Общим настроем русской эмиграции непосредственно после октябрьской революции 1917 года было отношение к революции как к трагедии, как к безусловному злу, ошибке русской истории, временному перерыву в нормальном развитии страны. Евразийцы поставили этот вопрос в совершенно другой плоскости, попытавшись интерпретировать большевизм как закономерность развития русского народа, который тем самым проявил естественную реакцию против чуждой ему западной культуры и попытался возвратить себе традиционный для России политический строй[5].
Первым манифестом евразийства стала книга Николая Сергеевича Трубецкого (1890-1938 гг.) «Европа и человечество» (1920 г.), где этот известнейший филолог, после эмиграции — профессор Софийского университета в Болгарии, изложил свою критику европоцентризма и сформулировал концепцию самобытной евразийской культуры. Для Трубецкого Россия является культурной наследницей Византии, с одной стороны, и тюркских народов (половцев, скифов, монголо-татар), с другой. Эта своеобразная русско-евразийская культура, как симбиоз «туранского элемента» и славянства, ордынства и византизма, стоит на равных с культурой романо-германской и представляет собой иной цивилизационный вариант развития. Евразийская культура является самодостаточной и не нуждается вкультурных контактах и, тем более, заимствованиях с Запада, и в тоже время сохраняет независимость по отношению к восточнымкультурам (китайской, иранской и др.).
|
|
Основным признаком политической евразийской культуры является принцип единовластия, связанный с долгом социального служения. Уклонение от основ этого общинного быта при Петре I и последовавший отсюда раскол российской культуры на дворянскую инародную указывал на конфликт западной и евразийской культур[14].
В духе своего времени евразийцы отвергают принципы либеральной демократии. Государство, по их мнению, должно быть не демократическим, а «демотическим». Демотическое государство построено на «народных основах», но не в смысле механистического западного «народного» суверенитета, а как «организованный» народный суверенитет, воплощающий государственную константу.
С течением времени среди евразийцев стали происходить конфликты и расколы, особенно с середины 30-х, когда приход фашистских режимов к власти в Италии и Германии, пример сталинских репрессий в СССР послужили наглядным примером того, куда может завести идеократия и корпоративное устройство государства. К концу 30-х годов движение евразийцев сошло на нет. Нужно отметить, что оно оставило после себя интересное творческое наследие, и в 70-х годах XX века это наследие попытался развить замечательный советский этнограф Лев Николаевич Гумилев, автор концепции «этногенеза», называвший себя «последним евразийцем».
|
|
Марксизм или большевизм (было бы правильнее употреблять именно этот термин, поскольку марксистское учение толковалось в различных аспектах, порой противоположных ленинско-сталинскому прочтению Маркса) в силу исторических причин сыграл важнейшую роль в истории России XX столетия, и хотя бы по этой причине данная доктрина заслуживает внимания. Не говоря уже о том, что отечественное правоведение в течение 70-летнего советского периода было вынуждено подстраиваться под марксистско-ленинскую идеологию. Здесь перед теоретиками было богатство альтернатив для выбора, поскольку в работах Маркса можно найти самые разнообразные правовые идеи, из которых можно сделать разнообразные выводы. Что ипоказали первые годы перестройки, когда либерально настроенныетеоретики права, все еще оставаясь в заданной системе идеологических координат, пытались противопоставить молодого Маркса с егогуманистическими идеями Марксу зрелого периода, эпохи Коммунистического манифеста и сильно выраженных авторитарных тенденций в философских взглядах. То же самое касается Владимира Ильича Ленина (1870-1924 гг.), у которого была другая слабость - неумение научно обосновывать свою позицию. Отсюда и разнобой вомнениях, которые варьировались у этого мыслителя в зависимости отполитической конъюнктуры текущего дня.
В более или менее законченном виде марксистско-ленинский подход к праву сформировался лишь в 30-х годах XX века. До этого существовало множество самых различных доктрин советскогоправа, от психологической (учеников Л.И. Петражицкого) вплотьдо идей о марксизме как о богоискательстве (нарком просвещенияЛуначарский). Можно вспомнить и о легальном марксизме или«ревизионизме» (в терминологии Ленина), основным программнымлозунгом которого было установление социальной справедливостибез переворотов, путем парламентской и иных законных, легальных способов борьбы. Это направление после революции 1917 годабыло разгромлено большевиками, но осталось сильным политическим движением в Европе, в частности - в Германии.
Далее позиция большевиков по отношению к праву и государству кардинально изменилась - все более отчетливо сталпроисходить возврат к прежней правовой системе. Здесь можновспомнить НЭП (новую экономическую политику), которая не могла существовать без соответствующего гражданско-правового регулирования на «буржуазных» частноправовых принципах. Вокругэтого процесса возврата к прежнему правовому регулированиюразгорелось немало споров, в середине 20-х годов были сформулированы интересные юридические теории. Мы возьмем в качествепримера наиболее интересную и показательную из них, где былапредпринята попытка экономического анализа права с позициймарксизма.
Автором этой теории является Евгений Брониславович Пашуканис (1891–1937 гг.), один из лидеров советского правоведения в 20-х годах. Ему принадлежит заслуга создания меновой теории права, которая получила широкую известность и на Западе. Основные положения этой теории изложены в работе «Общая теория права и марксизм» (1924 г.). В ней мыслитель утверждает, что право всегда связано с экономическими отношениями и вне этих отношений немыслимо. Право как таковое - это необходимая форма товарообмена, в которой согласовываются противоречивые интересы двух участников обмена (покупателя и продавца, заемщика и кредитора, и т.п.).
Концепция Пашуканиса ценна как попыткадовести до логического конца марксистские представления о правекак о надстройке, полностью подчиненной экономическому базису.В этом автор меновой теории права был гораздо последовательнееЛенина, Сталина и других классиков марксизма-ленинизма, которые были вынуждены исказить сущность правовых взглядов Маркса применительно к потребностям послереволюционного государственного строительства в Советской России. Здесь надстройка в виде партийной идеологии полностью доминировала над экономическим базисом.
|
|
Вместе с тем, такая постановка вопроса заключала в себе скрытый вызов складывающейся официальной идеологии. Никакого нового права пролетарская революция создать не может и вынуждена использовать старое буржуазное право до тех пор, пока не установится социалистический строй и пока право не отомрет вместе сгосударством. Отмирание категорий буржуазного права не означает их замены неким новым пролетарским правом - новое советское право Пашуканис называл «неподлинным» правом, котороевсего лишь повторяет принципы права буржуазного. Эти идеи, ещехоть как-то приемлемые для советской власти в годы НЭПа, впоследствии вступили в противоречие со сталинской идеологией, и врезультате идеи этого ученого были заклеймены как контрреволюционные, а сам Пашуканис в 1937 году объявлен врагом народа ирасстрелян.
Заключение
Таким образом, в ходе курсовой работы достигнута цель и решены поставленные задачи. В работе выделены три хронологических этапа развития российской правовой мысли: средневековье: с середины XI века по конец XVIIвека, эпоха западных влияний: конец XVII века - конец XIX века, эпоха зрелости: начиная с конца XIX века. Здесь акцент на внутренней логике развития русской правовой мысли:от типичного для русского и западного средневековья теоцентричного мышления к применению идей рационализма и гуманизма, кучениям о праве, что в России преимущественно облеклось в форму заимствований из западноевропейской социальной философии,которая опередила философию русскую в этом движении.
Первый этап, средневековье - это период становления и формирования основных черт правовой мысли в России. Средневековье в России, также как и в Западной Европе, было окрашено в религиозные тона, и поэтому представления о праве необходимо соотносились с православной теологией, нередко в противопоставлении к другим конфессиям и религиям.
|
|
Теократическая тенденция определяла правовое мышление и в период строительства Московского государства. В центре внимания мыслителей позднего русского средневековья - вопросы соотношения между государством и церковью, соотношение общего блага и личной свободы, которая мыслилась преимущественно как свобода религиозная (как, впрочем, и в Западной Европе того времени).
Русское Просвещение, также как и Просвещение европейское, содержало внутреннее противоречие, а именно игнорирование различия интересов личности и общественного целого. Это противоречие выяснилось сначала в полемике славянофилов и западников, а затем в идеологическом противостоянии русских консерваторов (главой которых был Константин Победоносцев) и либералов (во главе с Борисом Чичериным). Правовая мысль Владимира Соловьева подытожила развитие русской правовой мысли.
Своей попыткой снять означенное противоречие философско-правовая система Соловьева знаменовала третий этап этого развития - этап зрелости, или «эпоху систем», по определению русского философа Василия Зеньковского. Владимир Соловьев сформулировал цельное, синтетическое видение права, связавшее воедино его разные аспекты. Его концепция - одно из важнейшихпроявлений русской общественно-правовой мысли; эта концепциястала новым словом не только в интеллектуальной истории нашего отечества, но и в движении мировой научной мысли. Это синтетическое видение права было развито учениками Соловьева - П.И. Новгородцевым, А.С. Ященко, И.А. Ильиным и другими в контексте проектов интеграции знания о праве. Эта школа получила название российской школы возрожденного естественного права или Московской школы философии права.
Наряду с этим научным направлением особый идеал-реалистический подход к праву был развит и учеными Санкт-Петербургской школы философии права. Основы ее были заложеныпрофессорами Петербургского университета Николаем Коркуновыми, особенно, Львом Петражицким. Творческий потенциал этой школы был развит вышедшими из школы Петражицкого мыслителями - прежде всего, Питиримом Сорокиным и Георгием Гурвичем.Особенность этой школы заключается в многоаспектности виденияправа, рассматривающегося сразу как нормативно-властное, психологическое и ценностное явление, в плюралистичности методологических приемов, использовавшихся для познания права.
Эти две школы правовой мысли указывают на период расцвета философско-правовой мысли в России. По общепринятойисториографической классификации, революцией 1917 года начинается период новейшей истории России (по терминологиинедавней советской эпохи - заканчивается история царскойРоссии и начинается новая советская история).
Но, очевидно,интеллектуальная история России на этом политическом событии не прерывается. Она продолжается как в Советской России,где первые идеологи нового правового строя (Евгений Пашуканис, Михаил Рейснер и другие) продолжают традиции дореволюционного правового дискурса и развивают идеи, вытекающиеиз общего развития политических и правовых концепций в России. Поэтому в рамках данной работы рассмотрено творчество мыслителей первой волны русской эмиграции, которые за границейпродолжили развитие взглядов, ранее сформулированных в России. Равно как и идеи мыслителей, что остались в СоветскойРоссии, присоединились к числу сторонников нового строя, нопри этом не ограничились слепым воспроизведением идеологических постулатов новой власти.
Список литературы
1. Антонов М.В. История правовой мысли России. Конспект лекций. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2011. – 212 с.
2. Антология мировой правовой мысли [Текст]: в 5 т. / Нац. обществ.-науч. фонд;Рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. - Москва: Мысль, 1999 - Т. 4: Россия: XI-XIX вв. / Отв. ред. Е.А. Скрипилев. - 1999. - 812 с.
3. Альбов, А.П. История государства и права России: Курс лекций / А.П. Альбов, О.В. Симанин. - М.: Юрлитинформ, 2012. – 352 с.
4. Беляев И.Д. История русского законодательства: Учеб.для студентов вузов, обучающихся по юрид. спец. [Текст]/ И.Д. Беляев. - СПб.: Лань, 2009. - 639 с.
5. Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учебное пособие. -М.: Проспект, 2007. - 608с.
6. Гаджиев К.С. Политология (основной курс): учебник / К.С. Гаджиев. – М.: Высшее образование, 2007. - 460 с.
7. Долгих Н.В. Политические мысли и правовые мысли Древней Руси // ScienceTime. История. Исторические науки. - № 7. – 2014. – С. 96-103.
8. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство Зерцало, 2006. - 568 с.
9. История политических и правовых учений / под ред. В. С. Нерсесянца. - М.: Норма, Инфра-М, 2012. - 704 с.
10. История политических и правовых учений / под ред. О. Э. Лейста. - М.: Зерцало, 2000. - 688 с.
11. История отечественного государства и права. Ч.I: Учебник / под ред. проф. О.И. Чистякова. - М.: Издательство БЕК, 2009. - 360 с.
12. Исаев, И.А. История государства и права России: Учебник / И.А. Исаев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 800 с.
13. Молдован А. М. «Слово о законе и благодати» Илариона. - К.: Наукова думка, 1984. - 240 с.
14. Марченко М.Н. История политических и правовых учений: учебное пособие / М.Н.Марченко, И.Ф. Мачин. - М.: Проспект, 2007. - 468 с.
15. Правда Русская / Под ред. Б. Д. Грекова. - АН СССР, 1940-1947. - Т. I, II.
16. Скоробогатов А.В. История политических и правовых учений: Учебно-методическое пособие. – Казань: Таглимат, 2004. 209 с.
17. Стешенко, Л.А. История государства и права России: Академический курс. В 2-х т. Т. 2. XX в. / Л.А. Стешенко. - М.: НОРМА, 2011. - 480 c.
18. Тимофеева, А.А. История государства и права России: Практикум / А.А. Тимофеева. - М.: Флинта, МПСУ, 2009. - 152 c.
19. Толстая, А.И. История государства и права России: Учебное пособие / А.И. Толстая, Е.С. Щербакова. - М.: РГСУ, Омега-Л, 2013. - 446 с.
20. Чанышев Т.А. История политических учений: учебник / Т.А. Чанышев. - М.: ТК Велби: Проспект, 2007. - 591 с.
21. Чистяков О.И. История отечественного государства и права: Учебник для юридических вузов / О.И. Чистяков. - М.: Юристъ, 2008. - 480 с.