Тема 7. Объекты гражданских правоотношений

Участие Республики Беларусь и административно- территориальных единиц Республики Беларусь в гражданских правоотношениях

Правосубъектность Республики Беларусь и административно-территориальных единиц Республики Беларусь

Субъектами гражданского права наряду с физическими и юридическими лицами признаются Республика Беларусь (государство) и административно-территориальные единицы Республики Беларусь (ст.1, 124 ГК). По своей природе последние являются публично-правовыми образованиями, наделенными властными полномочиями, что накладывает несомненный отпечаток на правовой режим их участия в гражданском обороте и позволяет характеризовать как особые субъекты гражданского права.

Особенности правового положения государства обусловлены тем, что Республика Беларусь есть суверенное государство, которое, решая общенациональные, публичные задачи, определяет правопорядок в целом. Государственные органы, выступая от имени Республики Беларусь, издают акты законодательства, которыми должны руководствоваться все субъекты, и административные акты, могущие являться, в том числе, и основаниями возникновения, изменения или прекращения гражданско-правовых отношений. Иначе говоря, государство в нормативном порядке регулирует имущественные и иные гражданско-правовые отношения, определяет правосубъектность участников гражданского оборота (в том числе и в отношении себя). Властными полномочиями обладают также и административно-территориальные единицы, что вытекает из ст.120-122 Конституции Республики Беларусь. От властных полномочий государства и административно-территориальных единиц сложно абстрагироваться даже тогда, когда они непосредственно вступают в гражданско-правовые отношения, основанные на независимости и равноправии субъектов, их свободной воли и неприкосновенности собственности. Учитывая эти особые качества Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, в ст.124 ГК специально закреплено, что они участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений, а соответственно, не могут использовать свои властные полномочия при осуществлении гражданской правосубъектности. Вступая в гражданско-правовые отношения государство, административно-территориальные единицы не пользуются преимуществами и имеют те же права и обязанности, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений. При нарушении гражданских прав и неисполнении обязанностей к ним на общих основаниях применяются обычные гражданско-правовые санкции, в том числе меры гражданско-правовой ответственности.

2. Правосубъектность государства, как и иных субъектов гражданского права, определяется право- и дееспособностью.

Сущность правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц определяется тем, что они участвуют в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в публичных интересах, интересах народа.

По вопросу о характере правоспособности государства и административно-территориальных единиц единства мнений нет. Можно выделить две основные точки зрения, исходя из общепринятого в науке гражданского права деления правоспособности на общую и специальную. Одни авторы, придерживающиеся мнения об общей (универсальной) правоспособности государства, объясняют свою позицию прежде всего широтой тех задач, которые стоят перед государством, а также тем, что носителем определенных гражданских прав и обязанностей может быть только государство. Другие исследователи, трактуя гражданскую правоспособность рассматриваемых субъектов как специальную, подчеркивают, что, во-первых, органы государства и административно-территориальных единиц имеют право делать только то, что им прямо разрешено, т.е. государство имеет лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законодательно, и, во-вторых, то, что сама правовая природа государства и административно-территориальных единиц не позволяет им приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности (например, государство не может передавать имущество по наследству). Иначе говоря, публично-правовые образования могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

3. К Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов. На этом основании А.А.Иванов приходит к заключению, что государство приравнено к юридическому лицу, хотя и не названо таковым. Идея "государство–юридическое лицо" и ранее имела место в юридической литературе. Подобные утверждения основаны на том, что государство представляет собой разновидность коллективных гражданско-правовых субъектов, каковыми являются и юридические лица, а соответственно, обладает всеми признаками, которые являются необходимыми для коллективных образований как субъектов гражданского права. Распространение же на государство норм о юридических лицах подтверждает тождественность их гражданской правосубъектности. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы действительно обладают всеми признаками, необходимыми для юридических лиц. Однако, обладая признаками общими для других гражданско-правовых субъектов, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы обладают индивидуальными, только им присущими признаками, поэтому и правовой режим, законодательно установленный для них, в одних случаях отражает черты, общие для коллективных субъектов гражданского права (п.2 ст.124 ГК), а в других – специфические черты исследуемых субъектов. Многие нормы, определяющие правосубъектность юридических лиц, неприменимы к таким субъектам, как Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, в частности, нормы о порядке образования и прекращения юридических лиц, об имущественной ответственности юридических лиц по своим обязательствам и др. Одновременно с этим рядом субъективных гражданских прав могут обладать только государство или административно-территориальная единица (например, правом на приобретение в собственность имущества, не имеющего наследников).

Таким образом, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы являются самостоятельными субъектами гражданского права с присущей им спецификой, вытекающей из особого статуса названных субъектов, определенного Конституцией Республики Беларусь.

1. Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте осуществляется путем вступления в оборот государственных органов, действующих при этом как представители государства. Наличие или отсутствие прав юридического лица у органа выступающего от имени государства значения не имеет, важна направленность совершаемых государственным органом действий и соответственно правовая природа отношения, субъектом которого выступает Республика Беларусь или административно-территориальная единица. Так, Правительство Республики Беларусь, не являясь юридическим лицом, выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь (ст.107 Конституции Республики Беларусь). Согласно ст.125 ГК в отношениях, регулируемых гражданским законодательством от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, могут выступать государственные органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Органы, через которые государство и административно-территориальные единицы реализуют свою гражданскую правоспособность, весьма разнообразны. На республиканском уровне от имени государства могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, в частности, Президент, Правительство, министерства, государственные комитеты и другие органы. От имени административно-территориальных единиц своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного управления и самоуправления, действующие в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус соответствующих органов.

Государство может считаться непосредственно участвующим в гражданском обороте лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от его имени. Чаще всего в гражданско-правовых отношениях от имени государства участвуют в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом и финансами. Широкий круг полномочий по участию в гражданско-правовых отношениях предоставляет органам местного управления и самоуправления, действующим от имени административно-территориальных единиц. Наряду с изложенным порядком участия государства и административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях в ГК предусмотрен и иной правовой механизм такого участия через институт специально уполномоченных лиц. В соответствии с п.3 ст.125 ГК от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц по их специальному поручению в гражданском обороте могут выступать государственные органы, органы местного управления, а также юридические лица и граждане. В таких случаях выступление от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц может опираться на специальный нормативный правовой акт, регламентирующий такую возможность.

2. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы непосредственно участвуют в гражданском обороте реже, чем созданные ими государственные юридические лица. Однако это не исключает значительного разнообразия гражданских правоотношений, в которых принимает участие непосредственно государство. Среди гражданско-правовых отношений, участниками которых является Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, важнейшее место занимают отношения собственности. Государственная собственность является основой участия государства и административно-территориальных единиц как субъектов гражданского права в имущественном обороте.

Как собственники своего имущества, государственные образования Республика Беларусь и административно-территориальные единицы - обособлены и независимы друг от друга и самостоятельно выступают в гражданском обороте. В этом смысле они обособлены и от созданных ими республиканских и коммунальных юридических лиц, самостоятельно выступающих в гражданском обороте от своего имени. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются только своей казной, из состава которой исключено имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами.

3. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы выступают в качестве субъектов гражданского права и в обязательственных отношениях.

Названные субъекты выступают стороной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполномоченными органами от имени республики или административно-территориальной единицы. В первую очередь речь идет о сделках, совершаемых при реализации полномочия распоряжения государственной собственностью. Как участник сделки государство выступает при выпуске различных государственных ценных бумаг. Государству принадлежит и исключительное право на осуществление лотерейной деятельности, которая в установленном порядке осуществляется республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, государственными юридическими лицами. Участие государства в гражданских правоотношениях прямо предусмотрено в ряде статей ГК. Согласно п.2 ст.234 ГК в государственную собственность передаются вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, обнаруженные в виде клада. Государство является субъектом права собственности на реквизируемое (ст.243 ГК), конфискуемое (ст.244 ГК), национализируемое имущество (ст.245 ГК). Государство может стать стороной в сделке купли-продажи при выкупе им зданий, сооружений и другого недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, изымаемом для государственных нужд или нужд административно-территориальных единиц либо ввиду ненадлежащего использования земли, на которой находится названная недвижимость (ст.240 ГК), а также в случае выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством (ст.241 ГК). В соответствии со ст.239 ГК Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы по решению суда могут стать собственниками имущества, которое по закону не может принадлежать лицу, у которого оно оказалось, а административно-территориальные единицы также собственниками безхозяйной недвижимой вещи (ст.226 ГК). К административно-территориальным единицам в собственность переходит и имущество, признанное судом выморочным (ст.1039 ГК).

При определенных условиях в собственность государства может перейти имущество, переданное по недействительной сделке (см. гл.12).

Поскольку государство и административно-территориальные единицы обладают вещными правами на определенное имущество, они могут использовать предусмотренные законом средства для защиты этих прав при их нарушении. Примером может служить предъявление финансовыми органами от имени государства исков, адресованных лицам, которые повредили или уничтожили имущество, находившееся в республиканской или коммунальной собственности.

Государство может являться субъектом наследственного права. Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, наряду с иными субъектами гражданского права, могут быть наследниками по завещанию. В случаях, когда имущество завещано государству как таковому, наследником признается Республика Беларусь.

4. Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам государства, а последнее не несет ответственности по обязательствам административно-территориальных единиц, за исключением тех случаев, когда Республика Беларусь приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно-территориальной единицы либо она приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Республики Беларусь. В таком случае названные государственные образования оказываются сторонами в договоре гарантии (поручительства) и несут соответствующую ответственность.

По общему правилу государство не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц. Однако на Республику Беларусь, административно-территориальные единицы как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников (ст.52 ГК). Точно также на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в их распоряжении денежных средств (п.2 ст.120 ГК). Республика Беларусь, кроме того, несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п.5 ст.115 ГК).

Признание государства субъектом ответственности предусмотрено в ст.15 ГК. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, органов местного управления и самоуправления (их должностных лиц), в том числе путем издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа управления и местного самоуправления, подлежат возмещению Республикой Беларусь или соответствующим административно-территориальным образованием. Применительно к деликтной ответственности это общее положение получило развитие в ст.938 ГК, согласно которой вред, причиненный в результате таких действий, возмещается соответственно за счет казны Республики Беларусь или административно-территориальной единицы. Как субъект ответственности за причинение вреда государство отвечает и за вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, предусмотренными в ст.939 ГК, независимо от их вины. ГК закрепляет и еще один случай ответственности государства. При принятии закона о национализации убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, возмещаются государством (ст.245 ГК).

Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности, кроме имущества, которое может находиться только в республиканской или коммунальной собственности (п.1 ст.126 ГК).

5. В соответствии с действующим законодательством участниками гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеэкономической деятельности могут быть любые субъекты гражданского права, в том числе Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Государство становится участником внешнеэкономической сделки в случаях заключения сделок от его имени в порядке, предусмотренном ст.125 ГК, то есть когда от имени государства такие сделки совершаются соответствующим органом в пределах его компетенции либо с использованием института специально уполномоченных лиц. Поэтому при совершении внешнеэкономической сделки, например, казенным предприятием Республика Беларусь не становится участником внешнеэкономического оборота. От имени государства во внешнем обороте могут выступать различные органы. Обычно от имени государства во внешнеэкономической деятельности выступает Министерство иностранных дел и подведомственные ему торговые представительства Республики Беларусь, находящиеся за границей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: