Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Формулировка цели и задач исследования.




В любом исследовании необходимо ответить на вопрос: для чего оно проводится и что в конце концов надо получить.

Четко обозначенная цель, как представление о возможном конечном результате, ведет исследователя к новому знанию, позволяет осмысливать полученные данные под точным углом зре­ния. Например, если при изучении свободного времени молодежи не озадачивать себя определенной целью, то, получив данные о том, что 60% изучаемого массива молодежи предпочитают неор­ганизованные формы отдыха, 30% - организованные, 10% не могут точно определиться, нельзя сказать, что из этого следует. Ска­жем, как должна проводить молодежь свой досуг - организованно или неорганизованно? Или проще: хорошо это или плохо? Если цель исследования - изучить уровень организации коллективных форм отдыха молодежи, например, промышленных предприятий ка­кого-то города и выработать рекомендации по улучшению работы в сфере свободного времени, то эти данные, соотнесенные с пред­почтениями молодежи, дадут определенный материал для раздумий.

У разных исследований различи» конечные цели. Цель тео­ретических исследований - получение нового знания, приклад­ных - принятие решений в сфере социального управления. Если теоретические исследования дают приращение знания в рамках какой-то науки, то исследования прикладные позволяют принять решение, касаясь какого-то реально существующего объекта.

Мысль о содержании исследования, о его цели обычно не берется социологом откуда-то в качестве готовой, а проясняется, рождается посте­пенно в его общении с коллегами и посредством размышлений в академиче­ских исследованиях и в диалоге с заказчиком — в прикладных (что, впрочем, не запрещает обсуждать практические проблемы с коллегами).

Целью является предвосхищение результата деятельности. Это своего рода проект действия, который определяет характер и взаимосвязи осущест­вляемых по поводу этого действия актов и операций. Именно поэтому преж­де чем приступать к исследованию, социолог вновь и вновь уточняет вопрос о том, что, собственно, предполагается иметь в результате и что с этим ре­зультатом заказчик собирается делать.

Ошибочным оказывается ход, при котором заказчик просто формули­рует социологу цель исследования. Если даже социологу удалось избежать уже приведенных ошибок, безоговорочно принимая предлагаемую цель, он все же совершает промах. Дело в том, что ее личностный смысл в сознании последнего еще не сформировался, но он скорее всего отличается от того, который есть у заказчика. Именно обсуждение, конкретизация цели позволя­ет социологу направить исследование в нужное для решения практических задач русло. Неверно, когда предпочитаемые студентами виды спорта и намерение заниматься в спортивных секциях в случае расширения предложения изуча­ются в отрыве от возможностей заказчика открыть лишь весьма определен­ные секции; когда исследуется социально-демографический состав опазды­вающих на занятия студентов, ни учесть, ни изменить которые администра­ция вуза не в состоянии.




Ошибочно предполагать, что социолог может решить проблему заказ­чика полностью. Заказчики нередко пытаются переложить на социолога всю тяжесть принятия практического решения. Неверно, когда заказчик хочет узнать, открывать ли ему спортивный комплекс, новый автобусный маршрут без консультаций экономиста, опира­ясь лишь на мнения, собранные социологом.

Социолог может ответить лишь на часть интересующих заказчика во­просов и снабдить его лишь исходной, но далеко не всегда исчерпывающей информацией для принятия решения, но обычно не самим решением. Иными словами, проблему заказчика социолог сужает применительно в возможно­стям социологии, переводя в цель исследования.

Проблема прикладного исследования рождена практикой заказчика, к чему социолог может иметь очень косвенное отношение, при обсуждении цели исследования приходится различать цель усвоенную и заданную.

Цель усвоенная

Психологи установили, что принципиально различна бывает деятель­ность, выполняемая, с одной стороны, по чьему-то заданию и, с другой, по нашей собственной инициативе.

Начи­ная что-то изучать, мы уже знаем нечто о предмете изучения, имеем некото­рые предварительные сведения, которые используем как предпосылки для дальнейшего поиска. Беспредпосылочного исследовательского процесса не бывает. Уточняя шаг за шагом научную проблему, социолог проводит все более полное разделение известных и проблематичных сведений о производитель­ности труда, о предпочтениях студентов относительно форм и содержания образования, и т.п. При этом он опирается на научные публикации, опыт коллег, собственные исследовательские опыт и интуицию.



Одна ситуация, когда цель деятельности, то есть ее планируемый ре­зультат, ставится, формулируется самим действующим человеком. Тогда это цель вытекает из потребно­стей и мотивов исследования. Так обычно происходит в исследованиях, осуще­ствляемых в рамках академической социологии.

Иначе обстоит дело с целью прикладного исследования.

Цель заданная

В прикладном исследовании разделение известного заранее и искомого знания происходит с большими трудностями. Они обусловлены тем, что, как уже отмечалось, какое-то знание уже существует у заказчика, но вовсе не обязательно оно известно социологу. Более того. Прикладной характер ис­следования означает, что самые начальные этапы осознания проблемы, кон­текст ее возникновения и «созревания» в виде искомого заказчиком резуль­тата исследователю обычно недоступны. Как правило, определение пробле­мы, возникновение и развитие потребности заказчика в сохранении сущест­вующего положения или в переменах, общее направление предполагаемых им действий, изменений предстают перед социологом в виде, уже заранее сформулированном. Если цель исследования не «взращивается» самим исследователем, как это обычно бывает в академической науке, а задается извне в виде заказа, придавая ей искомую заказчиком практическую направленность.

Цель прикладного исследования социологу еще предстоит «вписать» в контекст своего мышления, «укоренить» там среди других его знаний. Толь­ко тогда эта цель станет достоянием не только заказчика, но и социолога.

Такая работа предполагает определенные усилия, которые предстоит предпринять социологу, ведя тщательные и подробные расспросы. Еще и еще раз социологу приходится уточнять, какую именно цель преследует за­казчик? Находятся ли в сфере его компетенции изменение или сохранение изучаемых параметров объекта (предмет исследования)?

Изменить отношение к высшему образованию любому ректору вряд ли по силам, но повлиять на отношение своих студентов к учебному процессу — по силам вполне.

Вряд ли может брачное агентство сделать институт брака более устой­чивым. А вот обучить желающих способам преодоления супружеских кон­фликтов оно вполне в состоянии.

Итак, цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей ис­следования.

Основные и частные задачи логически связаны, частные (программные) вытекают из основных, являются средствами решения главных вопросов исследования.

Например, какие личностные потребности стимулируют соци­альную идентификацию, является ли она достаточно опреде­ленной, упорядоченной или гибко-ситуативной в нестабиль­ном обществе, как именно протекает этот процесс, т. е. на­сколько он целерационален или совершается полусознательно, какие социальные обстоятельства оказывают на него воздей­ствие (собственный опыт и культурные стереотипы, воз­действие общественных настроений и средств массовой ин­формации) и т. д. Все эти вопросы образуют проблемную об­ласть теоретически ориентированного поиска – основные задачи. Его цель — установление общих тенденций, проверка существующих теорий, их интерпретация или выдвижение но­вой концепции. Прикладная задача (здесь она является следствием основ­ной) — прогноз развития социальных процессов в современном российском обществе на основе определения тенденций поиска новых социальных идентификаций в различных группах насе­ления. На­сколько вероятно, что такие массовые действия стимулируются этнонациональными идентификациями, социоклассовыми, кор­поративными, политическими, иными? Насколько выражена тен­денция доминирования идентификаций с семьей и малыми группами при ослаблении идентификации с большими соци­альными общностями, т. е. тенденция дезинтеграции общества? Главная цель исследования развертывается в цепь частных за­дач. Перечисление этих задач займет несколько страниц, и мно­гие из них возникают позже, уже по ходу самого исследования в процессе анализа полученных данных.

Основные задачи исследования отвечают его целе­вой установке, дополнительные — ставятся для подготовки будущих исследова­ний, проверки побочных (возможно, весьма актуальных), не связанных с данной проблемой гипотез, для решения каких-то методических вопросов и т. п.

Худший вариант — программа, в которой основные и дополнительные задачи перемешаны. Для постановки дополнительных задач лучше всего использовать контрольные операции, связанные с реше­нием основных.

Итак, цель исследования логически диктует структуру его основных задач, теоретичес­ких и практических, последние требуют уточнений в виде ряда частных программных задач. Кроме того, мо­жет быть поставлено некоторое ограниченное число побочных, дополнительных задач. Исследователь должен быть готов к тому, что по мере развития исследовательс­кого процесса будут уточняться частные задачи, возни­кать новые, и так до окончания работы.

Серьезное научное исследование предполагает, что на всех этапах работы мы руководствуемся его программ­ными целями и задачами. Они образуют путеводную нить, уклонение от которой делает работу хаотической и часто неэффективной в том смысле, что достигаемые результаты, хотя они могут быть полезными и "интерес­ными", полезны и интересны не для того, ради чего предпринималось исследование. В практическом плане это приведет к невыполнению данного социального за­каза, в теоретическом — к экстенсификации поиска вме­сто интенсивной разработки научной проблемы. Прог­раммные цели и, задачи, исследования дисциплинируют работу и повышают ее эффективность.

 





Дата добавления: 2018-01-08; просмотров: 1132; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8096 - | 7763 - или читать все...

 

52.23.234.7 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.