Заседание клуба знатоков природы
Тема: Океан, которого нет на карте
Пластинина Юлия Львовна, учитель географии МАОУ «Лицей № 11
г. Благовещенска», заместитель директора по воспитательной работе,
Г. Благовещенск, Амурская область.
Задачи:
Образовательная: способствовать развитию у обучающихся научного интереса, дополнить знания о составе, свойствах воздуха, его роли в природе и жизни людей.
Развивающая: создать условия для развития умений самостоятельно проводить опыты, делать выводы, обобщать.
Воспитательная: воспитывать научное мировоззрение через привитие познавательного интереса; повышение культуры общения, бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная система; оборудование для проведения опытов.
Возраст: 5 класс
Учитель: Добрый день ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас необычное заседание, так как мы постараемся проникнуть в тайны природных явлений, объяснить их и задать себе новые вопросы, а помогут нам в этом джентльмены из клуба знатоков природы.
|
|
Звучит музыка (на выход знатоков) из к/ф «Шерлок Холмс»
(выходят 5 чел., первый несет черный ящик)
1 джентльмен. Какой главный вопрос вы будем обсуждать сегодня, сэр?
2 джентльмен. Пока секрет. Но ребята, я думаю, догадаются.
3 джентльмен. На столе стоит ящик, внутри него находится то, о чем сегодня пойдет речь, сэр.
4 джентльмен. Чтобы легче было отгадать содержимое ящика, ребята могут задать нам три вопроса. Пожалуйста, задавайте вопросы.
Дети задают наводящие вопросы.
5 джентльмен. Мы приглашаем, одного из учеников отрыть ящик.
1 джентльмен. Прошу открыть ящик, сэр!
Звучит музыка - фон (на открытие ящика)
2 джентльмен. Что же там, сэр?
3 джентльмен. Ничего нет, сэр!
4 джентльмен. Совсем ничего?
Учитель: О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более двух тысяч лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».
Учитель: Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
Учитель: Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрение, слуха, осязания. Итак, тема сегодняшнего заседания клуба знатоков природы: «Океан, которого нет на карте» объявляется открытым.
Звучит музыка из кф «Шерлок Холмс»
Учитель: Таким образом, цель нашего заседания, собрать как можно больше информации о воздухе, систематизировать и дополнить ваши знания.
|
|
1 джентльмен. Ребята, а что же такое воздух? (ответы учеников)
Учитель: Это смесь многих газообразных веществ: азота, кислорода, углекислого газа и др. Каждый из газов выполняет свою роль. Кроме газов в воздухе есть примеси (водные пары, дым, пыль и др. вещества). Рассмотрим % соотношение.
2 джентльмен. Кто-нибудь видит сейчас воздух?
3 джентльмен. А может, его вовсе нет, сэр?
Учитель: Давайте вместе с вами докажем, что воздух всё-таки есть.
ОПЫТ № 1 (для проведения опыта необходимо подготовить лотки, нарезанную бумагу, книгу)
На столах в лотках у вас нарезана бумага. Я предлагаю вам положить их на ладонь и взмахнуть книгой над ладошкой. Что произошло? Клочки взлетели с ладони. Как вы считаете, почему? (мы книгой всколыхнули воздух).
А воздух, в свою очередь всколыхнул кусочки бумаги, и они взлетели.
Учитель: Скажите, а почему мы не видим воздух? (ответы учеников)
ОПЫТ № 2 (для проведения опыта необходима тетрадь)
Поднимите тетрадь, видите ли вы через нее другие предметы? (Нет).
Через стену вы видите соседний класс? (Нет).
А предметы, которые находятся в рекреации, вы видите? (Да)
А каком свойстве воздуха это говорит? (воздух прозрачен, поэтому мы видим через него все окружающие предметы).