Политика - объект социологии политики - как профессия и призвание (по работе М.Вебера)

Макс Вебер (1864-1920) является одним из наиболее крупных социологов конца XIX - начала XX в., оказавшим большое влияние на развитие социологической науки. Крайне важны его доклады "Политика как призвание и профессия" (1919) и "Наука как призвание и профессия" (1920). Формирование социально-политических воззрений теоретической позиции Макса Вебера во многом определялось и общественно-политической ситуацией в Германии. В них нашли отражение умонастроения Вебера после войны, его недовольства политикой Германии в Веймарский период.

«Политике» самыми разными людьми дано множество определений, например: «Политика - это цивилизованная форма общности, которая служит достижению общего блага и счастливой жизни» [1], - говорил Аристотель. Политика – определенная совокупность общественных отношений, сфера человеческой деятельности. Это искусство управления. По Аристотелю: «Человек – политическое животное» (т.е. вне полиса он не может жить) Предмет социологии политики – теоретические и практические вопросы захвата, удержания и использования власти.

По определению Вебера, политика – самостоятельное руководство политическим союзом через реализацию легитимного права на насилие. Макс Вебер говорил, что «политика имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящей корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем». Политика, по его словам, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям, либо к власти ради нее самой, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: