Тема 9. Методика преподавания МиОХК в 9-м классе
План
1.Проблема адоптации к новому предмету.
2. Методические рекомендации к организации учебно – воспитательного процесса.
3.Методика планирования урока по теме: “Культура Древнего Египта”.
4.Новые понятия и их интарпретация в курсе МХК.
Литература:
Литература:
Грачева О. О. Методы обучения и контроля знаний на уроках МХК. Художественное образование в школе / Под ред. А. С. Лаптенка, В. Д. Юркевич. Мн., 1998.
Методические рекомендации для преподавателя мировой художественной культуры: Пособие для учителя / Под науч. Ред. Л. М. Предтеченской и общ. Ред. Л. В. Пешиковой. М., 2000.
1. Проблема адоптации к новому предмету.
Праблема адаптацыі да новага прадмета. Стымуляванне пазнаваўчага інтарэсу. Метадычныя рэкамендацыі да арганізацыі вучэбна выхаваўчага працэсу. Знаёмства з паняццем «культура», як сродкам пазнання свету і самаго сябе. Мыспенне абстрактнае і вобразнае. Рацыяналькае і эмацыянальнае ўспрыняцце. Рэалізм і сімвалізм як мастацкія метады. Сэнс паняццяў «мастацтва», «сродкі выразнасці». «мастацкі вобраз».
Методыка планавання ўрока па тэме «Культура Старажытнага Егіпта». Аналіз сродкаў выразнасці: фрэсак, рэльефаў, скульптуры. Канон, яго формы праяўлення ў разнастайных жанрах.
Методыка планавання ўрока па тэме «Чалавек — мера ўсіх рэчаў». Паняцце «класіка», «ідэал прыгажосці», «ідэал дасканаласці», «гармонія», «антычнасць». Пстарычныя этапы засваення антычнай цывілізацыі чалавецтвам.
Спецыфіка і сродкі пастаноўкі вучэбна-пазнаваўчых задач на ўроках па СМК. Стварэнне ўмоў для ўсведамлення вучнямі ролі мастацтва ў жыцці грамадства.
Методические рекомендации к организации учебно – воспитательного процесса.
В старшем школьном возрасте внешние ориентиры теряют свое былое значение. Разрушаются авторитеты, критически пересматриваются, переоцениваются многие нормы поведения. Основной поток духовной активности в юношеские годы направлен на выработку внутренних ориентиров поведения, на поиски универсальных нравственных принципов, на формирование собственной системы ценностей.
Потребность в формировании ценностного отношения к жизни в этом возрасте остро ощущается самим школьником. В деятельности старшеклассника, как учебной, так и внешкольной, в его общении со взрослыми и друзьями появляется новый интимно-личностный пласт — поиски жизненных ценностей, в соответствии с которыми перестраивается поведение, предпринимаются попытки влияния на собственную личность, выбирается тот или иной жизненный путь.
Формирование разнообразных ценностных отношений происходит в процессе переживаний, связанных с повседневной духовно-практической деятельностью и общением. Активность эмоций школьников в этом возрасте отражает напряженность, интенсивность процесса сопоставления или жизненной реальности со своими духовными потребностями, которые сами открываются школьнику в процессе этого сопоставления, сопровождающего расширение сферы деятельности и общения старшеклассника, расширение его жизненного горизонта.
Что ценить в жизни и в себе самом? К чему стремиться? Чего я действительно хочу? Каков мой (именно мой, а не чей-нибудь) путь в жизни? Где мое место в обществе? Вот вопросы, которые неизбежно возникают перед школьником, начинающим осознавать свою индивидуальность на личностном уровне.
Ценностно-ориентированная активность, выходя на первый план в этом возрасте, пронизывает, направляет и связывает воедино процессы развития самосознания и формирования мировоззрения.
Если самосознание подростка являлось в основном познающим, то есть было направлено на открытие и осознание в себе тех или иных качеств, способностей, то в юношеском возрасте оно становится оценивающим, то есть осознание, как правило, связывается с этической и эстетической оценкой своих качеств. В соответствии с этим для старшеклассников приобретают особую значимость жизненные конфликтные ситуации, в которых выявляются нравственные свойства людей, и именно поэтому многие из них интересуются книгами и фильмами, в которых затрагиваются серьезные нравственные проблемы.
Потребности развития личности, потребности жизненного самоопределения с необходимостью выполнять ценностно-ориентационную активность старшего школьника за пределы собственно нравственной сферы. С развитием социальной активности школьника (общественная деятельность в школе и за ее пределами) и расширением круга его социальных интересов складываются гражданские, политические, мировоззренческие убеждения. Формирование социально-политических убеждений неразрывно связано с формированием нравственных ценностей школьника 8
и с необходимостью опирается на еще не вполне осознанные отношения к широкой социальной действительности, которые были ранее заложены в семье и школе.
Юношеский возраст представляет собой наиболее благоприятную пору для формирования мировоззрения, поскольку в это время складываются и познавательные, и ценностно-ориентирующие предпосылки, необходимые для успешной закладки фундамента мировоззренческой системы человека.
Для старшеклассника (особенно в 9—11 классах) характерно не просто увеличение объема знаний, но и существенное расширение умственного кругозора, появление устойчивых теоретических интересов, рост способности к анализу и обобщению конкретных фактов, стремление увидеть в многообразии природы, жизненных явлений и процессов единые закономерности.
Этим потребностям, возросшим возможностям старшеклассника в выработке обобщенного научного взгляда на мир отвечают такие мировоззренческие школьные дисциплины, как физика, химия, математика, биология, история, обществоведение. Таким образом, в познавательном плане, с точки зрения формирования системы знаний, запросы развивающейся личности школьника оказываются уравновешенными соответствующим достаточно богатым и разнообразным научным материалом.
Иначе обстоит дело в ценностно-ориентирующем плане, с точки зрения задач формирования системы ценностей. Достаточно очевидно, что содержание и методы преподавания гуманитарных дисциплин, ориентированные прежде всего на решение задач изучения социальных отношений и закономерностей, не могут в полной мере удовлетворить потребности юношей и девушек в нравственном и социальном самоопределении, в формировании гражданских, мировоззренческих убеждений. Только личный опыт сопереживаний того или иного отношения к окружающим людям, к природе, к родной земле, опыт эмоционального отождествления себя с той или иной социальной общностью может в действительности сформировать те нравственные, патриотические, гражданские и политические чувства, отношения, те личные духовные ценности, которые определят в дальнейшем выбор жизненной позиции выпускником школы.
И если собственная жизненная практика старшеклассника в силу своей естественной ограниченности еще не может в достаточной степени отвечать его духовным запросам и задачам формирования ценностного ядра мировоззрения, то существует только один путь для того, чтобы помочь определить соответствующий предмет потребности юности в духовном освоении, в личностном осмыслении мира сложных человеческих взаимоотношений. Это путь обращения к искусству, несущему в себе как тот жизненный материал, в котором остро нуждается старшеклассник, устремленный в будущую «большую жизнь», так и тот идейный, эмоциональный заряд, который стимулирует самостоятельную работу чувств и разума молодого человеке и заставляет его в согласии или в споре с художником вырабатывать свое отношение к миру.
Курс отечественной и мировой художественной культуры представляет собой конкретную реализацию этого пути в условиях общеобразовательной школы. Специфические задачи развития личности старшеклассника потребовали от авторов обращения к лучшим образцам отечественного и мирового искусства со сложным и глубоким художественным содержанием, отражающим как философско-мировоззренческую проблематику жизни общества, так и нравственно-психологическую проблематику жизни личности в их взаимопроникновении и взаимодействии.
Но как убедительно раскрыть перед старшим школьником, напряженно решающим личную проблему нравственного и социального самоопределения, всю реальную сложность, противоречивость, возрастающую от прошлого к будущему остроту проблемы взаимодействия общества и человеческой личности? Как эмоционально и идейно подготовить его к постижению тех ценностей, которые вырабатывались прогрессивным общественным самосознанием в течение столетий, наполненных ожесточенной социальной борьбой за переустройство мира?
Принцип историзма, лежащий в основе программы курса отечественной и мировой художественной культуры, дает возможность педагогу провести старшеклассников нелегким путем поисков историческим человеком своих подлинных духовных ценностей; показать, как человечество, сначала неуверенно, а потом, по мере освобождения от иллюзорных идеалов, все более осознанно и целеустремленно идет к новой, свободной и осмысленной жизни.
Комплексное изучение в историческом ракурсе различных искусств в их тесных эстетических взаимосвязях дает возможность педагогу сделать школьников соучастниками сложного, конфликтного процесса видения этих духовных ценностей глазами искусства, их осознания и утверждения художественной культурой эпохи.
Принцип опоры на творческий метод призван помочь педагогу найти и выделить для старшеклассников основное, главное в особенностях художественной культуры того или иного времени, поскольку именно в творческом методе находят яркое отражение ведущие ценностно-ориентирующие тенденции художественной культуры эпохи, и прежде всего — художественное воплощение того или иного понимания проблемы самоопределения человека в обществе, в мире.
Принцип опоры на творческий метод в сочетании с принципом историзма вооружает педагога стратегией решения задачи «наведения мостов» между художественной устремленностью эпохи, отраженной в ее искусстве, и нравственными запросами старшеклассников.
человеку, уже оставившему позади пору романтической мечтательности, прожектерства, углубленного и иногда оторванного от реальной жизни самоанализа, не приводящего к каким-либо определенным результатам.
Изучая развитие реалистического искусства, наблюдая трансформации его художественных особенностей, его ценностных тенденций, старший школьник станет соучастником процесса осознания художественной В годы, совпадающие с изучением отечественной и мировой художественной культуры, школьник буквально на глазах педагога взрослеет, становится личностью, индивидуальностью. При этом чрезвычайно важно, чтобы художественный материал, рассматриваемый на уроках ОМХК, был понятен и близок подростку, юноше, молодому человеку. Соответствие учебного материла духовным потребностям школьника в ходе его развития является одновременно и предпосылкой познавательной активности, инициативы в изучении предмета, и предпосылкой общей ценностно-ориентационной активности старшеклассника, стимулятором его дальнейшего духовного роста.
Конечно же, существуют значительные индивидуальные и половые различия в темпах и общем ходе этого роста, как и вообще в процессах индивидуального развития. Тем не менее в формировании системы духовных ценностей, как и в интеллектуальном развитии школьника, существуют определенные общие закономерности, на которые необходимо опираться педагогу в решении как учебных, так и воспитательных задач курса отечественной и мировой художественной культуры.
На разных этапах взросления, формирования личности старшекласснику будут близки те или иные особенности ценностных ориентации художественной культуры разных исторических периодов. Так, школьнику, расстающемуся с «мальчишескими» подростковыми идеалами, будет особенно близко искусство Просвещения с его первоначальным культом разума, рациональности, оптимистической верой в созидательные, творческие возможности человека и пришедшим позже пониманием ограниченности идеалов «чистого» рационализма во взаимоотношениях между людьми, в общественном устройстве. Вероятно, найдут душевный отклик у юноши-подростка, озабоченного поиском универсальных нравственных принципов, произведения, выполненные в духе просветительского классицизма. Возросшей для юноши значимости жизненных ситуаций, выявляющих нравственные качества людей, будут отвечать такие особенности этого направления в искусстве просветителей, как обостренная нравственная проблематика, драматическое противоборство разума и страсти, долга и желания, возвышение идеалов гражданственности и патриотизма, утверждение в качестве высших ценностей верности своим принципам, убеждениям, гражданскому долгу.
Конечно же, особенно созвучным раннеюношеским настроениям будет искусство романтиков с его мятежностью и мечтательностью, с отраженным в нем бунтом начинающей осознавать богатства своего внутреннего мира индивидуальности, с его страстным утверждением самоценности человеческой личности, призывом к борьбе против сил, угнетающих в человеке его высокие духовные потенции.
Реалистическое искусство откроет перед старшеклассником возможность освоения ценностей, которые остро необходимы молодому чекультуры нового и новейшего времени, тех идей и духовных ценностей, которые вырабатывались прогрессивным человечеством. Искусство XX века, вобравшее в себя идейно-художественные достижения предшествующих этапов развития художественной культуры, призвано внести особый вклад в формирование мировоззрения старшеклассников. Оно должно помочь школьнику духовно освоить один из основных тезисов, в соответствии с которым исторический человек творит и открывает для себя свою сущность в ходе активного преобразования мира и самого себя в этом мире. Социальная же ценность, духовное богатство и удовлетворенность жизнью отдельной личности определяются тем, в какой мере она причастна к этому процессу и в какой мере человек самостоятелен и активен в преобразовании, творческом развитии мира своей деятельности, мира своих отношений с другими людьми и своего внутреннего мира, самого себя как личности, вносящей индивидуально своеобразный вклад в развитие человеческого общества.
Таким образом, принципы построения и содержание программы курса отечественной и мировой художественной культуры создают предпосылки для успешного решения общевоспитательных задач курса, заключающихся в стимулировании и направлении духовного, нравственно-эстетического развития школьника. Богатый художественный материал, включенный в программу, открывает перед учащимися возможность освоения важнейших духовных ценностей, выработанных человечеством в ходе исторического развития и связанных с самыми различными по характеру и масштабу областями социальной действительности: это и отношение человека к самому себе, к другим людям, к обществу; это и отношение к природе, к миру в целом, к жизни.
Какой же должна быть методика преподавания курса, чтобы этот материал ожил для школьников, чтобы в полной мере проявилась особая сила духовного воздействия искусства?
Как помочь учащимся всей душой, всем существом своим воспринять то главное, основное, что хотел сказать людям художник, ради чего создавалось то или иное произведение искусства? Как помочь им не просто понять, усвоить, запомнить, а постичь, то есть освоить в собственных переживаниях — размышлениях основную идею произведения? Наконец, как помочь старшеклассникам формировать свои собственные взгляды и ценности, опираясь на представления художников прошлого и современности о возможности решения жизненных проблем, разрешения социальных, нравственных противоречий на основе той иди иной нравственной или мировоззренческой концепции, того или иного отношения человека к жизни, той или иной иерархии человеческих ценностей?
Ведь освоение духовных ценностей, выработка собственного отношения к жизни в отличие от усвоения знаний требует работы не только аппарата познания, а всей совокупности психических сил и способностей, и прежде всего — наших чувств. Процесс «переплавки» утверждаемых художником общественно значимых ценностей в индивидуальные с необходимостью предполагает единство переживания и размышления, порождаемое эмоциональной вовлеченностью личности в мир художественного произведения.
Этот процесс эффективен только при условии, если педагогу удается увлечь школьников живым, подлинным искусством, если на уроках не просто организуется изучение того или иного художественного произведения или направления в искусстве (с искусствоведческим или историко-социологическим «акцентом»), а обеспечивается проникновение в эмоциональную атмосферу художественных произведений, причем проникновение не рассудочно-аналитическое, с позиции стороннего наблюдателя, а взволнованное, пристрастное, «через себя — проникновение», основанное на действии психологических механизмов чувствования и сопереживания. Изучение особенностей общественной жизни того исторического периода, когда было создано произведение, искусствоведческий или социально-психологический анализ творчества художника, изучение выразительных средств, используемых в тех или иных произведениях, — все это оказывается необходимым, но не достаточным условием такого проникновения.
Организация самостоятельного труда над произведением искусства — а именно к этому должен стремиться педагог — предполагает такой уровень и такое качество вовлечения школьников в мир художественного произведения, чтобы их захватывала изображенная художником жизнь, события, судьбы героев, чтобы они радовались и огорчались, восхищались и негодовали, любовались и испытывали отвращение, волновались, задавались вопросами, думали, сомневались, решали жизненные проблемы вместе с художником и живущими в его произведениях людьми.
Как в условиях школы, в ограниченное жесткими рамками урока время обеспечить такое вовлечение?
Сделать это можно только за счет такого воздействия на \ психику каждого учащегося и на общее эмоциональное состояние класса, которое позволило бы школьникам перенестись (идеально, в воображении) в ту эпоху, когда создавалось произведение, позволило бы им на какое-то время отрешиться от своих повседневных забот и дел, «потерять» себя в этой, теперешней жизни и «обнаружить» в той, что окружала и волновала художника, или в той, в которой жили созданные им герои. Это должно быть такое воздействие, которое одновременно несло бы и знание об эпохе, произведении, художнике, и пристрастное отношение самого учителя к тем или иным идейным течениям эпохи, к событиям, изображенным в произведении, к переживаниям, стремлениям, мыслям художника, и (едва ли не самое главное!) искреннее стремление учителя заразить школьников этим отношением, стремление сделать их своими единомышленниками и еди-новерцами. Одновременно сделать далекое — близким, непонятное — понятным, безразличное — значимым, интересным, захватывающим можно только с помощью особых средств воздействияна воображение, эмоции, мышление — на психику человека в целом, то есть средств, которыми располагает и издавна пользуется само искусство, обращаясь прежде всего к фундаменту человеческой психики — способности к целостному, конкретно-ситуативному, чувственно-образному мышлению-переживанию, к способности человека сочувствовать другому человеку, «болеть» за другого, уподобляться ему в его действиях, стремлениях, переживаниях. Воздействие искусства на человека обусловлено особой чувствительностью человеческой психики ко всем формам выражения эмоциональных состояний, воплощены ли они в движениях, жестах, мимике, интонациях речи самого человека или же в звуках, ритмах, красках, линиях, конфигурациях и т.д.
Опыт преподавания курса отечественной и мировой художественной культуры в школе убедительно показал, что эффективное введение школьников в эмоциональную атмосферу художественных произведений, необходимое для организации заинтересованного, осмысленного целостного восприятия, может быть достигнуто только с использованием в работе педагога образных, художественных средств, только за счет перехода к методам художественно-педагогического воздействия.