Задания для самостоятельной работы. 1.Чем различаются по своему смысловому значению следующие два определения девиантного поведения?

1.Чем различаются по своему смысловому значению следующие два определения девиантного поведения?

• под девиантным понимается отклоняющееся от принятой в обществе системы ценностей и норм поведение индивидов, групп;

• под девиантным понимается отклоняющееся от принятой в обществе системы ценностей и норм поведение индивидов, групп, которое влечёт за собой принудительное лечение этих людей и членов этих групп, их изоляцию от общества, тюремное заключение или иное наказание.

2.Американский социолог Н. Смелзер в своём учебнике по социологии пишет о происшествии, которое произошло 5 ноября 1986. Суть его состояла в том, что двое заключённых совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идёт о влюблённых друг в друга 42-летнем Рональде Макинтоше, осуждённом за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка.

Вроде бы очевидно, отмечает Н. Смелзер, что этот случай является ярким примером девиации, поскольку двое преступников, которых суд признал виновными, совершили побег из мест заключения. Однако это событие было неоднозначно оценено различными социальными кругами. Так, в частности, репортёры-журналисты зафиксировали, что одни считали их своего рода народными героями, а другие преступниками. (Смелзер Н. Социология. М.: «Феникс», 1994. С. 197).

Так кто же они – герои или преступники? Почему людские мнения разошлись по поводу этого побега преступников из тюрьмы?

3.Является ли верным утверждение о девиации как необходимой составляющей социальной структуры и социальных процессов?

4.Можно ли посредством усиления мер социального контроля избавить общество от негативной девиации и преступности? В чём заключаются границы социального контроля? Какие из этого следуют выводы? (Штомпка П. Социология. М.: Логос, 2005. С. 429–433).

5.Можно ли назвать современное российское общество аномичным? Обоснуйте свою позицию.

6.Раскройте место и роль институтов права в системе социального контроля.

 


 

Семинар 8

Культура как социальная система

1.Культура как ценностно-нормативная система, её роль в жизни общества и личности.

2.Многообразие культур в обществе.

3.Проблемы взаимодействия экономики, политики, права и культуры в современном российском обществе.

Литература

Основная

Социология: основы общей теории/под общ. ред. Г.В.Осипова, Л.Н.Москвичёва. М., 2009. Гл. 4

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. М., 2004. Гл. 12.

Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1998.

Масионис Дж. Социология. СПб., 2004. Гл. 3, 18, 19.

Минюшев Ф. И. Социология культуры. М., 2004.

Общая социология / Под общ. ред. А. Г. Эфендиева. М., 2007. Гл. 14–18.

Социология: Учеб. пособие / Отв. ред. В. А. Глазырин. Екатеринбург, 2002. Гл. 5.

Дополнительная

Антипова А. С. Ценности ислама и светского государства в социологическом измерении // СОЦИС. 2007. № 3.

Безнюк Д. К. Состояние и специфика современной религиозной ситуации в Белоруссии // СОЦИС. 2006. № 2.

Исхакова Н. Р., Болтачев Р. Р. Музыкальные предпочтения молодежи // СОЦИС. 2006. № 6.

Гнилов Б. Г. Музыкально-социологический анализ классико-романтического фортепианного концерта // СОЦИС. 2006. № 6.

Дубинина А. И. Современная журналистика: дискурс профессиональный культуры // СОЦИС. 2006. № 2.

Зарубина Н. Н. Смеховая культура как фактор толерантности к новым социальным группам в российском обществе (Анализ анекдотов о «новых русских») // Обществ. науки и современность. 2006. № 5.

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // СОЦИС. 2006. № 6.

Плотников М. В. Аспекты деструктивности в современных организационных культурах // Обществ. науки и современность. 2006. № 3.

Потанина Е. А. Кто работает в библиотеке? // СОЦИС. 2007. № 3.

Шаповалов В. Ф. Особенности российской сексуальной культуры. Семья и брак в России // Обществ. науки и современность. 2007. № 2.

Контрольные вопросы

1. В чём заключается специфика социологического подхода в изучении культуры?

2. Каковы функции культуры в обществе?

3. Какова роль культуры в социализации личности?

4. Назовите структурные компоненты культуры.

5. Назовите составные части и модели строения культуры

6. Что означают понятия «этноцентризм», «культурный релятивизм», «культурные универсалии», «культурный лаг», «культурный шок», «субкультура»?

7. Раскройте механизм социально-культурный регуляции отношений в социуме?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: