ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Работу выполнила:
Семенова Анна Александровна
студентка 2 курса 521м группы
факультета юриспруденции (магистратура)
Руководитель:
к.ю.н. Казаринова Лиана Ваграмовна
Работа защищена
с оценкой «______________»
Руководитель
____________________ ________________________
(подпись) И.О. Фамилия
«______»_________________________ 20_____ г.
Санкт-Петербург
20___
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ………………………………………………….
1.1. Понятие воспитательного воздействия на осужденных в
исправительных учреждениях…………………………………………….
1.2. Формы и методы воспитательного воздействия на осужденных
в исправительных учреждениях……………………………………………..
1.3. Общеобразовательное обучение и досуг как метод
воспитательного воздействия……………………………………………….
ГЛАВА 2. МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ К ОСУЖДЕННЫМ В
ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ………………………
2.1. Сущность и порядок применения мер поощрения…………………………
2.2. Сущность и порядок применения мер взыскания…………………………
2.3. Основные аспекты правового регулирования
воспитательного воздействия на осужденных на
современном этапе…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Библиографический список………………………………………………………
В в е д е н и е
Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.
Актуальность данной работы состоит в том, что воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных. Она направлена на достижение целей исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений, и несмотря на то, что тема является уже известной как для науки, так и для практики, нельзя исключать возможность выявления как новой проблематики, так и не существовавших ранее путей решения выявленных недостатков в условиях современного развития права и общества.
Объектом исследования является воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы, его сущность, формы и методы.
Предметом исследования являются нормы (нормативные правовые акты), регулирующие воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы.
Целю исследования является изучение сущности воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях, его форм и методов, а так же выявление проблем реализации воспитательного воздействия на практике.
Задачами исследования являются:
- раскрытие сущности воспитательного воздействия;
- изучение форм воспитательного воздействия, образования как формы исправительного воздействия;
- рассмотрение мер поощрения и взыскания как метода воспитательного воздействия;
- выявление недостатков применения воспитательного воздействия.
Решение поставленных задач заключается в изучении как теоретической части данной темы (нормативные правовые акты, учебная и научная литература), так и в практической части (материалы судебной (юридической) практики), чтобы провести сравнительный анализ действия теории на практике, имеющей большое значение для правоприменительной деятельности суда.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
Понятие воспитательного воздействия на осужденных в
исправительных учреждениях
Воспитательная работа согласно ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) признается одним из основных средств исправления осужденных. Все средства исправительного воздействия на осужденных взаимосвязаны и, представляя единый комплекс, дополняют друг друга. Так, труд осужденных имеет ярко выраженное воспитательное значение. В то же время одним из общепризнанных направлений воспитательной работы является трудовое воздействие.
Как разностороннее и тонкое психолого-педагогическое средство воспитательная работа подвержена правовому регулированию в меньшей степени, чем режим и труд. Вопросам ее организации, формам и методам проведения посвящена гл. 15 УИК РФ.
В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС, утвержденной 20 апреля 2000 г., воспитательная работа - это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.
Основными направлениями воспитательной работы выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ). [1, с. 289]
Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.
Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, знания его, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.
Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни - единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.
Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы.
К иным направлениям воспитательного воздействия относится социальное, экономическое, эстетическое, экологическое воспитание.
При исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы потенциальные возможности оказания воспитательного влияния на осужденных более значительны в отличие от иных видов наказания. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 № 974 "Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях" [1, с. 290-291]. В исправительных учреждениях для проведения воспитательных мероприятий функционируют клубы, комнаты воспитательной работы, библиотеки и др., есть соответствующее кадровое (сотрудники воспитательного аппарата, психологической службы) и методическое обеспечение. Воспитательные мероприятия предусмотрены распорядком дня и являются обязательными для осужденных. Кроме того, участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (ч. 2 ст. 109 УИК РФ).
Уголовно-исполнительным законодательством (ч. 2 ст. 110 УИК РФ) закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных. Дифференциация осуществляется с учетом особенностей различных категорий осужденных и видов учреждений на основе разработки типовых программ (методических рекомендаций) по оказанию воздействия на: осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях; осужденных женского пола; осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях различных видов режима; осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах; осужденных, отбывающих наказание в лечебных исправительных учреждениях (больных туберкулезом, алкоголизмом или наркоманией, ВИЧ-инфицированных, имеющих психические отклонения и т.д.); осужденных, оставленных отбывать наказание в следственных изоляторах.
Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы определены в ст. 110 УИК РФ. Воспитательная работа проводится в трех основных формах: 1) индивидуальной; 2) групповой; 3) массовой. При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.






