Итак, начало программы исследования: проблема, объект, предмет.
Гносеологический аспект | Предметный аспект | Объект исследования | Предметная область |
осознание общественной потребности при незнании способов ее решения | некоторые социальные противоречия, требующие решения | область социальной действительности, содержащая в себе социальное противоречие | значимая сторона объекта, которая подлежит непосредственному изучению |
Проблема становится обозримой, когда она уловлена в каком-то социальном явлении, т. е. путем выделения объекта и предмета исследования.
Объект —это то, что содержит социальную проблему и на что направлен процесс познания.
Объектами социологии являются:
— люди;
— социальные институты и организации, (социальные процессы;)
— общности;
— тексты;
— события и факты поведения,
— вещи.
Например, студенты, безработные сельские жители, женщины-владелицы персидских кошек, и т.п.; заведения, нотариальные конторы и т.п.; компактные поселения мигрантов, этнические группы; праздничные мероприятия, факты подаяния, посещения церкви, свидания и т.п.; жилищные условия, автомобили, дачи и др.
|
|
Все эти объекты обладают характеристиками, которые не сводятся далее к элементарным составляющим.
Если объектом социологии как науки являются общество, социальная реальность в целом, то объектам социологического исследования — определенная часть социальной реальности, включенная в данный процесс научного познания и выделяемая исследователем для целенаправленного изучения.
Чтобы достичь целей исследования, исследователь из всего объекта — того, что содержит социальную проблему — выделяет предмет — те свойства объекта, которые выражают изучаемое противоречие наиболее явно. Иными словами,
Предмет — стороны, свойства, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании.
Объект имеет пространственные и временные ограничения. Предмет должен не выходить за эти рамки.
Особенностью планирования прикладного исследования, помимо прочего, оказывается то обстоятельство, что иногда предмет уже определяется самим заказчиком.
Например:
Мнение сотрудников о мерах, осуществление которых в организации позволило бы сотрудникам оставаться работать на данном рабочем месте и не искать другой работы.
Представления студентов о наиболее полезных с их точки зрения дисциплинах.
Пожелания пользователей относительно дополнительных возможностей данной компьютерной программы.
В любом случае социологу для уточнения предмета важно знать сферу компетенции заказчика — тогда предмет, возможно, будет определен иначе.
|
|
Сферы компетенции директора частного лицея, начальника муниципального департамента образования и министра образования различны.
Соответственно различны будут и аспекты изучения одного и того же учебного процесса.
Подобное определение предмета заказчиком, с одной стороны, упрощает задачи социолога, а с другой — ограничивает его поиск.
Выбор предмета исследования:
1) Ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы.
2) Очерчивают границы (рамки) предпринимаемого исследовательского поиска.
Рассмотрим для примера, как формулируются проблемы, объект и предмет исследования выбора профессии выпускниками средней школы. Проблема этого исследования — противоречие между равными правами в выборе профессии и фактическим неравенством возможностей разных социальных групп в реализации этих прав. Объект исследования — выпускники школ и их родители в момент выбора первой трудовой профессии и трудоустройства выпускников. Предмет изучения — соотношение между планами о выборе профессии и их реализацией на практике. К предмету относится также выявление обусловленности жизненных планов социально-профессиональным статусом родительской семьи, своеобразием жизненных обстоятельств в данном регионе, личностными особенностями выпускников.
Итак, формулировка проблемы и отсюда — выделение объекта и предмета исследования — первый шаг в разработке программы. Определив объект и предмет (это является следующим пунктом программы исследования), можно переходить к цели исследования.