Смысловые центры в портрете, способы концентрации внимания

 

Рассмотрим главные смысловые центры классического портрета.
Он может быть как один, так и несколько, но желательно не более трех в кадре. Если центров несколько, один из них обычно доминирующий.
Итак, первичный смысловой центр в портрете. Чаще всего эту роль играют глаза модели. Они расскажут зрителю о многом, вне зависимости от того, куда направлен взгляд человека, изображенного на фотоснимке. Будь то прямой взгляд модели в объектив (глаза в глаза), или устремленный за границы кадра, или даже «внутрь себя». Глаза всегда несут максимум информации о настроении, раскрывают сюжет и замысел фотографии.
Вторичными смысловыми центрами выступают губы, волосы, руки модели.

 

«Руки и особенно пальцы могут рассказать о чувствах, волнении, замешательстве человека, даже если лицо будет невозмутимым»

Кстати, о руках. Этот смысловой центр иногда берет инициативу на себя и может вытянуть даже тривиальный снимок на уровень ярких и запоминающихся карточек.
Руки и особенно пальцы могут рассказать о чувствах, волнении, замешательстве человека, даже если лицо будет невозмутимым.
Во время съемки обязательно уделите внимание рукам модели. Попросите, чтобы они были расслаблены, а пальцы не были прижаты вплотную друг к другу. Если вас что-то не устраивает в начале съемки, возможно, модель не может раскрепоститься, то начните с лицевых портретов. Через полчаса обратите внимание на руки, скорее всего они уже будут готовы к съемке. Можно также попробовать занять руки каким-то предметом, в контексте съемки. И наконец, руки более фотогеничны в профиль.

Также смысловыми центрами в портрете могут быть другие части тела, элементы одежды (татуировка, брошь, бант и т.п.), аксессуары, даже домашние животные.
Существует несколько приемов съемки для концентрации внимания на смысловом центре.
Наиболее эффективные приемы следующие: фокусный, световой, цветовой. Я не зря расположил их в таком порядке. Если глубиной резкости управлять просто (достаточно покрутить колесико фотоаппарата), то для управления светом и тенью, а также для правильного подбора цветового решения необходимы навыки. Рассмотрим их по порядку.
Руки и особенно пальцы могут рассказать о чувствах, волнении, замешательстве человека, даже если лицо будет невозмутимым.

«…четко акцентированный смысловой центр расскажет историю в фотографии…»

Глубина резкости – краеугольный камень в портрете. Если, например, в пейзажной фотографии мы стараемся достичь как можно большей глубины резкости, чтобы максимально детализировать всю видимую область, с портретами зачастую дело обстоит в точности да наоборот. Фотографы-портретисты предпочитают снимать с короткой глубиной резкости, сосредотачиваясь на выделении определенной области и отодвигая в зону расфокуса все остальное, менее существенное. Как вы думаете, зачем нужен такой прием? Четко акцентированный смысловой центр расскажет историю в фотографии. Манипулируя этим приемом, можно рассказать разные истории или одну и ту же историю, но несколькими способами.

Есть несколько приемов использования глубины резкости: работа с передним планом (снимок сквозь листья), смещение фокуса от модели (следы на песке в фокусе, а фигура вдалеке – размыта), выбор альтернативного сюжета (два разных центра – уже две разные истории).

«…я рекомендую использовать просветленную оптику, желательно дискретную, для получения максимального качества рисунка…»

Что касается объектива – для съемки с короткой глубиной резкости я рекомендую использовать просветленную оптику, желательно дискретную, для получения максимального качества рисунка по всей области кадра – как в фокусе, так и вне этой области.
Используя свет и тень, можно также эффективно выделить либо растушевать детали в кадре. Зрение человека устроено так, что мы в первую очередь обращаем внимание на светлые области изображения. Умело используя этот механизм зрительного восприятия, можно привлечь внимание к нужной детали в кадре. Второстепенные детали, на которые не нужно акцентировать внимание, можно «загнать в тень». Также следует упомянуть о границе света и тени – именно здесь можно расположить смысловой центр, так как эта граница создает контраст, что также способствует привлечению внимания. Однако, следует помнить, что линия света и тени может незначительно искажать геометрию, пропорции.

Нельзя не упомянуть о композиции – желательно, чтобы визуально светлая часть кадра (в классическом понимании – это 50% площади, от любой стороны кадра) уравновешивалась его темной стороной.
И наконец, роль цвета в расстановке акцентов. Здесь «работает» то же правило, что и в предыдущем пункте – светлые и теплые цвета притягивают внимание зрителя в первую очередь. Холодные и темные – наоборот, желают остаться вне зоны первичного внимания.

«…либо ты его избегаешь, либо идешь ва-банк, используя красный по-максимуму…»

Особенный цвет – красный. Мне понравилось, как Вик Мунис, фотограф и художник из Бразилии, рассказал о красном: «С ним нужно быть весьма осторожным. Либо ты его избегаешь, либо идешь ва-банк, используя красный по-максимуму. Это магический цвет, особенно для фотографии».

Есть одно железное правило при работе с цветами – чем их меньше, тем выигрышнее получится фото. Если же от «богатства» цветовой палитры никуда не деться, рекомендую «уходить» в черно-белое фото, которое, к слову, вполне самодостаточно. Именно здесь в полной мере раскрывается характер, эмоции, вся гамма чувств модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: