Метод группировок в статистике

Группировка – это разделение множества единиц изучаемой совокупности на группы однородные по каким-либо определенным существенным признакам. Группировка является одним из самых сложных в методологическом плане этапом, статистические наблюдения группировки являются важнейшим статистическим методом обобщения данных и основой для правильных исчислений статистического показателя с помощью метода группировки.

Решаются следующие задачи:

1. выделение и характеристика социальных экономических этапов явления,

2. изучение структуры явления и происходящих в нем структурных сдвигов,

3. выявление связей и зависимости между явлениями.

 

В соответствии с задачами группировки различают следующие ее виды:

1. Типологическая группировка – это выделение из общей совокупности групп, общих по каким-то наиболее важным, существенным характеристикам. Например, среди посетителей магазина можно выделить такой тип, как постоянные покупатели. Постоянное приобретение товаров в нашем магазине – существенное отличие данного типа от всех других покупателей.

2. Структурная группировка показывает, из каких частей состоит исследуемый объект, и как эти части взаимодействуют. Например, в большом магазине можно выделить следующую структуру: отделы, обслуживающие покупателей; бухгалтерия; охрана; управление и пр. – это группировка по функциям, которые определенные группы сотрудников выполняют в магазине.

3. Аналитическая группировка – выявляет взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками.

Пример. Мы попробуем сгруппировать всех посетителей магазина одновременно по таким признакам как «из какой газеты или журнала они узнали о магазине» и «какие товары они приобрели».

Газета/журнал товары
телевизор Муз.центр автомагнитола телефон
«Телецентр»        
«Hi-Fi Audio»        
«Четыре колеса»        
«Связь & Telecom»        

Проанализируйте, в каком издании реклама эффективнее с точки зрения продажи определенных видов товара.

 

В зависимости от сложности объекта, который Вы изучаете, можно проводить:

1. простую группировку (по одному признаку)

2. сложную (по нескольким признакам)

3. комбинированную. Например, если сгруппировать всех посетителей магазина по признаку, совершили они покупку или нет, а затем в каждой из этих групп распределить посетителей по полу, возрасту и другим признакам.

 

Метод группировок основывается на двух категориях:

1. Признак группировки. Признаком группировки является признак, по которому производится разделение единиц совокупности на отдельные группы. Его также называют основанием группировки.

От правильного выбора группировочного признака зависят выводы, которые получают в результате статистического исследования. Признаки могут быть количественные и атрибутивные. В основании группировки могут быть положены как количественные, так и качественные.

От группировок следует отличать классификацию.

Классификация – систематизированное распределение явлений и объектов на определенные группы, на основании сходства и различия.

В основу классификации кладется качественные признак. Если группировка проводится по количественному признаку, то необходимо обратить особое внимание на число единиц исследуемого объекта и степень колеблемости группировок признака.

 

2. Интервал – это значение варьирующего признака, лежащего в определенных границах, то есть это разница между максимальным и минимальным значением признака в каждой группе. Каждый интервал имеет свою величину: верхнюю и нижнюю границы или хотя бы одну из них.

Например. Группировку по возрасту можно провести так:

До 20 лет 21 - 30 31 - 40 41 - 50 51 - 60 Больше 60

 

Нижней границей называется наименьшее значение признака в интервале, а верхней границей – наибольшее значение признака в нем. Величина интервала или интервальная разность - это разность между верхней и нижней границами интервала.

 

Интервалы в зависимости от их величины бывают:

1. равные,

2. неравные.

Величина равного интервала определяется по следующей формуле:

 

где Хmax, Хmin - максимальное и минимальное значения признака в совокупности; n - число групп.

 

Интервалы также бывают:

1. открытые,

2. закрытые.

Открытые – это те интервалы, у которых указана только одна граница, верхняя у первого, нижняя у последнего.

Закрытые – это интервалы, у которых обозначены обе границы. Например, 1 000 – 1 100.

Для проверки расчетов открытые интервалы необходимо преобразовать в закрытые. Ширина открытого интервала принимается равной ширине смежного с ним закрытого интервала.

Количество и величина интервалов определяются, прежде всего, целью и задачами исследования. Например, если бы нас интересовало, какие товары в магазине приобретают молодые люди, посетители среднего возраста и пенсионеры мы бы сделали всего три интервала:

До 30 лет 31 - 60 Больше 60

 

Основные требования, которые необходимо соблюдать в процессе проведения группировок.

Логические требования:

1. Система группировок должна охватывать изучаемый объект, процесс или явление с различных сторон.

2. В системе группировок должны найти свое отражение, по возможности. Все задачи исследования – типологические, структурные и аналитические.

3. Каждая отдельная группировка должна составлять одно из логических звеньев в общей системе изучения явления или процесса.

4. Выводы, сделанные по одной группировке, не должны противоречить выводам по другим группировкам или выводам, основанным на других методах анализа.

5. Система группировки не должна существенно изменяться во времени и пространстве, за исключением тех случаев, когда меняются условия формирования первичной информации или методы ее анализа.

 

Формальные требования.

1. Группировки по качественным признакам следует проводить раньше группировок по количественным признакам.

2. Результативные признаки желательно выражать одинаковыми величинами (абсолютными или относительными).

3. Интервалы группировок должны быть логичными стабильными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: