Взаимосвязь классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством — принцип методики преподавания отечественной и мировой художественной культуры

В объяснительной записке к программе курса ОМХК назва­ны некоторые важнейшие задачи духовного развития личнос­ти, которые в конечном счете должен решать новый предмет. Остановимся них.

Курс призван обогащать духовный мир старшеклассников, воспитывать их чувства и, вооружая опытом поколений, помочь молодым людям определить свое место в общественной жиз­ни, увидеть бесконечные возможности и необходимость само­усовершенствования; воспитывать любовь к искусству, способ­ность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным; пробуждать активное стремление утвер­ждать красоту человеческих отношений в повседневной жиз­ни, в трудовой деятельности, воспитывать нетерпимость к бе­зобразному во всех жизненных проявлениях; развивать у школьников воображение, творческие способности, стремление к самообразованию. 38

Как проверить эти главные результаты нашей педагогической работы? Каким точнейшим инструментом можно измерить сте­пень их решения, уровень воздействия курса на формирование высокой нравственности учащихся?

Ответить на эти вопросы тем труднее, чем значительней за­дача, которую мы ставим перед курсом, чем сложнее мысли и чувства, которые мы стремимся внушить юношеству средства­ми искусства. Всякий ответ будет лишь приблизительным, не поддающимся немедленной проверке. Ответит на все эти воп­росы жизнь. Но чтобы ответ этот был в подавляющем большин­стве положительным, соответствовал интересам общества, обес­печивая его поступательное развитие, — очевидно теперь уже всем — почва должна быть возделана в школе, засеяна отбор­ным зерном из сокровищ духовного богатства родины, всего прогрессивного человечества. В старших классах мы прини­маем эстафету: на новом, очень ответственном возрастном уров­не нам предстоит продолжить и развить то, что сделано, зало­жено в них на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы...

Учение — ведущая деятельность старшеклассника; получение среднего образования является гражданским долгом и жизнен­ной потребностью каждого человека. Но мотивы учения с воз­растом меняются. Современная возрастная психология доказы­вает, что если в 3—7 классах одним из ведущих стимулов учения является стремление завоевать престиж у сверстников, стать луч­шим, «первым», то учеба, приобретение знаний в старших клас­сах воспринимается, прежде всего как путь подготовки к буду­щей деятельности. С этим связано более равнодушное отношение к учебной отметке, которую многие учителя считают важнейшим средством педагогического воздействия. Вместе с отношением к учебе изменяется и отношение старшеклассника к школе. Стар­шеклассник видит школу главным образом как учебное заведе­ние, где дают знания. Круг интересов и общения старшекласс­ника все больше выходит за пределы школы, делая ее только частью, хоть и важной частью, его жизненного мира...

В хорошей школе, педагогический коллектив которой опи­рается на самостоятельность учащихся, поощряя и развивая ихобщественную активность и инициативу, эти тенденции не осо­бенно заметны, так как внешкольные интересы свободно вли­ваются в школьные и обогащают школьную жизнь. Там, где этого нет, мотив разграничения и даже противопоставления школы и настоящей, взрослой жизни звучит очень сильно.

Для того чтобы курс мог выполнить свою цель — формиро­вать личность старшеклассника средствами искусства, подоб­ное разграничение, а часто и противопоставление невозможны. Необходимо найти такие пути организации и такие методы пре­подавания, которые бы эту тенденцию свели к минимуму.

Создание комплексной системы, теснейшим образом свя­зывающей классные, внеклассные и внешкольные занятия уча­щихся искусством, позволяет органически объединить школь­ные и внешкольные интересы молодых людей на основе общности эмоциональных переживаний, творчества и соци­альной активности. Функционирование такой системы дает в руки учителю инструмент для проверки результатов его деятель­ности. Однако система эта будет работать лишь при одном важ­нейшем условии: в ее центре должен быть обязательный для всех старшеклассников урок. Только в этом случае искусство станет достоянием всех учащихся.

Урок искусства, цель которого — формирование личности ученика, не может завершаться со звонком. Если ученик взвол­нован встречей с произведением на уроке, если интерес его к искусству разбужен, — он обязательно испытает потребность продолжить это общение во внеклассной и внешкольной своей жизни. И, напротив, если такой потребности ученик не испыта­ет, — это будет свидетельствовать, что для него урок искусст­ва не состоялся, не дал необходимых результатов.

Выше было показано, как мы рекомендуем строить уроки по отечественной мировой художественной культуре, какие мето­дические принципы, методы и приемы позволят сделать их уро­ками воспитания чувств. Какие же выходы дает урок по ОМХК во внеклассные и внешкольные занятия учащихся искусством?

Остановимся на ряде методических решений, проверенных и уточненных в экспериментальном преподавании курса, реше­ний, которые позволяют активизировать развитие творческой, познавательной и социальной деятельности старшеклассника и одновременно контролировать процесс накопления знаний и умений, других важных показателей успешного преподавания курса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: