В исправительных учреждениях

 

Учитывая большое количество направлений воспитательного воздействия, закон регламентирует только наиболее важные исходные положения организации воспитательной работы с лицами, лишенными свободы [3, с. 105].

Массовые формы (лекции, вечера вопросов и ответов, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера и др.) используются при проведении воспитательных мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов за определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий.

Более распространенными являются групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.). Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т.д.

В соответствии с приказом Минюста России от 30.12.2005 № 259 "Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний" отряд осужденных создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению.

Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с актами Минюста России: в исправительной колонии в пределах 50-100 человек, в зависимости от вида режима и численности осужденных; в воспитательной колонии - 50 человек.

Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения (в воспитательной колонии - старший воспитатель - начальник отряда). Для этого должность начальника отряда замещается лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется исключительно начальником отряда. В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения свободы - педагог и воспитатель.

Для оказания помощи начальнику отряда в осуществлении воспитательной работы с осужденными организуется совет воспитателей отряда. Он создается приказом начальника учреждения. В состав совета воспитателей отряда входят: начальник отряда, другие сотрудники исправительных учреждений, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными, преподаватели общеобразовательной школы и профессионального училища, представители общественности (по представлению начальника отряда), а в воспитательной колонии - воспитатели, представители родительского комитета. Начальник отряда является председателем совета и планирует его работу в своем ежеквартальном плане.

В работе совета воспитателей отряда могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий, попечительского совета при исправительном учреждении.

Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимаются большинством голосов открытым голосованием. Решения, принимаемые в отношении конкретных осужденных, отражаются в дневниках индивидуальной воспитательной работы.

Итоги работы советов воспитателей отрядов подводятся на общем собрании сотрудников исправительного учреждения не реже одного раза в год.

Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. В содержание индивидуальной работы входит: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д.

В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе УИС. Психологи изучают вновь прибывших в исправительное учреждение по стандартизированным методикам и составляют на каждого осужденного психологическую характеристику-рекомендацию по индивидуализации исполнения наказания или содержанию в следственном изоляторе; выявляют лиц, составляющих группу риска (агрессивных, склонных к побегу, суициду и т.п.); осуществляют индивидуальное консультирование, проведение психокоррекционной работы с отдельными осужденными и группами осужденных, социально-психологических тренингов.

В процессе воспитательной работы используются различные психолого-педагогические методы: убеждения (разъяснение, поучение, наставление, доказательство, опровержение, пример); организации поведения (требование, показ, объяснение, инструктирование, поручение, упражнение); торможения отрицательного поведения (внушение, осуждение, порицание, предупреждение, наказание); стимулирования положительного поведения (похвала, одобрение, доверие, поощрение, организация перспективы).

В воспитательной работе с осужденными заметное место отводится участию в самодеятельных организациях, которые организуются в исправительных и воспитательных колониях. Они создаются для решения внутриколлективных проблем самих осужденных, возникающих в процессе совместной жизнедеятельности в исправительном учреждении. Основными задачами таких самодеятельных организаций являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

Самодеятельные организации осужденных представляют собой определенный вид самоуправления их жизни в исправительном учреждении, хотя и осуществляемый под контролем администрации. В решении многих вопросов администрация исправительных учреждений постоянно опирается на помощь самодеятельных организаций осужденных — это: поддержание чистоты и порядка в помещениях и на территории; организация художественной самодеятельности и физкультурной работы; развитие библиотечного дела и развертывание работы с читателями; активизация производственной деятельности и соблюдения производственной санитарии и др. Привлечение осужденных и их самодеятельных организаций к решению данных вопросов для российской практики (советского и современного периодов) является уже традиционным. В этом направлении накоплен большой положительный опыт, и его необходимо рационально использовать. При этом необходимо учитывать и недостатки данной работы, которые наиболее ярко проявлялись в стремлении наделить самодеятельные организации осужденных функциями не только контроля, например при поддержании порядка, но и применения силы при задержании и приводе правонарушителя (как иногда действуют члены секции по поддержанию правопорядка в колонии). Поэтому в ст. 111 УИК РФ закреплен прямой запрет на такую деятельность: самодеятельные организации осужденных и их члены не могут обладать полномочиями администрации исправительных учреждений.

Закон также подчеркивает, что члены самодеятельных организаций осужденных не пользуются дополнительными льготами, хотя на практике данное положение далеко не всегда соблюдается. Это, как правило, создает в среде осужденных нездоровую обстановку, чреватую разного рода конфликтами (что много раз доказывалось на практике). Однако стремление администрации стимулировать активность самодеятельных организаций зачастую толкает на такие нарушения, как создание отдельным осужденным улучшенных жилищно-бытовых условий (особенно членам секции поддержания правопорядка, руководителям советов коллективов и другим активистам), слишком частое объявление различных мер поощрения.

Виды и порядок формирования самодеятельных организаций осужденных определяются Министерством юстиции РФ. Обычно они создаются из числа положительно характеризующихся осужденных путем открытого избрания на общих собраниях осужденных - бригады, отряда, колонии в целом (в зависимости от вида самодеятельных организаций). В исправительных колониях таким образом избираются советы коллективов отрядов и советы коллективов колоний, которые свою деятельность строят как в целом по отряду или колонии, так и по секциям (направлениям деятельности).

Самодеятельные организации осужденных, содержащихся в тюрьмах, в помещениях камерного типа и единых помещениях камерного типа исправительных колоний, не создаются, хотя по ранее действовавшему законодательству там функционировали советы бригадиров, назначаемые администрацией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: