И общие требования к ее построению
- Структура и функции социологического исследования.
Соц. исследование начинается с разработки программы. От степени научной обоснованности этого документа зависит результативность всей иссл. работы. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу исследовательских процедур – сбора, обработки и анализа информации, необходимой для получения выводов и рекомендаций. Т.о., программа исследования – это научный документ, излагающий общую концепцию, логику и методы исследовательского проекта в соответствии с поставленными целью и задачами.
Научная новизна и практическая значимость — критерии эффективности и целесообразности исследования.
Выделяют 3 основные функции программы исследования:
1. Теоретико-методологическая – определение научной проблемы и путей ее решения.
2. Методическая – определение способов сбора первичной социологической информации, описания и интерпретации данных.
3. Организационная – планирование исследовательской деятельности.
|
|
Структура программы социологического исследования определена ее функциями. Традиционно программа включает 2 раздела:
1. методологический (теоретический) - проблемная ситуация и проблема, цель, задачи, объект и предмет, гипотезы, интерпретация основных понятий;
2. методический (технологический, практический) - обоснование выборочной совокупности, обоснование используемых методов сбора информации и разработка социологического инструментария, логическая схема обработки и анализа эмпирических данных.
Понятие социальной проблемы и ее обоснование.
Проблема — это форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению. Ее постановка является начальным звеном всякого социологического исследования, так как сама проблема — это социальная задача, которая нуждается в непосредственном решении. В свою очередь, поставленная проблема подчиняет своему решению все познавательные действия исследователя и определяет состав познавательных действий.
Классификация социальных проблем
1. В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологического (логико-познавательный) и предметного характера. Гносеологические – проблемы, вызванные недостатком информации (знаний) о явлениях и процессах, предметные – реальные оциальные противоречиями.
2. По своему носителю (проблемы, затрагивающие интересы отдельных социальных институтов, групп, организаций государственных или коммерческих и т.д.).
3. По масштабам распространенности (жителей города, района, региона, страны, мира).
|
|
4. По времени действия: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
5. По глубине противоречия: одноплановые (проблемы «да-нет» - полит. Выборы, за смертную казнь, армия, ЕГ и т.д.) и системные (снижение уровня жизни в связи с отсутствием достойной з\п, массовых увольнений, несовершенной банковской, налоговой и иных систем).
Проблемы порождаются социальной действительностью или развивающимся знанием и сознательно формулируются социологом в форме ясных вопросов, на решение которых направлена вся познавательная деятельность в социологическом исследовании или четких противоречий. В процессе постановки проблемы можно выделить две основные процедуры: осмысление проблемной ситуации и формулировку (разработку) проблемы.
А. Осмысление проблемной ситуации.
Проблемная ситуация — это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).
Социолог фиксирует противоречие между знанием и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений новым фактам. Отсюда формируется объективная потребность в получении нового знания, поиске еще не известного результата для разрешения проблемной ситуации.
1) Перевести интуитивно улавливаемые противоречия на язык точного описания, отделить известное от неизвестного, мнимые (псевдопроблемы), уже решенные, не требующие специального анализа от тех, которые действительно требуют определенных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив).
Предварительный анализ проблемной ситуации:
а) внешние наблюдения;
б) свободные интервью с участниками проблемной ситуации;
в) анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной документации, результатов
предшествующих социологических исследований;
г) свободные интервью с экспертами.
2) Вычленить проблематику, решение которой является компетенцией социологического познания.
3) Очертить в проблемной ситуации основные для социологического исследования факторы и выделить среди них главные и второстепенные.
4) Определить тип проблемной ситуации (доминирующую направленность):
— теоретическая, разрешение которой требует дальнейшего развития теории в данной сфере;
— практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно изучены (ясны) способы его практического осуществления.
Б. Формулировка проблемы.
Сформулированная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации.
1) Проблема формулируется в виде ясных вопросов или противоречий.
2) Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки, то есть исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере, и адекватно отражающих содержание вопроса (установки).
3) Решаемая проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения. Наличие альтернативы обусловливает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это, всвою очередь, определяет необходимость строгих организаций, уточнений проблему путем:
а) выделения объекта и предмета исследования;
б) постановки целей и задач исследования;
в) предположения (гипотез), вариантов решения поставленной проблемы.
В своей совокупности данные процедуры программы исследования позволяют предвидеть объем и содержание исследовательской работы.
Определение проблемы исследования – работа с заказчиком (Бутенко)
Существует какая-то проблема, которая причиняет беспокойство заказчику. Но как социологу в ней разобраться настолько, чтобы перейти к работе? причем к работе, результатами которой заказчик сможет воспользоваться.
|
|
Что реально может сделать заказчик? Каковы его цели и полномочия, средства и приоритеты?
Для выяснения возможностей сторон социологу приходится совершить ряд процедур перевода проблемы заказчика на язык социолога, ее перевод с языка практики на язык эмпирического исследования.
Модели поведения заказчика. Три модели поведения:
1. Начинают вовсе не с объяснения сути переживаемых проблем и не с определения сферы своей компетенции, а с анкеты.
2. Формулируют тему, в которой уже есть указание на способ сбора данных, но не на проблему. «Опрос избирателей».
3. Обращаются к социологу с предложением провести исследование, но используют для этого крайне абстрактные формулировки. «Отношениенаселения к кризису».
Целесообразно сравнить обращение заказчика, не очень сведущего в возможностях социологии, к социологу с обращением больного к врачу.
Шаги социолога — обсуждение проблемной ситуации, обязательное выявление практической и теоретической стороны проблемы, уточнений ключевых понятий, выявление способов и путей решения проблемы, определение цели и итогового продукта.
Определение проблемной ситуации
Одной из наиболее распространенныхошибок, совершаемых на этом, начальном этапе взаимодействия социолога и заказчика, является определение темы, вместо проблемы.
Между тем формулировка темы — лишь самое начало обсуждений. Это лишь указание на некоторый фрагмент реальности, волнующий заказчика. Ведь в таком случае остается неясным, какого рода знания нужны практику.
Другой ошибкой, совершаемой на самом начальном этапе обеими сторонами, является переадресовка вопроса, волнующего заказчика, непосредственно населению.
Неверно: «Каково влияние престижа марки автомобиля на объем продаж?». Верно: «Чем руководствуются покупатели при покупке автомобиля в первую очередь?».
Чтобы не впадать в эти ошибки, следует различать существующие в обществе проблемы и исследовательский вопрос.
Условия формулирования проблемы
Прежде всего социологу необходимо получить описание проблемной ситуации — того, что тревожит заказчика. Проблемной ситуацией является некоторое противоречие между осознанием заказчиком практической потребности что-либо изменить или сохранить и незнанием способов ее удовлетворения.
|
|
Проблемная ситуация – вся совокупность проблем. Возможно, следует определить одну проблему.
Вот эта проблемная ситуация усилиями обоих и описывается в программе, в самом первом ее разделе.
Для проведения научного исследования заказчику следует изложить, а социологу — уяснить ту проблему, которая требует решения.
Для того, чтобы сформулировать проблему исследования, необходимо сделать еще несколько шагов:
— по возможности полнее разграничить известное и неизвестное,
— доступное и недоступное в получении информации и управлении,
— разделить существенное и несущественное в плане данного исследования;
— выявить приоритеты среди существенных аспектов проблемы.
Знание, добываемое в прикладном исследовании, окажется знанием для заказчика лишь в той мере, в какой оно может быть включено в его практическую деятельность.
Ошибочно в прикладном исследовании описывать проблему как общезначимую, главный вопрос: кому это интересно и зачем?
Трудности межпрофессионального общения
Все вопросы формулируются, или формируются с помощью языка, так же как и ответы на них. Неудивительно, что от того, как они формируются, зависит и та форма, в которой мы эти вопросы осознаем.
Чтобы понять особенности межпрофессионального диалога — а именно такой диалог и ведут социолог с заказчиком — разграничим, как это принято в психологии, понятия «значение» и «смысл» высказывания.
Значение - общее содержание понятия для всех носителей данного языка. Личностный смысл — это индивидуальное значение слова, избранное данным человеком применительно к его целям, опыту, потребностям.
Различие между значением и смыслом связано с различением того, что человек знает о действительности (значение) и как он к этому относится (смысл).
Говоря о «текучести кадров», заказчик может иметь в виду общий климат в трудовом коллективе, рождающий у него впечатление о готовности ряда ценных сотрудников покинуть фирму. А социолог может под текучестью понимать другое: во-первых, частоту совершившихся увольнений по собственному желанию и, во-вторых, любых, а не только ценных для руководства сотрудников фирмы.
Говоря о «программе», социолог изначально имеет в виду программу исследования, а заказчик — возможно, план собственных действий, основанных на результатах этого исследования.
Наиболее частой ошибкой, совершаемой на этом этапе переговоров социолога с заказчиком, оказывается пренебрежение различием смыслов и значений.
Заказчик, общаясь с представителем науки, иногда неосознанно предпочитает пользоваться более абстрактными понятиями, чем используемые в повседневном общении. И нередко они прибегают к социологическим терминам, используя их не всегда корректно. Социолог же не всегда с достаточным скептицизмом относится к подобному словоупотреблению, что и приводит к иллюзии взаимопонимания.
Заказчик говорит «брачный статус человека», а оказывается, что его интересуют покупатели, имеющие и не имеющие детей.
Другойошибкой оказывается опора социолога на общезначимые, а не смысловые компоненты, что также рождает недоразумения. И недоразумения эти заявляют о себе лишь на стадии отчета.
Всем ясно, что «иностранные языки» — это языки, отличные от родного. Но для администрации данного вуза это вовсе не все языки. В одном случае речь идет об иностранных языках, которые преподаются на данном факультете, а в другом, возможно, — что в виду имеются те языки, которые студенты данного факультета хотели бы изучать. Или, скажем, хотели бы выбрать из предложенного администрацией набора.
Уточнение смысла понятий может проходить в несколько этапов.
Понятие «юные читатели» в исследовании, проводимом муниципальной библиотекой в целях улучшения обслуживания посетителей, уточняется следующими образом;
— школьники;
— посетители муниципальных библиотек;
— посетители разного пола и т. п.
В итоге оказывается, что заказчика интересуют мальчики и девочки школьного возраста, записанные в библиотеку и взявшие не менее двух книг в течение текущего учебного года.
Таким образом, формулирование проблемы — начальный шаг во взаимодействии социолога с заказчиком. Оно не ограничивается обозначением фрагмента действительности, не устраивающего заказчика, но определяет, что в этом фрагменте может быть изменено им, каким образом и в каком направлении.
Научную проблему должны отличать такие качества, как острота, актуальность, новизна, конкретность. Проблемная ситуация может быть определена как "противоречие между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий...". Важно избегать постановки мнимых проблем (т.е. либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных).
Четкая формулировка изучаемой проблемы предопределяет цели и задачи социологического исследования, выбор объекта и единиц наблюдения, разработку предмета исследования, а также методического инструментария. Новые факты, полученные в результате исследования проблемы, могут опровергнуть старый категориальный аппарат в такой степени, что сформулированная в прежних категориях проблема будет выглядеть не совсем верной. Это самый сильный результат исследования и случается нечасто. Ориентация на него во всех случаях положительна. Она предполагает прежде всего комплексность исследования и полноту анализа изучаемой ситуации.