В любом исследовании необходимо ответить на вопрос: для чего оно проводится и что в конце концов надо получить.
Четко обозначенная цель, как представление о возможном конечном результате, ведет исследователя к новому знанию, позволяет осмысливать полученные данные под точным углом зрения. Например, если при изучении свободного времени молодежи не озадачивать себя определенной целью, то, получив данные о том, что 60% изучаемого массива молодежи предпочитают неорганизованные формы отдыха, 30% - организованные, 10% не могут точно определиться, нельзя сказать, что из этого следует. Скажем, как должна проводить молодежь свой досуг - организованно или неорганизованно? Или проще: хорошо это или плохо? Если цель исследования - изучить уровень организации коллективных форм отдыха молодежи, например, промышленных предприятий какого-то города и выработать рекомендации по улучшению работы в сфере свободного времени, то эти данные, соотнесенные с предпочтениями молодежи, дадут определенный материал для раздумий.
|
|
У разных исследований различи» конечные цели. Цель теоретических исследований - получение нового знания, прикладных - принятие решений в сфере социального управления. Если теоретические исследования дают приращение знания в рамках какой-то науки, то исследования прикладные позволяют принять решение, касаясь какого-то реально существующего объекта.
Мысль о содержании исследования, о его цели обычно не берется социологом откуда-то в качестве готовой, а проясняется, рождается постепенно в его общении с коллегами и посредством размышлений в академических исследованиях и в диалоге с заказчиком — в прикладных ( что, впрочем, не запрещает обсуждать практические проблемы с коллегами).
Целью является предвосхищение результата деятельности. Это своего рода проект действия, который определяет характер и взаимосвязи осуществляемых по поводу этого действия актов и операций. Именно поэтому прежде чем приступать к исследованию, социолог вновь и вновь уточняет вопрос о том, что, собственно, предполагается иметь в результате и что с этим результатом заказчик собирается делать.
Ошибочным оказывается ход, при котором заказчик просто формулирует социологу цель исследования. Если даже социологу удалось избежать уже приведенных ошибок, безоговорочно принимая предлагаемую цель, он все же совершает промах. Дело в том, что ее личностный смысл в сознании последнего еще не сформировался, но он скорее всего отличается от того, который есть у заказчика. Именно обсуждение, конкретизация цели позволяет социологу направить исследование в нужное для решения практических задач русло. Неверно, когда предпочитаемые студентами виды спорта и намерение заниматься в спортивных секциях в случае расширения предложения изучаются в отрыве от возможностей заказчика открыть лишь весьма определенные секции; когда исследуется социально-демографический состав опаздывающих на занятия студентов, ни учесть, ни изменить которые администрация вуза не в состоянии.
|
|
Ошибочно предполагать, что социолог может решить проблему заказчика полностью. Заказчики нередко пытаются переложить на социолога всю тяжесть принятия практического решения. Неверно, когда заказчик хочет узнать, открывать ли ему спортивный комплекс, новый автобусный маршрут без консультаций экономиста, опираясь лишь на мнения, собранные социологом.
Социолог может ответить лишь на часть интересующих заказчика вопросов и снабдить его лишь исходной, но далеко не всегда исчерпывающей информацией для принятия решения, но обычно не самим решением. Иными словами, проблему заказчика социолог сужает применительно в возможностям социологии, переводя в цель исследования.
Проблема прикладного исследования рождена практикой заказчика, к чему социолог может иметь очень косвенное отношение, при обсуждении цели исследования приходится различать цель усвоенную и заданную.
Цель усвоенная
Психологи установили, что принципиально различна бывает деятельность, выполняемая, с одной стороны, по чьему-то заданию и, с другой, по нашей собственной инициативе.
Начиная что-то изучать, мы уже знаем нечто о предмете изучения, имеем некоторые предварительные сведения, которые используем как предпосылки для дальнейшего поиска. Беспредпосылочного исследовательского процесса не бывает. Уточняя шаг за шагом научную проблему, социолог проводит все более полное разделение известных и проблематичных сведений о производительности труда, о предпочтениях студентов относительно форм и содержания образования, и т.п. При этом он опирается на научные публикации, опыт коллег, собственные исследовательские опыт и интуицию.
Одна ситуация, когда цель деятельности, то есть ее планируемый результат, ставится, формулируется самим действующим человеком. Тогда это цель вытекает из потребностей и мотивов исследования. Так обычно происходит в исследованиях, осуществляемых в рамках академической социологии.
Иначе обстоит дело с целью прикладного исследования.
Цель заданная
В прикладном исследовании разделение известного заранее и искомого знания происходит с большими трудностями. Они обусловлены тем, что, как уже отмечалось, какое-то знание уже существует у заказчика, но вовсе не обязательно оно известно социологу. Более того. Прикладной характер исследования означает, что самые начальные этапы осознания проблемы, контекст ее возникновения и «созревания» в виде искомого заказчиком результата исследователю обычно недоступны. Как правило, определение проблемы, возникновение и развитие потребности заказчика в сохранении существующего положения или в переменах, общее направление предполагаемых им действий, изменений предстают перед социологом в виде, уже заранее сформулированном. Если цель исследования не «взращивается» самим исследователем, как это обычно бывает в академической науке, а задается извне в виде заказа, придавая ей искомую заказчиком практическую направленность.
Цель прикладного исследования социологу еще предстоит «вписать» в контекст своего мышления, «укоренить» там среди других его знаний. Только тогда эта цель станет достоянием не только заказчика, но и социолога.
Такая работа предполагает определенные усилия, которые предстоит предпринять социологу, ведя тщательные и подробные расспросы. Еще и еще раз социологу приходится уточнять, какую именно цель преследует заказчик? Находятся ли в сфере его компетенции изменение или сохранение изучаемых параметров объекта (предмет исследования)?
|
|
Изменить отношение к высшему образованию любому ректору вряд ли по силам, но повлиять на отношение своих студентов к учебному процессу — по силам вполне.
Вряд ли может брачное агентство сделать институт брака более устойчивым. А вот обучить желающих способам преодоления супружеских конфликтов оно вполне в состоянии.
Итак, цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.
Основные и частные задачи логически связаны, частные (программные) вытекают из основных, являются средствами решения главных вопросов исследования.
Например, какие личностные потребности стимулируют социальную идентификацию, является ли она достаточно определенной, упорядоченной или гибко-ситуативной в нестабильном обществе, как именно протекает этот процесс, т. е. насколько он целерационален или совершается полусознательно, какие социальные обстоятельства оказывают на него воздействие (собственный опыт и культурные стереотипы, воздействие общественных настроений и средств массовой информации) и т. д. Все эти вопросы образуют проблемную область теоретически ориентированного поиска – основные задачи. Его цель — установление общих тенденций, проверка существующих теорий, их интерпретация или выдвижение новой концепции. Прикладная задача (здесь она является следствием основной) — прогноз развития социальных процессов в современном российском обществе на основе определения тенденций поиска новых социальных идентификаций в различных группах населения. Насколько вероятно, что такие массовые действия стимулируются этнонациональными идентификациями, социоклассовыми, корпоративными, политическими, иными? Насколько выражена тенденция доминирования идентификаций с семьей и малыми группами при ослаблении идентификации с большими социальными общностями, т. е. тенденция дезинтеграции общества? Главная цель исследования развертывается в цепь частных задач. Перечисление этих задач займет несколько страниц, и многие из них возникают позже, уже по ходу самого исследования в процессе анализа полученных данных.
|
|
Основные задачи исследования отвечают его целевой установке, дополнительные — ставятся для подготовки будущих исследований, проверки побочных (возможно, весьма актуальных), не связанных с данной проблемой гипотез, для решения каких-то методических вопросов и т. п.
Худший вариант — программа, в которой основные и дополнительные задачи перемешаны. Для постановки дополнительных задач лучше всего использовать контрольные операции, связанные с решением основных.
Итак, цель исследования логически диктует структуру его основных задач, теоретических и практических, последние требуют уточнений в виде ряда частных программных задач. Кроме того, может быть поставлено некоторое ограниченное число побочных, дополнительных задач. Исследователь должен быть готов к тому, что по мере развития исследовательского процесса будут уточняться частные задачи, возникать новые, и так до окончания работы.
Серьезное научное исследование предполагает, что на всех этапах работы мы руководствуемся его программными целями и задачами. Они образуют путеводную нить, уклонение от которой делает работу хаотической и часто неэффективной в том смысле, что достигаемые результаты, хотя они могут быть полезными и "интересными", полезны и интересны не для того, ради чего предпринималось исследование. В практическом плане это приведет к невыполнению данного социального заказа, в теоретическом — к экстенсификации поиска вместо интенсивной разработки научной проблемы. Программные цели и, задачи, исследования дисциплинируют работу и повышают ее эффективность.