При донном выпуске с использованием самоходного оборудования, размеры элементов конструкции целесообразно определять графически.
Угол между осями доставочной выработки и погрузочного заезда принимают, как правило, около 600 (рис.4.1).
Рис.4.1. Схема доставочного горизонта при донном выпуске руды с применением ковшовых погрузочно-доставочных машин:
1- доставочный штрек; 2 – погрузочный заезд; 3 – подсечной (траншейный) штрек.
Длина погрузочного заезда определяется с учетом размещения в нем ПДМ по прямой линии, когда развиваемое машиной напорное усилие будет максимальным. При этом ширина навала отбитой руды приблизительно равна высоте выработки, и машина расположенная у кромки навала, не должна перекрывать более половины ширины доставочной выработки.
Минимальная ширина целика bц между заездами по условию его устойчивости составляет 4-5 м. Исходя из этого определяют расстояние между выпускными отверстиями в ряду а [6].
В общем случае, минимальное безопасное расстояние между выпускными отверстиями, обеспечивающее устойчивость выработок днища при выпуске руды под обрушенными породами, составит, в соответствии с гипотезой Турнера-Шевякова, для разных схем горизонта доставки (рис.4.2) [6]:
|
|
, (4.3)
где аmin - расстояние между выпускными отверстиями, м; k1, k2 - коэффициенты, зависящие от расположения выпускных отверстий (k1 = 1, k2 = 2; k1 = 1.3, k2 = 2 и k1 =1, k2 = 1 при расположении выпускных отверстий соответственно по прямоугольной сетке (рис.4.2,а), по шахматной сетке
Рис.4.2. Схемы горизонта при донном выпуске руды с двухсторонним по прямоугольной сетке (а), двухсторонним по шахматной сетке (б), односторонним (в) расположением.
(рис.4.2,б) и при одностороннем расположении (рис.4.2,в); lд - длина ниши под дучку, м; sсж - временное сопротивление пород днища сжатию, МПа; n - коэффициент запаса прочности, 2 - 4; g - средний удельный вес налегающих пород, кН/м3; Н - глубина от поверхности, м.