Раздел 11. «социология и психология религии»

41 Синкретизм религии Древнего Рима как социокультурная проблема.

 

СИНКРЕТИЗМ — в широком смысле этого слова — нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. В истории религии и философии термином "синкретизм" обозначают тенденцию искусственного смешения элементов верований и культов, идей и образов разных религий. В религиоведении, религиозно-философский синкретизм — множество мистических, оккультных, а также спиритуалистических и других концепций, отличных от традиционных религиозных направлений. Для религиозно-философского синкретизма характерен синтез элементов различных религий, а также научного и вненаучного знания. Исторически синкретизм имел широкое распространение в Древнем Риме и в государстве инков, когда инкорпорация богов побеждённых земель в собственный религиозный культ поддерживалась на уровне государственной политики. Синкретизм Древнего Рима был обусловлен тем, что становление римского государства происходило в результате завоевания других народов. Религиозные идеи этих народов становились частью римской религии. Первоначально во главе пантеона богов стоял Юпитер, помогали ему Марс (военные отношения) и Кверин (мирная жизнь). В конце царского периода, к VI в. до н.э., эта триада изменяется: помощниками Юпитера становятся Юнона и Минерва. Юнона олицетворяет чувственность, а Минерва — ум, разумное начало.

На развитие религиозных представлений оказала влияние борьба между патрициями и плебеями, особенно обострившаяся в V в. до н.э. В результате этой борьбы помимо политических прав плебеи получили религиозные. Наряду с официально признанными богами, утверждается плебейская триада: Церера (богиня плодородия, покровительница материнства, владычица подземного мира); Либер и его женская параллель Либера - олицетворяли животворящие силы природы.

Кроме того, существовало еще очень большое количество богов, которых римляне, так же как и греки, делили на три категории:

· уранические или небесные, к которым относились названные выше представители триады;

· хтонические или подземные (например, Сатурн — бог урожая);

· ойкуменические или земные (например, Янус - бог входа и выхода, бог начинаний и первый италийский царь; Веста - богиня домашнего очага, олицетворение чистоты и верности). Весте был посвящен храм. Служительницами храма становились девственницы, их называли весталки, они должны были сохранять девственность и служить Весте до 30 лет.

К особенностям римской религии относится обожествление общих понятий:

· Конкордия считалась богиней согласия;

· Клементия — богиней кротости;

· Виктория - богиней победы;

· Либертос - богиней свободы.

Кроме того, римляне обожествляли своих императоров и даже умерших родителей. По мере расширения Римской империи увеличивалось количество богов, поэтому происходило совмещение римских богов с иностранными, особенно греческими. Юпитер совмещается с Митрой и Зевсом, Венера — с Исидой и Астартой и т.д. Когда начались завоевания римлянами древнегреческих полисов, многие греческие боги были совмещены с римскими.

42 Католические и протестантские парадигмы жизни.

Католическое вероучение основывается на Библии («Священное писание») и Традиции («Священное предание»). Католическое Священное предание представляет собой решения церковных соборов (двадцати одного), послания пап, установления епископских синодов и т.д.

Согласно католическому учению передача Богом Откровения завершилась вместе со смертью апостолов - учеников Христа, но оно, Откровение, и в наши дни может углубляться благодаря правильному его постижению. Епископ Рима, он же Римский папа, являющийся наместником Бога на Земле и преемником обладающего ключами от рая святого Петра, а также коллегия епископов - наследников апостолов - совместно создают церковное учение, обладающее статусом «истинности». Этим католическая церковь обосновывает правомерность принятия главой церкви и соборами новых догматов и прочих дополнений и изменений, которые должны восприниматься так же, как и Откровение самого Бога.

В Католической церкви существует семь таинств:

 

· крещение,

· брак

· миропомазание (верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни)

· евхаристия (освящение хлеба и вина)

· исповедь

· елеосвящение(помазание тела священным елеем, дарующим избавление от грехов)

· священство(посвящение человека, наделяющее его правами совершать таинства и обряды)

 

Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

 

· филиокве — догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников);

· догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;

· учение о чистилище (состояние, в котором души умерших грешников очищаются от неискуплённых при жизни грехов)

· учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи путем исповеди)

· широкое почитание Девы Марии

· почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу, и почитанием святых

· безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности

· нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.

Одним из главных догматических положений, отличающих Протестантизм от католицизма, является учение о непосредственной "связи" человека с богом: согласно П., "божественная благодать" даруется человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру в искупительную жертву Христа и по воле бога. Поэтому в П. нет принципиального противопоставления духовенства мирянам, и каждый верующий имеет право по-своему толковать и излагать "слово божие". В соответствии с протестантскими взглядами на отношение человека к богу и церкви религиозный культ в П. существенно упрощён и удешевлен. В нём сохранены лишь немногие религиозные праздники, как правило, отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств сведено к двум (крещению и причащению), богослужение состоит преимущественно из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают святых, ангелов, культа богородицы, отрицают представление о чистилище, принятое в католической церкви.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: