась на уроках в форме соревнования между командами школьников, а победителей ждала награда.

Для того, чтобы дети вспомнили содержание иллюстрируемого произведения на уроках в начальных классах проводилась игра “Расскажу сказку”. Педагоги использовали два варианта ее проведения: дети по порядку, отражающему последовательность действий в сказке, расставляли иллюстрации к ней — это могли быть иллюстрации одного художника или нескольких, или школьникам предлагались иллюстрации разных художников к разным произведениям и они выбирали из них рисунки к одному произведению, расставляли их в необходимой последовательности.

Игра применима и для обучения детей умению узнавать творческий почерк различных художников-иллюстраторов. Одной из таких игр была игра “Угадай, кто нарисовал иллюстрацию?”. На книжных подставках крепились таблички с фамилиями художников, на столе раскладывались иллюстрации из разных книг разных художников. Игровое задание состояло в том, чтобы выбрать из этого набора иллюстраций одного художника, поставив их под соответствующую табличку. Ученик, наилучшим образом справившийся с заданием, получал приз.

Широко использовалась игра “В книжном магазине”, ее педагогическое назначение — развитие у детей умения видеть творческий почерк художника. Игра состояла в том, что дети по очереди покупали в магазине ту или иную книжку с иллюстрациями, объясняли, чем понравились иллюстрации в ней, кому они принадлежат, какие средства художественной выразительности использовались при их выполнении.

В 1—2 кл. применялась игра “Найди картинку к тексту”. В ходе нее учитель читал текст той или иной сказки, а дети выбирали к нему из предложенных педагогом наиболее подходящие иллюстрации. При подведении итогов урока и анализе детских рисунков нередко использовался и обратный игровой прием — детям предлагалось найти текст сказки, подходящий для того или иного рисунка. Такая игра побуждала детей вспомнить содержание сказки, лучше представить себе образы ее персонажей.

Развитию художественной творческой активности школьников при иллюстрировании сказок народов мира помогает игра в путешествие. На уроках изобразительного искусства учащиеся 5—7 кл. знакомились в ходе вступительных бесед с искусством, костюмами, архитектурой и обычаями разных народов. Самостоятельно дети подбирали для той или иной сказки иллюстративный материал. Проводились связанные с темой путешествия уроки рисования с натуры, декоративной работы — они строились на основе изучения предметов быта и искусства изучаемой страны. Дети рисовали характерные для этой страны пейзажи. В результате таких игр-путешествий детям удавалось лучше передать в иллюстрациях национальный колорит, точнее воспроизвести литературные образы.

Своеобразным игровым приемом может быть разгадывание кроссвордов. Они обычно используются для закрепления знаний, полученных школьниками во время бесед об искусстве. Например, чтобы выяснить, как учащиеся 7 кл. усвоили материал беседы об искусстве книги, об основных элементах, из которых она состоит, на следующем за ней уроке иллюстрирования ребята разгадывали кроссворд “Искусство книги” (см. ил. №33). Если ученики правильно отвечали, нужное слово они вписывали синим цветом, если нет, то учитель писал его красным цветом.

Особый интерес школьников взвывает применение на уроках игры “Компьютер”. Изготовить игру “Компьютер” можно самостоятельно. Для этого можно взять две стандартных детских игры, выпускаемые нашей промышленностью, любую электровикторину и “Компьютер детский”, укрепить их на планшете, примерно равном по размеру листу ватмана. Такой “компьютер” состоит из трех частей: экрана, блока памяти (плато от электровикторины) и клавиатуры (игрушки “Компьютер детский”). Можно смоделировать компьютер из картона, использовать клавиатуру от компьютера или его целиком. В таком случае подготовленные иллюстративные материалы необходимо будет отсканировать и отредактировать порядок игру с применением компьютерных технологий.

Подготовка компьютера к работе. В компьютер вводится программа для каждой его части: на экран — карта с названием программы и картинками-вопросами, в блок памяти — матрица, содержащая номера вопросов и ответы, в клавиатуру — карточка с названием игры, номерами вопросов и номерами ответов.

Карта для экрана занимает большую часть планшета. Сверху крупным шрифтом пишется название программы, затем размещается необходимый изобразительный материал: иллюстрации, открытки, репродукции, рисунки и т. п. Здесь же может быть дано какое-либо изображение в качестве заставки. Под картинками-вопросами стоят номера.

На матрице блока питания номера вопросов и ответов не совпадают, номера вопросов соответствуют цифрам под картинками. Клавиатура же устроена таким образом, что номера ответов закрывают специальные кнопки-фишки. (Ил. Рис. Игры «Компьютер»).

Правила и ход игры. Ученик рассматривает картинку-вопрос, запоминает его номер. В колонке вопросов на матрице он ищет нужный ему номер вопроса, а в другой части матрицы подбирает соответствующий ответ. Для этого он пользуется индикатором-указателем правильности ответов. Наконечник проводка вставляется в отверстие рядом с ответом. Если ответ правильный, лампочка индикатора загорается. В том случае, если ответ неверный, номер правильного ответа можно узнать на клавиатуре. Для этого нужно поднять вверх соответствующую кнопку-фишку. В составлении программ игр для компьютера и в создании его самого, активное участие принимали школьники.

На уроках иллюстрирования мы использовали такие компьютерные игры: “Кто нас нарисовал?”, “В мире сказки”, “Дон Кихот” М. Сервантеса в иллюстрациях художников — назови художника; “Герои любимых книг”, “Из каких мы басен?” — назови литературное произведение, его автора и художника-иллюстратора; “Сказки А.С. Пушкина”, “Из каких мы сказок?” — назови сказку и художника-иллюстратора, “Любимые книги русских и зарубежных писателей”, “Сказка в творчестве художников-палешан”, “Сказки зарубежных писателей” — назови произведение и автора — узнаешь, кто художник-иллюстратор; “А.С. Пушкин в иллюстрациях художников”, “Русские богатыри”, “Волшебные сказки” Ш. Перро, “Сказки Г.Х. Андерсена”, “Малахитовая шкатулка” П. Бажова, “Н.А. Некрасов в иллюстрациях художников” — назови произведение — узнаешь, кто художник-иллюстратор; “Подбери к иллюстрации строки из текста” — эта игра может проводиться на основе изобразительного материала всех названых игр.

Вариантов подобных игр может быть множество. Они развивают у учащихся умение узнавать творческий почерк художников-иллюстраторов, раскрывают перед детьми возможности разнообразных изобразительных решений одних и тех же произведений разными художниками, обогащают знания школьников по литературе и по изобразительному искусству. Разумеется, программы для таких игр нужно составлять с учетом возрастных возможностей детей и предлагаемых им для иллюстрирования литературных произведений.

Необходимо заметить, что подобные компьютерные игры можно изготовить и использовать в воспитании художественно-творческой активности школьников по всем основным разделам учебного предмета “Изобразительное искусство”, а также видимо, и по другим учебным предметам. Мы наблюдали, как игра с компьютером вызывала у детей повышенный интерес к знаниям, создавала возможности для осуществления самоконтроля, вызывала эмоциональную приподнятость, развивала внимательность, любознательность, сообразительность.

Л.Б. Рылова использовала в работе со студентами ХГФ при изучении темы «Архитектура и монументальные виды искусства» по программе Б.М. Неменского для 8 кл. следующие игры:

Игра 1. «Встреча-диалог людей древнего племени с жителями современного города». (Об истории разви­тия архитектуры и монументального искусства).

Игра 2. «Особо значимое место в архитектуре го­рода». (Путешествие в древние города планеты).

Игра 3. «Творческая мастерская». (Конкурс на луч­шие проекты памятника-монумента. Примерные темы: «Победа»; «Борьба за мир», «Экология природы», «Эко­логия культуры», «Милосердие» и др.).

Игра 4. Литературная игра-викторина: «Портал и его образно-эмоциональное значение — общество, эпо­ха, время». (Фрагменты литературных произведений с описанием «входа в город» правителей и гостей).

Игра 5. Презентация и «аукцион» лучших проек­тов — памятников-монументов для родного города. (Связь со средой, проблемами города, страны, со­временной эпохой).

Игра 6. «Творческая мастерская». (Проектирование древнего города-крепости: а) западно-европейский го­род; б) восточный город; в) древнерусский город. 1. План города. 2. Макет города. 3. Защита проектов; заказчики, подрядчики, жители средневековых горо­дов — ролевая игра).

Игра 7. «Архитектурные стили — лицо эпохи». Игра «Что? Где? Когда?» (Демонстрируется пять пар архитектурных построек. Например, античность, средневековая го­тика, Древняя Русь, барокко, классицизм и Возрождение. Изображения в парах перепутаны. Задание: а) рассказать за одну минуту краткую биографию каждой постройки; б) оп­ределить стиль с краткой аргументацией; в) составить пары правильно). Игра может проходить в виде соревнования команд.

Игра 8. «Аукцион убранства интерьеров зданий различных стилей». (Определите какой постройке принад­лежит утварь, мебель, убранство «неизвестных» ин­терьеров).

Игра 9. «Демонстрация и аукцион моделей одеж­ды жителей городов различных эпох и народов, от­ражающих различные стили». (Фигуры, портреты лю­дей в одежде различных стилей. Связь стиля костюма и стиля архитектуры.)

Игра 10. «Поиски среды обитания различных пост­роек». (Какую построй­ку можно представить в данной городской, сельской или природной среде?).

Игра 11. «Заседание правления союза архитекторов по анализу связи местной архитектуры с ландшафтом». (На «заседании» представлены документы, выполненные учащимися, — эскизы, планы-схемы фрагментов город­ской среды.)

Игра 12. «Архитектурная мастерская». (Конкурс на лучший проект одного из павильонов выставки: «Кос­мос», «Спорт», «Наука», «Искусство», павильон бое­вой славы и др. Критерии оценки: 1) размещение в пространстве с учетом ландшафта, окружающего ком­плекс, 2) польза (назначение), 3) прочность, 4) кра­сота. Открытая защита проектов. Конструирование из бумаги).

Приведенные примеры показывают, что применение игр и игровых упражнений в любой возрастной категории на уроках изобразительного искусства оказывается условием, содействующим интенсивному овладению школьниками знаниями, развитию их воображения и творчества.

Игра в учебно-воспитательном процессе одновременно является и формой, и методом обучения. Игра и учение – единый умственный процесс, и педагог-профессионал всегда ведет урок в игровой атмосфере. Игры и игровые упражнения помогают учителю постоянно повышать свое мастерство, увеличивать творческий потенциал, открывать многообразие приемов воздействия на учащихся в обучении.

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Какова роль игры на уроках ИЗО?

2. На труды каких ученых следует опираться при разработке игровых приемов в обучении изобразительной деятельности школьников?

3. Расскажите о различных подходах к классификации игр.

4. Охарактеризуйте художественно-дидактические игры, творческие игры, предметные игры, конструктивные игры, игры-путешествия.

5. Покажите на примерах, как влияют художественно-дидактические игры на развитие у детей мышления и образных представлений?

6. Приведите примеры художественно-дидактических игр на закрепление основ цветоведения.

7. Какие игры можно проводить на уроках иллюстрирования?

8. Какова роль учителя в учебных играх на уроках ИЗО?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: