Объект и предметная область социального прогнозирования

Подходы к объяснению сущностной специфики социального прогнозирования.

1. прогноз не предусматривает решения проблем будущего, а лишь содействует научному обоснованию планов и программ развития. Прогноз – вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности.

2. прогноз имеет конкретный характер, сроки. Прогноз рассматривается как некое количественное предсказание.

3. все социальные дисциплины как бы ограничены прогнозами, которые отражают реалистичные комбинации предполагаемых ориентиров и исходных условий.

4. прогнозирование не отделяется от предвидения и планирования.

5. социология занимается изучением системы отношений людей по отношению к будущему, которое нельзя предугадать.

Понятийный аппаратсоциальной прогностики не может быть заимствован из конкретных наук, т.к. он отличается универсальностью терминов. С другой стороны соц.прогностика не может игнорировать традиции, сложившиеся в научных дисциплинах, когда они выполняют предсказательные функции.

Под социальным прогнозированием понимают определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого исходя из ресурсов, времени и социальных сил.

Особенности:

- сравнительно общий и абстрактный характер формулирования цели прогнозирования;

- многозначность развития объекта прогнозирования;

- отсутствие в социальном прогнозе директивности;

- СП основано на специфических методах, сводящихся к трем: индивидуальному и коллективному опросу экспертов, трендовому моделированию (экстраполяция и интраполяция), аналитическому моделированию.

Социальный прогноз должен быть ориентирован на содействие научному обоснованию и оптимизации множества альтернативных решений, представленных в виде программ и планов развития.

В области общественных наук объектами являются: экономика, социология и этнография; демография; образование, учреждения культуры, архитектура и военное дело; психология, этика и мораль; государство, право и политика. В части прогнозов различных отношений в этих областях. В отечественной литературе к СП относится все то, что не подпадает под рубрику научно-технического, экономического – тех отраслей прогнозирования, которые наиболее развиты в организационном и методическом плане.

В зарубежной литературе СП обычно противопоставляется технологическому прогнозированию как разработка нестрогих, приблизительно оценочных прогнозов социальных наук.

В круг проблематики СП также относится: наука, экономика, семья, образование, здравоохранение, культура, социальное пространство, соц.время, соц.структура, соц.потребности и общественная жизнь.

 

44. Структура и методы социальной проектной деятельности.

Этапы проектирования -- система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования:

1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) - некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

2. Социальный заказ - формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.

3. Паспортизация объекта -- получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития.

4. Цели.

5. После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Задача -- это формулировка индивидуальной или общественной потребности, ожидающей своего удовлетворения.

6. Прогнозирование -- один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле -- специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

7. Нормативный прогноз -- это движение от будущего к настоящему. Он предполагает прогнозирование на основе заданных целей, задач, норм, идеалов.

8. Конструкт -- это формирование теоретического знания. Из многообразия моделей очень важно выбрать наиболее эффективную при имеющихся ресурсах, обеспечивающую наименьшие затраты при достижении запланированного эффекта, -- конструкт социальной системы.

9. Проект системы. На этом этапе идеальная модель выражается в системе знаков, определяются проективные особенности системы, параметры как блоков, так и отдельных элементов, уточняются связи, наличествующие в ней.

Методы. Это пути и способы достижения целей и решения задач, наиболее актуальных в контексте данного социального проекта. В практике социального проектирования чаще всего используются следующие методы:

-Методика матрицы идей — когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

-Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

-Метод аналогии - на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая.

-Метод ассоциации - С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

-Методика мозгового штурма — связана с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Она осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

-Методика синектики. Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: