Этапы обучения и факторы влияющие на технику

Каждое классическое упражнение из групп компонентов, причем компоненты более высокого порядка включают в себя компоненты менее высокого. Такое подразделение значительно облегчает изучение структуры упражнений, то есть взаимосвязь всех компонентов и объединение их в единое целое. Особое значение расчленение классических упражнений имеет для определения наиболее важных компонентов, от успешного выполнения которых зависит освоения упражнения в целом. Такими компонентами частей в темповых упражнениях и подъеме на грудь в жиме является подъем до подседа, в жиме от груди – собственно жим. Очень легко проследить главенствующую роль таких компонентов. Так, если сравнить максимальный результат, который способен показать спортсмен в рывке без подседа и с подседом или в подъеме на грудь для толчка также без подседа и с подседом, то разница составит 20 – 25 кг, в процентном соотношении к результату, показанному с подседом, это составит 15 – 20 %. Бесспорно главенствующая роль подъема до подседа, так как 80 – 85 % результата приходится именно на этот компонент.

Наиболее важные компоненты имеются и в фазах. Так, в первом приеме толчка, а также в рывке таким компонентом является подрыв, в толчке от груди – выталкивание. Главенствующую роль их так же очевидна – в этих фазах наблюдается максимальное проявление силы в движении.То же самое и в отношении элементов. Знание их значительно облегчает осуществление главной двигательной задачи – ее решают в процессе выполнения этих компонентов. Так, в подъеме на грудь для, жима и толчка и при выполнении рывка освоение этих компонентов позволяет поднять штангу на небольшую высоту со скоростью, обеспечивающей возможность выполнения подседа.Знание наиболее важных компонентов значительно облегчает так же и возможность определить, на какие мышцы ложится основная нагрузка при выполнении того или иного упражнения. Это, как правило самые крупные из мышц, принимающих участие в выполнении классических упражнений.

Знание ведущих мышц и умение использовать их силу в первую очередь значительно облегчают овладение рациональной техникой. При этом обеспечивается правильное чередование в работе мышц, что исключительно важно. Нарушение этого чередования; то есть раннее включение в работу более слабых мышц, не дает возможности реализовать физические возможности спортсмена, что является очень грубой, но весьма распространенной ошибкой.Правильное чередование в работе мышц должно являться одним из руководящих положений при обучении и совершенствовании спортивной техники. Многокомпонентность тяжелоатлетических упражнений, наличие главных компонентов и ведущих групп мышц тесно связано с ритмом их выполнения. Ритм – это определенное временное соотношение компонентов, а так же чередование развиваемых усилий (обязательно наличие акцентированных силовых моментов). Ритм соединяет отдельные компоненты в единое движение, он основан на работе ведущих мышц, а акцентированный силовой момент всегда приходится на главную фазу.

Таким образом, ритм спортивного упражнения является его динамико-временной характеристикой.И упражнение в целом, и отдельном его части имеют свой ритм. Он может быть рациональным, когда выдержано правильное временное соотношение выполняя отдельных компонентов и тогда акцент приходится на главный компонент, и тогда способствовать более высокому результату; может быть и не рационанальным, когда нарушена правильность временного соотношения выполнения компонентов, а акцент либо вообще отсутствует, либо приходится на какую-то другую фазу, и тогда снижать спортивный результат.Так, в подъеме штанги до подседа при выполнении первого приема жима и толчка, а так же при выполнении рывка ритм будет рациональным, если подрыв делать в два, два с половиной раза быстрее первой фазы, и акцент приходится на подрыв. Такой ритм получил название двухтактного, так как в нем четко выражено два такта рабочего цикла. В другом случае ритм нерациональный, поскольку подрыв более медленный, а акцент либо отсутствует, либо приходится на первую фазу. Такой ритм получил название однотактного. Поскольку в подъеме до подседа при выполнении первого приема толчка и выполнении рывка ведущими мышцами, как мы уже говорили, являются разгибатели ног, то ритм этих частей должен строиться на работе именно этих мышц. Все другие мышцы в такой момент обеспечивают условия для максимального проявления силы ведущих мышц. Мы говорили о временных соотношениях отдельных компонентов, которые характеризуют правильный ритм выполнения той или иной части классического упражнения. Практически они постоянны и зависят от многих индивидуальных особенностей тяжелоатлета. В первую очередь от уровня его скоростно-силовой подготовленности. Поскольку этот уровень постоянно повышается, соответственно должен изменяться и ритм. Однако изменение ритма – чрезвычайно сложная задача. «Всякий знает по своему опыту, - писал И.П. Павлов, - до какой степени нервная система склона усвоить известную последовательность темпа и ритма в разговоре, ходьбе и т. д.»

Когда тяжелоатлет, найдет для себя такое временное соотношение выполнения компонентов упражнения, которое позволит с наибольшим эффектом использовать свои физические качества, он овладеет рациональным ритмом.И так, ритм выполнения упражнения является объективным показателем технического мастерства тяжелоатлета. Поэтому овладеть рациональным ритмом – значит овладеть рациональной техникой. Не случайно изучению ритмической структуры спортивных упражнений уделяется особое внимание, и особенно в последние годы.Немаловажное значение для овладения техникой имеет четкое и ясное представление кинематической структуры упражнения. Она отражает пространственно-временные перемещения спортсмена штанги, представляя внешнюю форму спортивного упражнения. Ее характеристиками являются взаиморасположение частей тела и штанги в разные моменты движения, траектория, амплитуда, скорость и ускорения разных частей тела и штанги, а также общего центра тяжести (о. ц. т.) тела спортсмена и о. ц. т. системы спортсмен – штанга и т.д.

Особое значение для овладения техникой имеет знание динамической структуры упражнения, которая раскрывает взаимодействие различных сил. Основными динамическими характеристиками являются сила и масса. В спортивных упражнениях силы, приложенные к массе частей тела человека и снарядам, обуславливают их движение. Поскольку любое спортивное упражнение есть взаимодействие сил, а это взаимодействие обуславливает ритмическую и кинематическую структуры, то динамическая структура является определяющим фактором при выполнении спортивных упражнений.Подчеркивая важность динамической структуры, необходимо одновременно отметить и ложность ее изучения. В отличии от ритмической и кинематической структур, которые как-то улавливаются визуально, динамическая структура совершенно скрыта от глаз. А если учесть, что при выполнении спортивного упражнения тяжелоатлет руководствуется главным образом мышечным чувством, которое, по образному выражению И. М. Сеченова, является «темным чувством», так как оно сравнительно плохо осознается, то динамическая структура фактически скрыта от спортсмена. Не случайно стали широко создаваться и внедряться в спортивную практику различные приборы и аппараты, регистрирующие объективные характеристики движений, и в первую очередь характеристики динамические. Необходимым понятием в спортивной технике являются основа техники и ее детали. Под основой техники понимается рациональное выполнение и правильная последовательность наиболее крупных компонентов, составляющих упражнение. Основа техники как бы ее скелет. В рывке, например, основой техники является старт, подъем из подседа, подсед, вставание из подседа, фиксация. Отсутствие или неправильное выполнение одного из этих компонентов либо снижает эффективность выполняемого действия, либо не дает возможности закончить его. Так, отсутствие подседа резко снижает результат, а отсутствие фиксации не позволит закончить упражнение. Неправильно выполненный старт снижает эффективность подъема штанги; выполненный с погрешностями подъем до подседа особенно отрицательно сказывается на результате; неправильно выполненный подсед может привести к тому, что закончить упражнение будет не возможно.

Основа техники является обязательной и объективно необходимой для любого спортсмена, невзирая на его индивидуальные особенности. Так, в том же рывке объективно необходимо использовать в первую очередь силу наиболее крупных мышц – разгибателей ног и туловища, применять двухтактный ритм подъема штанги; а подсед выполнять быстро и максимально низко. Детали техники – наиболее мелкие ее компоненты. В рассмотренном подразделении упражнения на составляющие его компоненты – это в основном элементы упражнения. Детали техники могут быть разными у разных спортсменов – они зависят от их индивидуальных морфологических и функциональных особенностей. Рациональное использование, этих особенностей и характеризует индивидуальную технику. Индивидуальную технику или групповую особенность спортивной техники принято называть стилем.Определяя индивидуальные черты техники, следует помнить, что наряду с индивидуальными особенностями у спортсменов очень часто выявляются и индивидуальные недостатки. И порой их-то и отождествляют с индивидуальными особенностями.Индивидуальные особенности, как правило, связаны с морфологическими показателями – ростом, весом, длинной рычагов, пропорцией частей тела и др., которые практически трудно изменимы. Индивидуальные же недостатки чаще связаны с функциональными особенностями – силой, быстротой, выносливостью, гибкостью и т.д., которые нужно постоянно совершенствовать. Индивидуальные недостатки, как правило, приводят к нарушению основы техники; индивидуальные особенности не нарушают ее. Спортивная техника органически связана с двигательными качествами спортсмена, и в первую очередь – с ведущими качествами. Поскольку в процессе тренировки они постоянно совершенствуются, и уровень их развития повышается, естественно, и спортивная техника соответственно должна совершенствоваться на каждом этапе тренировки соответствовать возросшим физическим качествам тяжелоатлета. Одновременно и уровень развития двигательных качеств должен в определенной степени, соответствовать, рациональной спортивной технике. Исследования последних лет показывают, что очень важно добиваться не только постоянного роста необходимых физических качеств, но и определенной гармонии в их развитии. Нарушение этой гармонии, и отрицательно сказывается на технике, а значит и на спортивных результатах. Установлено, что для достижения высокого технического мастерства в выполнении темповых упражнений (рывка и толчка) необходимо чтобы уровень развития силы мышц рук плечевого пояса составлял 38-40 % по отношению к суммарной силе разгибателей ног и туловища. Если это соотношение увеличивается, то возможность овладения рациональной техникой темповых упражнений заметно снижается. Одновременно наблюдается опережающий рост результатов в жиме, что приводит к однобокости в мастерстве. Особенно отрицательно на техническом мастерстве тяжелоатлета сказывается низкий уровень развития быстроты сокращения мышц. Дело в том, что около 40% общего числа фаз, составляющих классическое упражнение, выполняются при взрывном режиме работы мышц. А для его характерна высокая быстрота движений. При низком уровне развития этого качества у тяжелоатлетов наблюдается совершенно иная динамическая структура выполнения этих фаз, при которой резко снижается сила, развиваемая спортсменом.

Особенно тесная взаимосвязь в классических упражнениях наблюдается между техникой и способностью мышц спортсмена к быстрому переключению от одного режима работы к другому, от напряжения к расслаблению и наоборот. Так, анализ техники толчка от груди показывает, что в исходном положении мышц вначале работают в статическом режиме, затем идет расслабление, сменяющееся уступающим режимом работы, после чего мышцы работают во взрывном режиме, вновь сменяющимся расслаблением и т.д. И все это в считанные доли секунды.Исключительно большое значение для овладения техникой имеет способность спортсмена произвольно расслаблять мышцы. Для тяжелоатлетов эта задача не из легких – в силу специфики тяжелоатлетических упражнений, заключающейся в частых предельных мышечных напряжениях, их мышц обладают повышенным тонусом. Что затрудняет их расслабление. Поэтому тяжелоатлеты постоянно должны работать над умением расслаблять свои мышцы.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: