Распределение стимульного материала по шкалам

Рассмотрим результаты исследования отношения родителей к детям.

В приведенных ниже примерах описываются различные родительские позиции по отношению к детям на основе 11 шкал теста «Незаконченные предложения». Ниже приведены названия шкал и примеры законченных предложений.

Сочетание этих позиций показывает представление родителей о своих детях–подростках.

Ипатов А. В. изучал позиции родителей подростков, благополучных и неблагополучных. Первая группа была так названа на основе анализа личных дел, бесед с отцом или матерью. В семьях подростков этой группы отношения друг с другом были гармоничными, отец занимался воспитанием детей, проводил с ними свободное время. В детях отмечались большая зрелость («рано стал взрослым», «не по годам рассудительна», «выглядит старше»), хорошо или плохо развитая коммуникабельность («общительный», «недостаточно раскован»). Позитивная позиция по отношению к подростку проявлялась, когда родители отмечали его положительные качества – отзывчивость, открытость, справедливость, дружелюбие, умение прощать.

Основная причина трудностей во взаимоотношениях родителей с подростком лежит в непослушании и упрямстве, когда он стремится к сепарации (отделению от родителей). Даже благополучные подростки ленятся и лгут. Родители хотели бы видеть подростка более сговорчивым и послушным. В целом родители данной группы подростков хотят от них помощи в будущем, видят их более уравновешенными, независимыми от внешнего влияния.

Во второй группе подростков, названных «неблагополучными», отношения родителей к детям характеризуются большей отчужденностью и закрытостью, меньшей эмоциональной теплотой. К примеру, родители не могут определенно сказать о положительных качествах своих детей. Однако замечают их лидерские наклонности, интерес к спорту или танцам. Подростки в глазах родителей физически сильны, предпочитают быть активными. Отношения с родителями конфликтные, поскольку подростки часто раздражаются по пустякам, беспричинно плачут, эмоционально нестабильны. Последнее влияет на «отгороженность» от родителей, что может быть причиной агрессивности и дезадаптации подростков.

Приведем конкретные примеры.

Наталья Владимировна Б. «Я не знаю, что делать… Сын отбился от рук. Что–то все скрывает, нахожу у него очищенную серу со спичек. Муж приходит поздно, когда Леша ложится спать. Только спросит: «Как дела? В школу ходил?». А потом откладывает разговор до выходного. Сам отсыпается. Леша уже куда–то уходит».

 

 

В ее словах – отчаяние, безысходность, боязнь за будущее сына, непонимание мужа, у которого нет времени на воспитание сына. Фактически сын не доверяет матери, поэтому ничего не рассказывает. По–видимому, в школе его дела также не очень хороши. Но химические опыты в домашних условиях свидетельствуют об интересах, которые есть у всех ребят этого возраста. Родителям необходимо налаживать взаимодействие с подростком. В этом большого успеха мог бы добиться отец, однако тот занят заработками.

Приведем пример неполной материнской семьи – матери и сына.

Сын очень любит отца, но у того другая семья, и внимания на Филиппа не хватает. Сын ждет субботы, когда можно пойти в гости к отцу, но возвращается домой из гостей замкнутый и нервный. Мать часто плачет, сын начинает стыдиться матери, которую «бросил» отец. Часто ссорятся друг с другом. Иногда всю боль женщина переносит на подростка, кричит на него, считает его неспособным и никчемным. Мать рассказывает психологу о своих переживаниях с надрывом. Дома принимает лекарство, чтобы не болело сердце. Женщина считает, что одновременно с мужем она потеряла сына.

В этих семьях родители по–разному относятся к своим мальчикам–подросткам. Если в первой отношения иногда конфликтны, то во второй – затянувшийся кризис, который мать, оставшаяся без мужской поддержки, не в силах преодолеть. Ее слабость, неверие в собственные силы, отсутствие положительной жизненной перспективы сказываются на сыне, который страдает из–за отсутствия (предательства?) отца, изменения обстановки в доме. Уход отца из дома, неспособность матери овладеть ситуацией разрушают взаимопонимание с сыном, в результате одиночество обоих в этой семье усугубляется.

Но есть ли иные отношения, где отец, мать и сын видят смысл жизни друг в друге? Да, есть. Мария Константиновна С. каждую свободную минуту стремится провести вместе с сыном Артемом, учеником седьмого класса. Он интересуется жизнью индейцев, мастерит маски, делает украшение на голову из перьев. Мать слушает истории об индейцах, разговаривает с вождем, которого играет Артем. В этой семье видна духовная близость матери и сына, отца и сына, бабушки и внука. Отец и мать берут сына с собой в туристский поход. Там у Артема есть свои обязанности: разжечь костер, принести воду, наколоть вместе с отцом дров. А потом – первая любовь в восьмом классе, которую Алла и Артем не скрывали от родителей.

 

Главное, что отличает отношения родителей и подростка в этой семье от других семей – уважение друг к другу. Никогда ни единого оскорбления в адрес друг друга, редкие же двойки отец иронично комментировал. Все помогают друг другу. Учение в школе рассматривается уже как интересный и полезный труд, так как он часто принимает участие в олимпиадах, иногда получает призы. Как и десять лет тому назад – поразительное взаимопонимание в семье, только теперь у бывшего подростка, ставшего взрослым.

Рассмотренные примеры показывают, что родители воспринимают подростков адекватно. Все родители без исключения думают о будущем своих детей. Одни строят свои отношения с ними в благоприятных условиях, когда и отец, и мать живут ради подростков, находят общие с ними занятия, дают им советы. В этих случаях именно родители становятся для них нравственным «барометром». Можно полагать, что дети в этих случаях выглядят более привлекательными, любимыми и перспективными в глазах родителей. Надо отметить, что в таких семьях легче происходит передача ценностей, выработка жизненного опыта, так как для полноценного взаимодействия не существует ни эмоциональных, ни интеллектуальных преград. Артем в глазах родителей был перспективным, разумным человеком, интересы которого уважали все.

Таким образом, родители считают, что дети будут следовать их жизненным принципам и нравственным нормам. С детьми связаны их мечты о лучшей жизни. Поэтому некоторые родители обеспокоены ленью, непослушанием, плохой успеваемостью подростков. В основном оптимизм родителей по поводу будущего связан с учебой. Однако самый оптимальный вариант благополучия подростков в будущем – согласованная со всеми членами семьи совместная деятельность. Но самое главное – безусловная любовь и позиция содружества с подростками, которые и обеспечивают благополучное взросление.

Однозначная причина нелюбви или безразличия, а иногда жестокости и ненависти родителей к своим детям–подросткам – изменения в психике, связанные с алкоголизмом. В наших опросах ни один родитель даже неблагополучных подростков не написал о своей жестокости к ним. Между тем подростки описывали несправедливые и горькие ситуации, когда отец и даже мать били их ремнем, оскорбляли. Для того чтобы соотнести мнения подростков и родителей друг о друге, рассмотрим, как воспринимаются родители детьми–подростками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: