Идеал-реалистическая философия права

 

Из ученых, способствовавших развитию идеал-реалистическогоподхода к праву в российской науке, можно, прежде всего, назватьБогдана Александровича Кистяковского (1868–1920 гг.), мыслите ля, чьи творческие заслуги признаны не только в России, но и зарубежом[10].

Свою общественно-политическую и правовую позицию мыслитель в сжатом виде отразил в статье «В защиту права», опубликованную в 1909 году в знаменитом сборнике «Вехи». В этой статье Кистяковский утверждал, что спецификой русской истории было слабое развитие правосознание русского народа, отсутствие уважения к закону и веры в силу права. Это объясняется традиционным деспотизмом власти, а право (в позитивистском понимании этого термина) традиционно ассоциировалось в народном сознании с властным произволом. Поэтому задачей русской интеллигенции является, прежде всего, изменение такого отношения к праву. В этом плане Кистяковский осуждал утопизм революционеров, которые призывали к террору и социальному перевороту вместо того, чтобы укреплять правосознание народа.

Основой для его правовой теории послужило неокантианское учение о правовых нормах как общеобязательных формах сознания, структурирующих параметры человеческого опыта. Норма как форма сознания (коллективного и индивидуального) всегда описывает некую ситуацию и предписывает некое поведение. В этом плане норма - это первая составляющая для синтетического определения права. Но право образуется только тогда, когда норма находит свое применение в социальном отношении, и это – второй аспект определения понятия права. При этом бытие правовой нормы основывается на коллективных и индивидуальных психологических переживаниях, которые ориентированы на восприятие справедливости. Данный психологический аспект является третьим основным признаком права. Таким образом, Кистяковский первым из русских мыслителей создает интегративную концепцию, в которой право понималось одновременно как норма, отношение, ценность и психологическое восприятие.

Еще одним важным представителем разбираемого направления правовой мысли России был Александр Семенович Ященко (1877–1934 гг.). Чтобы понять содержание его взглядов, нужно учитывать,что Ященко был одним из самых верных последователей философских идей Владимира Соловьева. Немалую часть своей научнойкарьеры и несколько ключевых научных трудов Ященко посвятилизучению правовых взглядов великого русского философа[8].

Свои основные произведения мыслитель написал еще до вынужденной эмиграции в Германию (1919 г.). Среди этих произведений особо нужно выделить две работы, вышедшие в свет в 1912году. В первой из них, «Философия права Владимира Соловьева»,Ященко дал глубокое описание теории этого мыслителя, защищаяего взгляды от недоброжелательной критики. В другой работе, «Теория федерализма. Очерк синтетической теории права и государства», Ященко сформулировал свою собственную правовую концепцию, основанную на идеях В.С. Соловьева. Эта концепция, какследует из ее названия, - синтетическая, интегральная. Но интегральность правовой теории Ященко понимал несколько иначе,чем Кистяковский. Если для последнего интегральность означалаизучение права с точки зрения различных подходов, то Ященкостроил свою синтетическую теорию права на основе холистской теории общества. Иными словами, считая основой теории права особое учение об обществе, оба ученых по-разному оценивали принципы этого учения. Для Кистяковского в основании социальноговзаимодействия лежит идея коллективного сознания или духа.Ященко полагал, что необходимо отказаться от дуализма индивидуального и коллективного начал, от дискуссий о том, что - индивид или общество - обладает высший ценностью; что нужно признать двустороннюю природу общества как равновесия личного и общественного начал. Эту идею мыслитель, как нетрудно увидеть, берет у Владимира Соловьева.

На примере этих двух представителей московской школы идеал-реализма в правоведении можно увидеть вариативность той исследовательской модели, что была сформулирована Владимиром Соловьевым. С одной стороны, критика отвлеченных начал, с другой стороны, идея свободной теократии как синтеза личного и общественного начал позволили Кистяковскому и Ященко создать две независимых интегративных правовых доктрины. Для Кистяковского, который ориентировался также на положения баденскойшколы неокантианства и преимущественно сосредоточил свое внимание на вопросах социальных норм и форм долженствования,право представлялось особой формой совмещения фактического инормативного. Такое совмещение позволило ему оценить право вдвух ракурсах - субъективном, иррациональном, и объективном,рациональном. Ященко, который пытался, прежде всего, модернизировать учение о праве В.С. Соловьева с учетом развития современной психологической теории, делал акцент на аксиологической(ценностной) стороне права. В этом ракурсе особое значение получало уравновешивание через право интересов и ценностей общества и индивида, целого и частного.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: