Современные научные проблемы конституционного права

- об уполномоченном по правам человека (Например, необходимо расширение сферы компетентности Уполномоченного по правам человека за счет расширения круга субъектов, на которые он принимает жалобы. Процесс постепенного делегирования государственных полномочий частным по своей природе инстанциям диктует необходимость вести омбудсменом контроль за соблюдением прав не только органами государственной власти и местного самоуправления, государственными служащими, но и организациями, выполняющими функции публичного характера (нотариат, управляющие компании, СРО, ГК).

- по проблемам прав и свобод человека и гражданина. (Должным образом не обеспечено право на жизнь, здоровье, безопасность ослaблены гарантии социальных прав. Для значительной части населения все больше становятся малодоступными высшее образование, медицинское обслуживание, отдых, жилье, лекарства)

- проблемы федеративного устройства России, разработка путей его совершенствования, выработке более целесообразной его модели. (Например, проблема равноправия и конституционно-правового статуса субъектов РФ. принцип равноправия субъектов Федерации, закрепленный в Конституции Российской Федерации в таком виде, опровергается ей же самой. Прежде всего взаимоотрицание конституционных норм содержится в разделе 1 — Основы конституционного строя. В ч. 2 ст. 5 федеральной Конституции республики в составе Российской Федерации признаются государствами, в то время как остальные субъекты Федерации таковыми не называются. Отсюда республики наделяются правом принимать конституции, остальные субъекты Федерации — уставы.)

- исследования российского парламентаризма (Например, проблема компетентности парламентариев

С одной стороны, парламент избирается народом и постоянно должен поддерживать с ним связь, и периодичность выборов это обеспечивает. А с другой стороны, на него возлагаются важные профессиональные обязанности: законодательство и парламентский контроль. От их компетентного исполнения в буквальном смысле слова зависит судьба миллионов людей.

- законотворческого процесса (Например, проблема соблюдения основного принципа правотворчества – принципа демократизма, обосновывающего необходимость вовлечения населения в процессы обсуждения проектов нормативно-правовых актов, учет интересов отдельных социальных групп и общественного мнения в целом при их принятии и введении в юридическую силу, возможность проведения референдумов по законопроектам. Данный принцип не всегда соблюдается в полном объеме. Довольно часто в нашей стране принимаются законы, которые не могут полностью урегулировать проблему, возникшую в той или иной сфере общественных отношений. Такая ситуация возникает в результате недостаточного изучения потребности населения в данном нормативно-правовом акте.

- реализации принципа разделения властей (Например, проблема определения места и роли Президента России в органах власти и управления. Существуют мнения, что Президент Российской Федерации, не относящийся ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветви власти, оказывается не включенным в триаду разделения властей)

- проблемы местного самоуправления, что объясняется как важностью и новизной этого института, так и формированием в системе права новой комплексной отрасли "муниципальное право". (Большой проблемой местного самоуправления остается недостаточность его собственной доходной базы. Но именно с местных органов власти население спрашивает и за исполнение федеральных законов (таких как о ветеранах), и за работу ЖКХ, и т.д.)

- о конституционном судопроизводстве (Например, проблема это соотношения постановлений и определений Конституционного Суда РФ. Постановления имеют серьезное юридическое значение и являются итоговыми решениями по существу вопроса. Они выносятся на публичном заседании пленума или одной из палат. Определения же – это промежуточные решения по возникающим в ходе конституционного судопроизводства вопросам, касающимся не самого существа дела, а условий и порядка его рассмотрения. Для принятия определения судьи не выходят в зал публичных заседаний, а собирают мнения сторон, чтобы соблюсти принцип состязательности, и выносят решения с учетом уже выработанных Конституционным Судом правовых позиций, или по аналогии с уже выработанными предыдущими определениями. Про- блема в том, что многие определения затрагивают столь серьезные аспекты, что, по сути, имеют не меньшее значение, чем постановления.)

1. Весьма актуальное значение в нашем государстве имеет проблема обеспечения действия Конституции. К сожалению, в обществе распространено мнение о Конституции РФ как о своеобразной декларации. Реальное действие Конституции связывают не с ней самой, а с воплощением положений Конституции в соответствующих актах, развивающих ее нормы.

2. Конституция своими нормами она закрепляет тот строй общественных отношений, который существует или должен существовать в нашей стране. Положения Конституции являются в этом плане базовыми категориями для общества, государства, статуса личности. Если на этапе появления Конституции к ней предъявляется требование соответствовать зародившимся или зарождающимся общественным отношениям, то в дальнейшем к этим общественным отношениям предъявляется требование соответствовать Конституции. На каком-то этапе могут возникнуть идеи новых общественных отношений. Но пока нет новой Конституции, всегда существует проблема соответствия складывающихся общественных отношений действующей Конституции.

3. После принятия действующей Конституции, не появилось актов, либо прямо предусмотренных ею, либо обусловленных логикой конституционных предписаний. Например, не принят последний федеральный конституционный закон (ФКЗ «О Конституционном Собрании РФ»), предусмотренный Конституцией, наряду с меняющимися редакциями других федеральных конституционных законов, и при этом наша страна до сих пор не знает, как именно будет пересматриваться ее Конституция. Его отсутствие также создает определенную политическую опасность, когда определенные политические силы смогут пересмотреть Конституцию полностью в своих интересах.

Более никаких иных источников, развивающих положения Конституции о КС и в том числе раскрывающих порядок формирования Конституционного Собрания, нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: