«Право имеет тот, на чьей стороне сила;
границы наших сил – наши законы».
Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер
"право" - разностороннее содержание. Во-первых, общесоциальный смысл (моральное право, право народов и т.п. Во-вторых, определенная правовая возможность конкретного субъекта(принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания:право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.). В-третьих, юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей(объективное право: конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры). В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Формула «Право создается обществом, а закон — государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т. е. право с точки зрения формы, но не содержания.
Пытаясь провести грань между правом и законом, авторы нередко обращаются к таким категориям морали, как справедливость, добро, гуманизм, зло и т.п. Из подобной концепции следует, что государство в лице своих законодателей может преврати-ть в право любую социальную норму, которая оценивается как справедливая с точки зрения господствующей морали.
Таким образом, соотношение права и закона оказывается сложным, неоднозначным процессом, что полностью соответствует сложности реальных общественных отношений. Если та или иная справедливая идея не получает нормативного закрепления, она остается в сфере морали как пожелание, не имеющее обязательной силы. Это еще не право. Если же справедливая идея получает нормативное закрепление, то она становится законом и, будучи реализованной в общественных отношениях, становится правом. Таким образом, право уже закона, так как не все законы справедливы. С другой стороны, право шире закона, поскольку охватывает не только нормы, но и реальные общественные отношения, нормы в жизни, в действии.