В объяснительной записке к программе курса ОМХК названы некоторые важнейшие задачи духовного развития личности, которые в конечном счете должен решать новый предмет. Остановимся них.
Курс призван обогащать духовный мир старшеклассников, воспитывать их чувства и, вооружая опытом поколений, помочь молодым людям определить свое место в общественной жизни, увидеть бесконечные возможности и необходимость самоусовершенствования; воспитывать любовь к искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным; пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности, воспитывать нетерпимость к безобразному во всех жизненных проявлениях; развивать у школьников воображение, творческие способности, стремление к самообразованию. 38
Как проверить эти главные результаты нашей педагогической работы? Каким точнейшим инструментом можно измерить степень их решения, уровень воздействия курса на формирование высокой нравственности учащихся?
Ответить на эти вопросы тем труднее, чем значительней задача, которую мы ставим перед курсом, чем сложнее мысли и чувства, которые мы стремимся внушить юношеству средствами искусства. Всякий ответ будет лишь приблизительным, не поддающимся немедленной проверке. Ответит на все эти вопросы жизнь. Но чтобы ответ этот был в подавляющем большинстве положительным, соответствовал интересам общества, обеспечивая его поступательное развитие, — очевидно теперь уже всем — почва должна быть возделана в школе, засеяна отборным зерном из сокровищ духовного богатства родины, всего прогрессивного человечества. В старших классах мы принимаем эстафету: на новом, очень ответственном возрастном уровне нам предстоит продолжить и развить то, что сделано, заложено в них на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы...
Учение — ведущая деятельность старшеклассника; получение среднего образования является гражданским долгом и жизненной потребностью каждого человека. Но мотивы учения с возрастом меняются. Современная возрастная психология доказывает, что если в 3—7 классах одним из ведущих стимулов учения является стремление завоевать престиж у сверстников, стать лучшим, «первым», то учеба, приобретение знаний в старших классах воспринимается, прежде всего как путь подготовки к будущей деятельности. С этим связано более равнодушное отношение к учебной отметке, которую многие учителя считают важнейшим средством педагогического воздействия. Вместе с отношением к учебе изменяется и отношение старшеклассника к школе. Старшеклассник видит школу главным образом как учебное заведение, где дают знания. Круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее только частью, хоть и важной частью, его жизненного мира...
В хорошей школе, педагогический коллектив которой опирается на самостоятельность учащихся, поощряя и развивая ихобщественную активность и инициативу, эти тенденции не особенно заметны, так как внешкольные интересы свободно вливаются в школьные и обогащают школьную жизнь. Там, где этого нет, мотив разграничения и даже противопоставления школы и настоящей, взрослой жизни звучит очень сильно.
Для того чтобы курс мог выполнить свою цель — формировать личность старшеклассника средствами искусства, подобное разграничение, а часто и противопоставление невозможны. Необходимо найти такие пути организации и такие методы преподавания, которые бы эту тенденцию свели к минимуму.
Создание комплексной системы, теснейшим образом связывающей классные, внеклассные и внешкольные занятия учащихся искусством, позволяет органически объединить школьные и внешкольные интересы молодых людей на основе общности эмоциональных переживаний, творчества и социальной активности. Функционирование такой системы дает в руки учителю инструмент для проверки результатов его деятельности. Однако система эта будет работать лишь при одном важнейшем условии: в ее центре должен быть обязательный для всех старшеклассников урок. Только в этом случае искусство станет достоянием всех учащихся.
Урок искусства, цель которого — формирование личности ученика, не может завершаться со звонком. Если ученик взволнован встречей с произведением на уроке, если интерес его к искусству разбужен, — он обязательно испытает потребность продолжить это общение во внеклассной и внешкольной своей жизни. И, напротив, если такой потребности ученик не испытает, — это будет свидетельствовать, что для него урок искусства не состоялся, не дал необходимых результатов.
Выше было показано, как мы рекомендуем строить уроки по отечественной мировой художественной культуре, какие методические принципы, методы и приемы позволят сделать их уроками воспитания чувств. Какие же выходы дает урок по ОМХК во внеклассные и внешкольные занятия учащихся искусством?
Остановимся на ряде методических решений, проверенных и уточненных в экспериментальном преподавании курса, решений, которые позволяют активизировать развитие творческой, познавательной и социальной деятельности старшеклассника и одновременно контролировать процесс накопления знаний и умений, других важных показателей успешного преподавания курса.