Определение объекта и предмета исследования

Итак, начало программы исследования: проблема, объект, предмет.

Гносеологический аспект Предметный аспект Объект исследования Предметная область
осознание общественной потребности при незнании способов ее решения некоторые социальные противоречия, требующие решения область социальной действительности, содержащая в себе социальное противоречие значимая сторона объекта, которая подлежит непосредственному изучению

Проблема становится обозримой, когда она улов­лена в каком-то социальном явлении, т. е. путем выделения объекта и предмета исследования.

Объект —это то, что содержит социальную проблему и на что направлен процесс познания.

Объектами социологии являются:

— люди;

— социальные институты и организации, (социальные процессы;)

— общности;

— тексты;

— события и факты поведения,

— вещи.

Например, студенты, безработные сельские жители, женщины-владелицы пер­сидских кошек, и т.п.; заведения, нотариальные конторы и т.п.; компактные поселения мигрантов, этнические группы; праздничные мероприятия, факты подаяния, посещения церкви, сви­дания и т.п.; жилищные условия, автомобили, дачи и др.

Все эти объекты обладают характеристиками, которые не сводятся далее к элементарным составляющим.

Если объектом социологии как науки являются общество, социальная реальность в целом, то объектам социологического исследования — опреде­ленная часть социальной реальности, включенная в данный процесс научно­го познания и выделяемая исследователем для целенаправленного изучения.

Чтобы достичь целей исследования, исследователь из всего объекта — того, что содержит социальную проблему — выделяет предмет — те свойст­ва объекта, которые выражают изучаемое противоречие наиболее явно. Иными словами,

Предмет — стороны, свойства, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании.

Объект имеет пространственные и временные ограничения. Предмет должен не выходить за эти рамки.

Особенностью планирования прикладного исследования, помимо про­чего, оказывается то обстоятельство, что иногда предмет уже определяется самим заказчиком.

Например:

Мнение сотрудников о мерах, осуществление которых в организации позволило бы сотрудникам оставаться работать на данном рабочем месте и не искать другой работы.

Представления студентов о наиболее полезных с их точки зрения дисциплинах.

Пожелания пользователей относительно допол­нительных возможностей данной компьютерной программы.

В любом случае социологу для уточнения предмета важно знать сферу компетенции заказчика — тогда предмет, возможно, будет определен иначе.

Сферы компетенции директора частного лицея, начальника муници­пального департамента образования и министра образования различны.

Со­ответственно различны будут и аспекты изучения одного и того же учебного процесса.

Подобное определение предмета заказчиком, с одной стороны, упроща­ет задачи социолога, а с другой — ограничивает его поиск.

Выбор предмета исследования:

1) Ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы.

2) Очерчивают границы (рамки) предпринимае­мого исследовательского поиска.

Рассмотрим для примера, как формулируются проблемы, объект и предмет исследования выбора профессии выпускни­ками средней школы. Проблема этого исследо­вания — противоречие между равными правами в выборе профессии и фактическим неравенством возможностей разных соци­альных групп в реализации этих прав. Объект исследова­ния — выпускники школ и их родители в момент выбора пер­вой трудовой профессии и трудоустройства выпускников. Предмет изуче­ния — соотношение между планами о выборе профессии и их реализацией на практике. К предмету относится также выяв­ление обусловленности жизненных планов социально-профес­сиональным статусом родительской семьи, своеобразием жизненных обстоятельств в данном регионе, личностными осо­бенностями выпускников.

Итак, формулировка проблемы и отсюда — выделе­ние объекта и предмета исследования — первый шаг в разработке программы. Определив объект и предмет (это является следующим пунктом про­граммы исследования), можно переходить к цели исследования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: