- помощь требуется каждому ребенку в моменты жизненного выбора;
- создать условия, чтобы каждый ребенок научился находить выход из проблемной ситуации самостоятельно;
- научить ребенка нести ответственность за свои решения, действия. Виды педагогической поддержки:
- по степени участия взрослого (непосредственная - вместе с ребенком, опосредованная - дать детям информацию для размышления, как вести себя);
- по времени оказания (опережающая, своевременная - оперативная; поддержка-последствие, т.е. после действия, нормализация психологического состояния ребенка);
- по длительности (единовременная, прологированная - длиться длительное время; дискретная - оказывается время от времени ребенку).
Принципы обеспечения педагогической поддержки:
1) согласие ребенка на помощь и поддержку;
2) опора на наличие силы и потенциальные возможности;
3) вера в эти возможности;
4) ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
5) совместность, сотрудничество, содействие;
6) конфиденциальность (анонимность);
7) доброжелательность и безоценочность;
8) безопасность, защита здоровья, прав человеческого достоинства;
9) реализация принципа не навреди;
10) рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
1этап – диагностический (фиксация факта проблемности, установление контакта с ребенком, проектирование условий диагностики предпологаемой проблемы, объяснение проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка);
2 этап – поисковый (организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны);
3 этап – договорный (проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора, разработка программных действий выхода из жизни сложившейся ситуации);
4 этап – деятельностный (в ситуации, когда действует ребенок, со стороны педагога важны одобрения его действий, ориентация на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; в ситуации когда действует сам педагог, важна координация действий специалистов в школе);
5 этап – рефлексивный (обсуждение с ребенком успехов и неудач предыдущих этапов, ставится точка с проблемой ребенка, помощь осознать ребенком социального опыта и как он может использовать его в дальнейшем).
Вопрос №6 Жизнедеятельность и взаимодействие в воспитательной организации. Особенности содержания школьной жизнедеятельности.
Жизнедеятельность -взаимосвязанная совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребностей конкретных человека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей более широкой социальной среды и всего общества.
Содержание жизнедеятельности:
общение (в которой активность человека направлена на взаимодействие с людьми);
познание (активность направлена на познание окружающего мира);
предметно-практическую деятельность (в которой происходит реализация активности в работе, связанной с освоением и преобразованием предметной среды);
духовно-практическую деятельность (активность связана с созданием и (или) использованием духовных и социальных ценностей);
спорт (где реализуется функционально-органическая активность);
игру (реализация активности в свободном импровизировании в условных ситуациях).