Семья мусульманского права

Семья мусульманского (религиозного) права. 1. Семья мусульманского права - совокупность правовых систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия,- Ирана, Саудовской Аравии, Ирака, Пакистана, некоторых других государств. Отличительными чертами мусульманской правовой семьи является то, что: одним из главных источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман, - Коране, Сунне, Иджме; в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов. 2. Помимо вышеуказанных признаков особенностями правовой системы стран мусульманской правовой семьи являются: признание Божественного происхождения права, а следовательно, его обязательности и нерушимости; переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями, а также обычаями; вторичное значение нормативно-правовых актов; незначительная роль судебной практики; большой авторитет доктрин (произведений ученых-юристов и мусульманских деятелей); непосредственность применения права, небольшое значение процесса и слабый формализм; приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и соблюдения запретов. Сходные особенности имеют правовые системы стран религиозного немусульманского права (например: индуистского - Бангладеш, Непал, Гайана), однако мусульманское право является самым распространенным видом религиозного права.

Семья традиционного права

Семья традиционного права - наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция). Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки; на территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племен Южной Америки; Индонезии и Папуа-Новой Гвинеи; на островах Океании. 2. Также к особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее: неписаный (некодифицированный) характер права; основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология; сосуществование отдельно друг от друга "цивилизованной" правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь, права творить правосудие, опираясь на свои обычаи; регулирование обычаями, как правило, поведение коллектива, а не отдельного индивидуума; коллективная ответственность группы (племени, семьи) за правонарушение, совершенное ее членом; осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями; архаичность многих обычаев; уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях; месть - при тяжком преступлении ("око за око, зуб за зуб, кровь за кровь").

Юридический процесс

Процесс буквально переводится как движение вперед. В юридической практике он означает порядок осуществления деятельности следственных, административных, судебных органов Близким ему по значению является термин процедура официально установленный порядок при обсуждении, ведении какого-либо дела. Большой вклад в создание учения о юридическом процессе как особой системе обеспечения режима законности внес В. М. Горшенев. Важнейшие особенности юридического процесса заключаются в том, что он урегулирован процессуальными нормами, а направлен на реализацию норм материального права. Поэтому чтобы понять, что такое юридический процесс, каковы его место и назначение в правовой практике, необходимо помнить, что роль материальных и процессуальных норм в правовом регулировании различна. Нормы материального права определяют субъективные права, юридические обязанности, юридическую ответственность граждан и организаций, т. е. составляют основное содержание права. Существенными признаками права, как уже отмечалось, являются его обеспеченность возможностью государственного принуждения, связь с государством. Это означает, что органы государства активно включаются в деятельность, направленную на реализацию права, на проведение его в жизнь. Подобная разнообразная деятельность и обозначается термином юридический процесс. Связь и единство права и процесса отмечены К. Марксом: Материальное право... имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы... Один и тот же дух должен одушевлять судебный процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни. Таким образом, процесс вторичен по отношению к материальному праву, производен от него, является формой его жизни. Аналогичный вывод можно сделать относительно процессуальных норм, регулирующих процессуальное производства К. Маркс в своих выводах следовал континентальной традиции, заложенной школой естественного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: