Раздел 20. «профессиональная психология)»

 

Программа психотехники Г.Мюнстерберга

Гюго Мюнстенберг (1863-1916) — немецкий психолог и философ-идеалист, ученик Вундта, один из основателей прикладной психологии, понимавшейся им, как применение психологии ко всем областям жизни. Особенное внимание уделял вопросам проф.пригодности, разработки методов проф.отбора (спец.программ);

работа М.остается актуальной и сейчас, поскольку явл.методологической (как и концепция Тейлора).

Соотношение теор.психологии и психотехники (само слово придумаи Вильем Штейн, понятие ввел М. - следует связывать с решением практ.задач):

для М.прикладная прихология — это прежде все психотехника; он анализировал бытовавшие тогда взгляды, суть кот: прежде чем начать решать практические задачи (воздействовать на объект) необходимо получить все необходимые знания об этом объекте;

М.выдвигал контаргументы (исторические и логические):

1)опыт ест.наук явно не в пользу такого воздержания — медицина не ждала и не могла ждать, пока анатомия, физиология и патология отпразднуют свой последний триумф

2)техника, как особая форма деятельности возникла до науки и сущ.долгое время без науки (но техника всегда использует любые научные достижения)

прикладная психология возникла независимо от теор.и практическая жизнь не может остановиться и ждать, пока психология позволит ей двигаться дальше.

Резюме: самостоятельная психотехника должна сообразовываться со своими собственными интересами, в постановке своих собственных вопросов, вместо того, чтобы подчинить их теор.психологии (общей).

Специфические моменты психотехники, как самостоятельной дисциплины:

1.о специфике исследования — исслед.в психотехнике необходимый элемент, но эти исслед.должны быть особым образом организованы в отл.от исслед.в общей псих.:

а)специфика методов исслед.- психотехника будет успешна только в том случае, если она будет развивать собственные методы — один из признаков самостоятельности дисциплины):

метод тестов (грубые и поверхностные с т.з.общей псих.но полезные для психотехники)- неважно, что тестируется, важно что это позволяет индивиду выполнять опред.деят/аботу/решение задачи. (метод по фактурам для отбора вагоновожатых трамвая — валидность — 90%)

2. системность — психотехника имеет дело с целостной чел.личностью, а не с отдельными ее сторонами

3. комплексность — психотехника решает задачи культуры, т.е. внешние по отно.к ней, не ее дело эти задачи ставить. Только псих.средств для решения непсих.задач не достаточно — нужны другие средства (откуда: разработать в рамках психотехники+ взять специалистов из других областей)

Появление этой программы представляет период появления (обособления) проф.псих. И дальнейшее развитие подтвердило ее эффективность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: