Этапы и методика обучения техники

Деление целостного процесса формирования двигательного навыка на этапы рассматривается как схема. Продолжительность этапов может быть самой различной и зависит от подготовленности занимающихся и сложности изучаемого упражнения. Обычно первый этап обучения у новичков, физически хорошо подготовленных, непродолжителен. При правильной методике обучения даже в группах слабо подготовленных и начинающих тяжелоатлетов он может быть сокращен. Продолжительность всего периода изучения техники может быть значительно сокращена за счет рациональной последовательности изучения упражнений. Для формирования прочных навыков, технически правильного выполнения классических упражнений последовательность изучения имеет такое же значение, как и очередность упражнений, выполняемых на тренировочных занятиях, для развития физических и специальных двигательных качеств тяжелоатлета с целью достижения высоких результатов. При определении очередности изучения упражнений нужно исходить из двигательных действий, совершаемых атлетом при выполнении упражнений, составляющих его. Как известно, толчок состоит из относительно самостоятельных двух приемов поднимания штанги на грудь и от груди. Рывок и толчок от груди в своих главных частях имеют много сходного как при подъеме штанги, так и при уходе в подсед. Но, не смотря на большое сходство многих элементов, и фаз в классических упражнениях, все же имеются и существенные различия между толчком и рывком не только в деталях и формирования движений, но и характере усилий. Вследствие этого возможен перенос из одного упражнения в другое закрепленных навыков как положительных, способствующих их освоению нового движения и упрочнению двигательного навыка, так и отрицательных, мешающих успешному освоению нового движения. Иногда новое движение может разрушать приобретенные навыки.

Следовательно, все основные движения применяемые при выполнении классических упражнений, необходимо изучать в такой последовательности, когда каждое предыдущие упражнение способствует освоению последующего. Каждое последующие должно развивать и закреплять двигательные навыки, приобретенные при изучении и выполнении предыдущего.

Наиболее рациональную в изучении классических упражнений, следующую очередность:

1. Изучение техники поднимания штанги на грудь уходом в подсед без перестановки ног – подседом на месте.

2. Изучение жима двумя руками (без оттяжки и срыва, как вспомогательное упражнение для толчка).

3. Поднимание штанги на грудь уходом в подсед, с расстановкой ног врозь.

4. Изучение толчка от груди.

5. Изучение рывка (способ подседа избирается исходя из индивидуальных особенностей занимающихся).

6. Изучение техники поднимания штанги на грудь с уходом в подсед способом «ножницы» (если понадобиться).

При изучении техники классических упражнений необходимо придерживаться, прежде всего, вышеуказанной последовательности. Изучение нового материала нужно всегда начинать со свежими силами и опираясь на пройденное. В начальный период изучение техники нельзя разрешать увлекаться большим весом, при поднимании, которого искажается техника выполнения упражнения.При изучении нового упражнения сначала создается правильное представление о нем, для чего называется упражнение или прием, затем показывается в безупречно правильном исполнении, дается краткое объяснение основных условий выполнения его и после этого предлагается выполнить упражнение занимающимся. По ходу выполнения сначала обращается внимание на основные части, по мере основания их внимание занимающихся последовательно переключается на второстепенные детали.Все части техники поднимания штанги на грудь изучаются как простые подводящие упражнения, одновременно с этим уточняются отдельные детали, развивается сила мышц, подвижность в суставах, формируются навыки, необходимые для поднимания штанги на грудь.

Подготовительные и подводящие упражнения для поднимания штанги на грудь изучаются в следующей последовательности:

1. Подход к штанге, быстрая и правильная постановка ног в исходное положение.

2. Принятие стартового положения.

3. Поднимание штанги из стартового положения за счет силы мышц, разгибающих коленные и тазобедренные суставы при прямом положении рук. Цель этого упражнения – научить занимающихся начинать подъем наиболее сильными группами мышц ног и туловища.

4. Поднимание штанги со старта до уровня груди с последующим выходом на носки и активной работой рук – тяга с подрывом. При изучении этого упражнения основное внимание следует обращать на правильную траекторию движения штанги вверх, соблюдая последовательность включения в работу различных групп мышцею на ритм движений, на положение рук в конце тяги.Подготовительные и подводящие упражнения для изучения техники ухода в подсед с расстановкой ног врозь или способом «ножницы» при поднимании штанги на грудь в основном такие же, как и при подседе на месте, но дополняются соответствующими движениями ног в момент ухода в подсед. Изучение ухода в подсед с перестановкой ног начинается с изучения техники движения только ног в облегченных условиях, затем в сочетании с движениями руки с уходом в полуподсед и в полный подсед.

Последовательность выполнения подводящих упражнений для освоения техники поднимания штанги на грудь уходом в подсед с перестановкой ног следующая:

1. Изучение ухода в подсед с перестановкой ног без веса:

А) из положения, стоя высоко на носках, руки на поясе, быстро одновременно переставить ноги врозь или в положение «ножницы» и уйти в подсед;

Б) то же с имитацией движений подворачивания рук и подседа;

В) то же с имитацией подрыва и подворачиванием рук.

2. изучение ухода в подсед с виса со штангой не большого веса из положения, соответствующего началу подрыва;

3. изучение ухода в подсед со штангой легкого и среднего веса с подставок начало на высоте, соответствующей началу подрыва, затем, по мере усвоения техники перестановки ног и ухода в подсед, с увеличением веса и понижением высоты подставок и наконец, со старта;

4. изучение поднимания штанги на грудь со старта уходом в подсед с перестановкой ног избранным способом. Со штангой оптимально веса освоить нужный ритм и согласованность движений.

При изучении техники перестановки ног нужно определить для каждого атлета оптимальное положение ног, обеспечивающее более низкий подсед и лучащее механическое условие для работы мышц при вставании из подседа, добиться постоянства и хорошей скорости перестановки ног. Одновременно надо следить за правильным выполнением тяги и подрыва. Попутно в период изучения и отработки техники поднимания штанги на грудь широко применяются специальные упражнения, развивающие силу мышц и уточняющие отдельные положения (тяга с подрывом, подворачивание рук, приседание со штангой на груди, на спине в положении ноги врозь и «ножницы», ходьба выпадами со штангой, прыжки со штангой на спине и другие). Изучение толчка от груди следует начинать после того, как будет изучена техника поднимания штанги на грудь с перестановкой ног, непосредственно с обучения выталкиванию штанги от груди. Толчок от груди, как правило, выполняется уходом в подсед способом «ножницы».

Приобретенный навык одновременной перестановки ног при изучении поднимания штанги на грудь положительно сказывается на освоении подседа после толчка от груди. Поэтому сначала нужно изучить толчок от груди без подседа, а затем в сочетании с уходом в подсед.

1. Выпрыгивание со штангой на груди;

2. Толчок штанги от груди силой мышц ног, туловища и рук вверх на прямые руки без подседа после толчка;

3. То же из-за головы.

Основные назначения этих упражнений – научить занимающихся согласованным, сильным действиям в момент выталкивания и активно сопровождать штангу руками до полного их выпрямления. Они выполняются из правильного исходного положения со штангой на груди так же, как толчок с выходом на носки, только без подседа, с опусканием на пятку в момент окончания выпрямления рук с не значительным амортизирующим сгибанием ног в коленных суставах;

4. Толчок штанги от груди на прямые руки со значительным после толчка уходом в подсед на месте;

5. Толчок штанги от груди на прямые руки уходом в подсед способом «ножницы».

Изучению ухода в подсед способом «ножницы» после толка должны предшествовать упражнения имитационного характера с палкой или грифом, и при правильном выполнении их можно приступить к изучению и отработке упражнений со штангой легкого и оптимального веса.При изучении и отработке толчка от груди необходимо постоянно следить и обращать внимание атлета главным образом на сильное, резкое и согласованное выталкивание штанги вверх на прямые руки, активное сопровождение штанги руками после толчка до окончания ухода в подсед, максимально быстрый и точный уход в подсед и правильное вставание из подседа. В период изучения техники и тренировки для совершенствования толчка и повышения результата применяются толчки со стоек или подачи штанги на грудь, толчки из-за головы уходом в подсед способом «ножницы», полутолчки с весом, превышающим максимальный на 5-10 кг и прыжки со штангой.Предыдущее изучение техники поднимания штанги на грудь, изучение жима и толчка создает хорошую базу для изучения рывка. Многие детали рывка – старт, тяга, подрыв и уход в подсед – занимающимся знакомы из предыдущих упражнений. Новым будет ширина хвата и работа рук при уходе в подсед. Поэтому изучение рывка нужно начинать с освоения техники работы рук, на первых порах без ухода в подсед, а в последствии в сочетанием с уходом в подсед. Изучение техники рывка осуществляется выполнением серии рывковых упражнений в следующей последовательности:

1. Рывок штанги небольшого веса с виса вверх на прямые руки средним хватом.

2. То же широким (оптимальным) хватом.

3. Вырывание штанги на прямые руки с уходом в подсед без перестановки ног (на месте).

В этих упражнениях из стартового положения штанга поднимается до полного выпрямления тела, с сохранением прямых рук, затем, с не значительным сгибанием ног в коленных суставах и наклоном прогнутого в пояснице туловища, опускается до нежней трети бедра и делается рывок. Основное внимание при выполнении этих упражнений обращается на правильную траекторию движения штанги на вверх, которая должна проходить как можно ближе к телу, на быстроту и согласованность движений, высокий выход на носки в конце «подрыва» и быстрое амортизирующее опускание на пятку с одновременным окончанием выпрямлением рук. После изучения рывка с виса изучается рывок с уходом в подсед. Но прежде нужно определить возможности занимающихся и для каждого в отдельности способ подседа. Уход в подсед способом в «ножницы» доступен всем. Определяются способности занимающихся в выполнении ухода в подсед с растановкой ног врозь. Достигается это выполнением приседания со штангой вверху на прямых руках. Подняв штангу вверх на прямые руки широким хватом и поставив ноги незначительно шире плеч с разворотом носков наружу, глубоко, до отказа, присесть и встать. Если атлет это упражнение выполняет без особых затруднений и штанга удерживается на прямых руках, целесообразно изучать уход в подсед с растановкой ног врозь. С атлетами, не выполняющими приседания со штангой вверху на прямых руках, изучается подсед способом ножницы. Но это не значит, что и те атлеты, у которых на первых порах приседание со штангой на прямых руках не получилось, в дальнейшем, при развитии подвижности суставов, не смогут применять его.Однако, независимо от способностей атлетов к тому или иному способу ухода в подсед, многими специалистами тяжелой атлетики рекомендуется сначала со всеми изучать рывок уходом в подсед способом «ножницы» и после приобретения прочных навыков перейти на изучение рывка с перестановкой ног врозь.

4. Рывок с того же исходного положения, что и в упражнении 3, с уходом в подсед избранным способом.

5. Рывок с подставок. Сначала гриф штанги устанавливается на высоте, соответствующей началу подрыва, затем понижается до нормального стартового положения.

6. Рывок со старта по заданию в полуподсед, в полный подсед в соответствии с правилами на технику, на результат и т.д.

При изучении ухода в подсед в рывке так же определяется для каждого атлета оптимальное положения ног, позволяющее сделать самый глубокий подсед и в то же время, обеспечивающее легкость вставания из подседа. Для отработки точности перестановки ног при уходе в подсед, соответственно определившемуся положению в подседе, целесообразно на помосте наметить ориентир, по направлению и расстоянию относительно первоначального положения ног, оси грифа и ЦТ штанги в виде соответствующих линий, указывающих направление перемещения ног и место постановки. В этом случае особое значение приобретает точность движения штанги вверх.При изучении и отработке техники рывка в целом главное внимание следует обращать на правильный ритм движений, на выполнение движений, на выполнение движений с полной амплитудой, своевременный и быстрый уход в подсед с одновременным выпрямлением рук. В процессе изучения и тренировки с целью развития специальных качеств и достижения высоких результатов в рывке выполняются специальные упражнения, тяга одной рукой гири или штанги, приседание со штангой вверху на прямых руках с расстановкой ног врозь или в положении «ножницы», наклоны со штангой за головой с резким выпрямлением, выпрыгиванием в положении подрыва со штангой и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: