Организатор великих поражений

Если сравнить историю СССР второй половины ХХ века с компьютерной игрой-стратегией, то увидишь: всякий раз в переломных точках игры кто-то упорно сталкивает нас на худший вариант развития событий. На путь неудач, просчетов и поражений. Выбираются самые плохие решения. И почти каждый раз в таких развилках мы видим одну и ту же фигуру: Юрия Андропова (1914-1984 гг.). Вернее, сначала Отто Кусинена с Андроповым, а потом - и одного Юрия Владимировича.

Да-да, того самого, до сих пор популярного, шефа КГБ СССР в 1967-1982 гг., а потом - и преемника Леонида Брежнева. Мы можем проследить четкую цепочку тех, кто готовил и осуществлял развал Советского Союза: Куусинен, Андропов, Горбачев.

Приглядимся к фигуре Юрия Андропова повнимательнее. И для начала - перенесемся в Карелию. В апрель 1978 года...

КОРЕЙЦЫ НАД КАРЕЛИЕЙ

20 апреля 1978 года в воздушное пространство СССР над Карелией вошел южнокорейский «Боинг-707» с пассажирами на борту. Борт компании KAL (рейс № 902) летел по трассе «Париж-Сеул» через Северный полюс. Командир экипажа Ким Чанг Кью - опытный пилот, во время Корейской войны 1950-1953 гг. - истребитель, дравшийся с советскими МиГами-15. Опытен был и штурман Ли Чин Син. Позднее они признаются, что действовали по наущению американцев. Самолет отклонился от установленного воздушного коридора и, следуя на высоте в 9 километров на скорости в 900 км/час в 21 час 19 минут вторгся в воздушное пространство СССР в районе Мурманска. То есть, оказался в самом средоточии советских военно-морских и военно-воздушных баз. Корейцы перли курсом на Североморск.

Момент для операции американцы с корейцами выбрали удачный: в тот день шли масштабные учения в 10-й армии ПВО (штаб - южнее Архангельска), с участием сил и средств Северного флота. В воздухе было множество военных самолетов. Северморск - это и командный пункт флота, и база подводных ракетоносцев, и база дальних разведчиков Ту-95РЦ. Возвращаясь из полетов над Атлантикой, их экипажи частенько забывали сменить код ответчика «свой-чужой», сверяясь с графиком его изменения. Так что американцы с корейцами знали очень многое.

Но радары нашей ПВО заметили «Боинг-707» в трехстах километрах от берега. Цель не отвечала на запросы системы распознавания «свой-чужой». Начался переплолох. Не транспортный ли это Ан-12? Не разведчик ли Ту-95, идущий назад? Команды на применение зенитных ракет на дали: может, и вправду свой идет, забыв сменить код ответчика. Переговорами установили: нет, это - скорее всего чужак. Обстановка была накаленной: в районе учений над морем вились самолеты-разведчики НАТО RC-135 (сделанные на базе «Боинга-707») и вражеские противолодочные самолеты «Орион». Так что пассажирский лайнер имел все шансы проскользнуть через границу в этой кутерьме.

С аэродрома Африканда на перехват неизвестной цели поднялся истребитель Су-15 365-го авиаполка, с летчиком - капитаном Александром Босовым. Тогда же взлетает Су-15ТМ 265-го ИАП в Подужемье)5-я дивизия войск ПВО). Его пилотирует Сергей Слободчиков. Тревога летчика не удивила: рядом - граница, американские разведчики сюда наведываются часто. В эфире, как вспоминает Слободчиков, стоял гвалт. Сообщения шли из Мурманска и Петрозаводска, все старались командовать разом.

Первым обнаружил самолет-нарушитель Александр Босов, опознав его как бело-голубой «Боинг-707». Он увидел большие иероглифы на борту четырехмоторного лайнера. К тому времени корейцы уклонились от назначенного курса на 800 км и не подавали сигналов о том, что потеряли ориентацию. По команде с земли Босов выполнял все эволюции перед лайнеров, включал огни, давал предупредительные очереди трассирующими снарядами по курсу нарушителя. Как он сам радировал на КП, едва хвост с красной звездой в форточку кабины пилотов не совал - «а ни морду воротят». И тогда в 21 ч 42 минуты последовала команда: сбить наглеца ракетой.

Выпущенная А.Босовым, она пошла на лайнер, вошедший в правый разворот. Инфракрасная головка захватила самый горячий двигатель корейца - крайний левый. Но кореец успел завершить поворот, головка ракеты потеряла цель - и сработал ее самоликвидатор. Как раз тогда, когда ракета была под левым крылом «Боинга». Взрыв оторвал ему конец крыла (консоль) - примерно три метра. В разные стороны разлетелись осколки. Часть их прошила фюзеляж корейца, убив одного пассажира. (Он умер от потери крови, ему никто не оказал помощи на борту). Потом погибнет еще один: от инфаркта.

Нарушитель начал снижаться по спирали, явно выискивая место посадки, покуда запас скорости это позволял. Все-таки командир экипажа «боинга» был пилотом от Бога.

Он смог снизиться до высоты в тысячу метров и стал кружить над местностью, выискивая место для вынужденной посадки. И это - при оторванной консоли левого крыла! Это было уже над Карелией, совсем рядом с финской границей. Здесь он попал в зону действия подужемского 265-го ИАП, от которого в воздухе находился перехватчик Сергея Слободчикова. Он тоже по команде с земли выпустил ракету - по кувыркающемуся в воздухе обломку крыла. Уж больно он походил на экранах радаров на выпущенную нарушителем крылатую ракету.

Сам же «Боинг» продолжал полет. С оторванной оконечностью крыла и одним заглохшим двигателем он находился в воздухе еще сорок минут после поражения ракетой. Он играл скоростью, норовил лететь на бреющем, над самыми деревьями. Сбрасывая скорость до самой малой, он дела так, что русские перехватчики проскакивали мимо. И они его потеряли из виду! Пришлось поднимать в воздух новые самолеты 265-го авиаполка, чтобы перекрыть границу с Финляндией и найти нарушителя визуально. Это удалось сделать капитану Анатолию Керефову: благо - небо было чистым. Он обнаружил лайнер, шедший на фоне земли с выключенными огнями: подбитый, он следовал курсом в 270 градусов к финской границе. Керефов снизился до пятисот метров, корейцы его заметили - и развернулись на 180 градусок, теперь полетев вглубь нашей территории.

- Подхожу к нарушителю с левой стороны, со стороны командира экипажа, подаю условные сигналы. Выполняю, как положено в таких случаях, разворот с пересечением его курса в сторону нашего аэродрома. А он словно меня и не видит, прет себе дальше. Ну, думаю, так дело у нас не пойдет. Передал на КП: "Объект не выполнил команду". Сделал еще три захода, и каждый раз летчик самолета-нарушителя также совершал маневр. Опытный, как позже выяснилось, был боец Ким Чанг Кью, сражавшийся с нашими "МиГами" еще в корейскую войну. А тогда закралась мысль: возможно, он не видит моих команд и маневрирует, что называется, на всякий случай. Взял и прошел у него перед носом с включенным форсажем. Теперь-то он должен заметить и следовать туда, куда я показал. Но мой "подопечный" выполняет разворот опять в другую сторону. Ох, и разозлился я. Набрав высоту, начинаю заходить противнику в хвост. Он тут же выполняет маневр в обратную сторону на курс 270 градусов. Но я прочно "сижу" у него на хвосте. Занимаю исходную позицию для атаки. Запрашиваю КП: "Команды не выполняет, разрешите уничтожить цель". С КП: "Подождите минутку". Через 1-1,5 минуты приказывают принудить противника к посадке в районе нахождения, - вспоминает пилот. То есть, нарушитель снова пошел в сторону Финляндии. С земли не давали команды на добивание цели. Скомандовали: принудить к посадке!

Увидев впереди белое пятно - замерзшее озеро Копиярви южнее местечка Лоухи - Керефов смог принудить корейцев к посадке на лед. Он, угрожая столкновением с лайнером, как бы «накрыл» его левое крыло своей правой плоскостью и включил посадочные фары. Начав снижаться, он заставил нарушителя пойти на посадку. Керефов дожимал лайнер до самой поверхности. Корейцы блестяще посадили почти неуправляемый двухсоттонный лайнер на застывшее озеро - на брюхо. При свидетелях-рыбаках.

Казалось бы, нарушитель взят с поличным. Командира и штурмана самолета-нарушителя допрашивали офицеры КГБ - военная контрразведка. Они во всем сознались, пели о том, как их инструктировали американцы. Имелись все доказательства того, что перед нами - самая грязная шпионская операция, затеянная как раз в тот момент, когда над районом учений прошли шесть разведывательных спутников США, а в районе маневров вертелись многочисленные воздушные разведчики. Но... дальше начались странности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: