Основные направления повышения эффективности использования запасов ООО «Семья»

 

Оценка эффективности деятельности предприятия ООО «Семья» осуществляется путем анализа следующих показателей:

- выполнение плана закупок;

- абсолютная прибыль от продаж закупленного товара – простая разница между суммой продажи и суммой закупки (цель – минимизация закупочных цен);

- относительная прибыль от продаж закупленного товара – абсолютную разницу нужно разделить на сумму закупки (вариант мотивации на минимизацию закупочных цен);

- срок продажи закупленного товара – разница между датой закупки и датой продажи (цель – повышение оборачиваемости вложенных средств);

- срок отсрочки платежа по товару (цель – получение отсрочки платежа от поставщика);

- процент товара, взятого на полную реализацию, по отношению к общей сумме закупленного (цель – минимизация вложенных средств);

- абсолютная сумма товарного запаса на складе (цель – минимизация складских остатков);

- структура товарного запаса на складе (цель – поддержание нормы товарного запаса). Имеется в виду разделение всего товарного запаса на сегменты: ниже нормы, норма, выше нормы, неликвиды, а также вычисление денежных сумм по каждому сегменту;

- абсолютная сумма неликвидов (цель – недопущение неликвида);

- относительная сумма неликвидов по отношению к общей сумме (вариант недопущения неликвидов);

- процент выполнения клиентских заявок (цель – повышение уровня клиентского сервиса и общего оборота);

Результаты анализа закупок в 2015-2016 гг. приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Анализ закупок предприятия ООО «Семья» в 2015-2016 гг.

Параметры анализа 2015 г. 2016 г.
Выполнение плана закупок, % 102,1 103,4
Относительная прибыль от продаж закупленного товара, % 32,4% 37,3%
Доля товара, взятого с отсрочкой платежа, % 75,4 72,3
Абсолютная сумма задолженности поставщикам, тыс. руб. 12,7 7,6
Относительная сумма задолженности поставщикам по сравнению с общей суммой закупок, % 4,3 2,1
Абсолютная сумма товарного запаса на складе, тыс. руб.    
Относительная сумма неликвидов по отношению к общей сумме, % 9,2 8,4

 

Таким образом, анализ данных показывает, что большинство показателей улучшилось. Небольшое снижение имеет место по показателю доли товара, взятого с отсрочкой платежа.

Организация сбыта в системе предприятия и его управления играет весьма важную роль в том смысле, что осуществляет обратную связь производства с рынком, является источником информации о спросе и потребностях потребителей. Поэтому разработка сбытовой политики кладется в основу программы маркетинга как про каждому конкретному продукту, так и по предприятию в целом. Разработка методов управления торгово-посреднической деятельностью фирмы имеет целью определение оптимальных направлений и средств, необходимых для обеспечения наибольшей эффективности процесса реализации товара.

Почти все системы управления запасами связаны с определенным порядком контроля их фактического уровня на складах, что часто требует расходов финансовых, трудовых и информационных ресурсов, особенно для многономенклатурных товарных групп. Однако обычно из общего числа наименований наибольшая стоимость запасов (или основная часть расходов на управление ими) приходится на относительно небольшое их количество. Данную зависимость демонстрирует АВС-анализ.

В общем случае АВС-анализ является методом, с помощью которого определяют степень распределения конкретной характеристики между отдельными элементами какого-либо множественного числа. В его основу положено предположение, что относительно небольшое количество видов запасов, которые должны неоднократно закупаться, составляет большую часть общей стоимости закупаемых запасов. В основе метода АВС лежит так называемое правило Паретто. В соответствии с методом Паретто множество управляемых объектов разделяется на две неодинаковых части (80/20).

Широко распространенный в логистике метод АВС предлагает более глубокое разделение - на три части. По отношению к управлению материальными запасами метод АВС можно определить как способ нормирования и контроля за состоянием запасов, сущность которого заключается в разбивке номенклатуры N, реализованных товарно-материальных ценностей на три неравных подмножества А, В и С на основе некоторого формального алгоритма.

Порядок проведения АВС - анализа:

Формулировка цели анализа.

Идентификация объекта управления, которое должно анализироваться методом АВС- анализа (позиция ассортимента, наименование товаров т.д.).

Выделение признака, на основе которого будет осуществляться дифференциация объектов управления (доля в стоимости закупки, доля годовых продаж, доля в стоимости хранения и так далее).

Оценка объектов управления по выделенному признаку – расчет долей отдельных позиций в общем объеме (товарооборота, стоимости товаров и так далее).

Ранжирование объектов управления в порядке убывания значения признака.

Построение кривой АВС - анализа. Для этого следует определить долю объектов управления нарастающим итогом с целью получения кумулятивного значения как по их стоимости, так и по их количеству.

Распределение совокупности объектов управления на три группы: А, В и С.

В зависимости от расходов товарные запасы разделяются на три группы - А, В, С по их удельному весу в общих расходах на приобретение.

Однако распределение не обязательно проводится на три группы, число групп и их пределы выбираются произвольно. Наиболее распространенной является следующая классификация:

Группа «А»: наиболее дорогие и ценные товары, на долю которых приходится приблизительно 75-80% общей стоимости запасов, но они составляют лишь 10-20% общего количества товаров, которые находятся на хранении. Группа «В»: средние по стоимости товары. Их часть в общей сумме запасов составляет приблизительно 10-15%, но в количественном отношении эти запасы составляют 30-40% продукции. Группа «С»: самые дешевые. Они составляют 5-10% от стоимости изделий, и 40-50% от общего объема хранения.

Анализ АВС показывает значение каждой группы запасов. Обычно на 20% всех запасов, которые находятся в запасах, приходится 80% всех расходов. Исходя из этого, для каждой из трех групп запасов закладывается разная степень детализации при планировании и контроле.

К группе «X» относят товары, спрос на которые равномерен, или может незначительно колебаться. Объем реализации по товарам, включенным данную группу, хорошо прогнозируется. К группе «Y» относят товары, объем потребления которых колеблется. В частности, к этой группе могут быть отнесены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам данной группы - средние. К группе «Z» относят товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически, любые тенденции отсутствуют. Прогнозировать объемы реализации товаров группы «Z» сложно.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, выступает коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции:

, (3.1)

где хі – значение реализации по ассортиментной позиции, которая оценивается, за і-тый период времени;

– среднее по периодам оценки значение реализации по ассортиментной позиции;

n - количество периодов оценки.

Порядок проведения XYZ-анализа:

1. Определение коэффициентов вариации по отдельным позициям ассортимента.

2. Группирование объектов управления в порядке роста коэффициента вариации.

3. Построение кривой XYZ-анализа.

Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля к бесконечности. Разделение на группы X, Y и Z может быть осуществлено на основе алгоритма:

1) группа X - интервал 0 ≤ v ≤ 10%;

2) группа Y - интервал 10% ≤ v ≤ 25%;

3) группа Z - интервал v> 25%.

Результатом общего проведения анализа АВС и XYZ является матрица, которая состоит из 9 разных классов (табл. 3.2).

 

Таблица 3.2

Матрица анализа по ABC – XYZ методам

  A B C
     
X Высокая потребительская стоимость Средняя потребительская стоимость Низкая потребительская стоимость  
Высокая степень надежности прогноза потребления Высокая степень надежности прогноза потребления Высокая степень надежности прогноза потребления
Y   Высокая потребительская стоимость Средняя потребительская стоимость Низкая потребительская стоимость  
Средняя степень надежности прогноза потребления Средняя степень надежности прогноза потребления Средняя степень надежности прогноза потребления
Z   Высокая потребительская стоимость Средняя потребительская стоимость Низкая потребительская стоимость  
Низкая степень надежности прогноза потребления Низкая степень надежности прогноза потребления Низкая степень надежности прогноза потребления

 

Объединение данных о соотношении количества и стоимости АВС - анализа с данными соотношения количества и структуры потребления XYZ - анализа позволяет получить ценные инструменты планирования, контроля и управления для системы снабжения в целом, и управления запасами в частности. В зависимости от расходов товарные запасы разделяются на три группы - А, В, С по их удельному весу в общих расходах на приобретение. Однако распределение не обязательно проводится на три группы, число групп и их предел выбираются произвольно. Анализ АВС позволяет классифицировать ассортиментные единицы по их стоимости. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ другой - здесь весь ассортимент разделяют на три группы в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования. Рассмотрим математическое использование правила Парето, который нашел отображение в АВС-анализе товаров предприятия ООО «Семья» за 2016 г. В дальнейшем рассмотрим общую статистику ABC-распределения.

Таблица 3.3

Общая статистика ABC-распределения ООО «Семья»

ABC группа Доля продаж   Количество тов. групп Объем продаж  
всего доля итог всего доля итог  
Бакалея 75% общей суммы   58,04% 58,04% 138,8 81,84% 81,84%  
 
Напитки 15% общей суммы   25,00% 83,04% 23,2 13,68% 95,52%  
 
Заморожен ные продукты 10% общей суммы   16,96% 100,00% 7,6 4,48% 100,00%  
 
ВСЕГО 3 сегмента   100,0% - 169,6 100,00% -  
 

 

ABC-анализ, проведенный по результатам продаж товарных групп в 2014-2016 гг., показал умеренное расслоение сегментов A, B и C с незначительной тенденцией к последующему увеличению, которое дает возможность оптимизировать объемы товаров предприятия ООО «Семья». По результатам ABC-XYZ анализа большое внимание нужно уделять группе продуктов бакалеи, поскольку они имеют большую стоимость и 75% продаж.

Одной из мер по совершенствованию коммерческой деятельности на предприятии ООО «Семья», является правильное и своевременное составление заказа поставщикам товара. Таким образом, разнообразие и большое число потенциальных поставщиков требуемой продукции делает весьма актуальной проблему выбора тех из них, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность компании ООО «Семья».

В целом эта проблема может быть подразделена на 3 этапа: выявление потенциальных поставщиков; анализ выявленных поставщиков; определение рейтинга и ранжирование выявленных поставщиков.

Подробно рассмотрим завершающий этап для принятия решения о выборе поставщика, которым является определение их рейтинга и ранжирование. Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика.Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок ООО «Семья» или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим. Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку для данного поставщика.

В качестве поставщиков продукции, рассмотрим такие фирмы как “Таврида”, ”Кубань-агро”, ”Орион”. Предприятие ООО «Семья», успешно сотрудничает с этими фирмами, проведем их анализ по методу рейтинговых оценок.

Таблица 3.4

Определение рейтинга поставщика ООО “Таврида”

Критерий выбора Удельный вес критерия Оценка значения критерия по 10-бальной шкале Произведение удельного веса критерия на оценку
1. Надежность поставки 0,30   2,1
2. Цена 0,25   1,5
3. Качество товара 0,15   1,2
4. Условия платежа 0,15   0,6
5. Возможность внеплановых поставок 0,10   0,7
6. Месторасположение поставщика 0,05   0,2
ИТОГО:     6,3

 

Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера.

Таблица 3.5

Определение рейтинга поставщика ООО “Кубань-агро”

Критерий выбора Удельный вес критерия Оценка значения критерия по 10-бальной шкале Произведение удельного веса критерия на оценку
1. Надежность поставки 0,15   1,2
2. Цена 0,30   2,1
3. Качество товара 0,25   1,5
4. Условия платежа 0,15   1,05
5. Возможность внеплановых поставок 0,05   0,20
6. Месторасположение поставщика 0,10   0,40
ИТОГО:     6,45

Таблица 3.6

Определение рейтинга поставщика ООО “Орион”

Критерий выбора Удельный вес критерия Оценка значения критерия по 10-бальной шкале Произведение удельного веса критерия на оценку
1. Надежность поставки 0,10   0,70
2. Цена 0,15   1,2
3. Качество товара 0,30   2,1
4. Условия платежа 0,25    
5. Возможность внеплановых поставок 0,15   0,60
6. Месторасположение поставщика 0,05   0,30
ИТОГО:     5,9

 

Из полученных данных видно, что наилучшим партнером для предприятия ООО «Семья», является ООО “Кубань-агро”, так как оно имеет наибольший итоговый рейтинг.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: