К уровням существования культуры относят также элитарную и массовую

Элитарная культура – культура, развивающая и совершенствующая высокохудожественные достижения культуры прошлого и настоящего. Создаётся творческой интеллигенцией, ориентирована на креативные способности личности, обладающей особой художественной восприимчивостью. Включает литературу, музыку, изящные искусства.

Массовая культура – характерна для XX века, ориентирована на производство и потребление культурных ценностей в условиях индустриального общества. Характерные черты: стандартизация, нивелирование творческих индивидуальностей, доступность, развлекательный характер, приоритет «профанной» среды. Важную роль в существовании массовой культуры играют социокультурные стереотипы, средства массовой информации и коммуникации, процесс урбанизации, рыночная экономика. Спутником массовой культуры является кич (китч) (от нем. kitsch – безвкусица, халтура) - специфическое явление, характеризующее упрощённые и безвкусные стереотипы культурных феноменов, лишённых эстетической и художественной ценности.

Этнонациональные типы культуры выделяют по принципу принадлежности к определённой социально-этнической области. Наряду с этнической (первичный исторический тип) культурой выделяют национальные, региональные, субрегиональные и локальные культуры.

Региональный тип характеризует социокультурные процессы определённой территориальной целостности (например, культура США, Китая); субрегиональный – культуру этнических и социальных групп (культура «коренных» народов Америки); локальные культуры, свойственные определённым узким этническим, территориально обособленным общностям (культура племени «сиу»). В современных условиях этнонациональные типы культур взаимодействуют между собой, процессы глобализации ведут к нивелированию культурных различий и обострению проблемы культурной самоидентификации личности.

Исторические типы культур выделяются по следующим основаниям:

По способам и видам отбора, воспроизводства и распространения культурных инноваций. Концепция универсальной эволюции (Л. Морган, Г.Спенсер) и неоэволюционизм (Л.Уайт, А.Бастиан) понимают социокультурную динамику по аналогии с эволюционным процессом. (Типы культуры здесь – дикость, варварство, цивилизация).

Формационная типология культур через соотношение культур социально-экономическими структурами (К.Маркс).

Циклические концепции истории культуры, в которых цивилизация предстаёт как определённый уровень (О.Шпенглер) или тип культуры (А.Тойнби).

Типология культуры по методу идеальных типов (М.Вебер). Идеальный тип позволяет объединить феномены культуры на основе количественных методов изучения по различным основаниям: ценностным, психологическим, культурно-хозяйственным, религиозным и т.д.

Концепция культурных «суперсистем» (П.Сорокин). «Чувственный», «идеациональный», «идеалистический» и «эклектический» типы культур.

Типология культуры по коммуникационным основаниям. Ю.М.Лотман выделял «дописьменный», «письменный», «книжный», «экранный» типы культуры и тип «новейших информационных технологий».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: