Понятие социальной проблемы и ее обоснование

И общие требования к ее построению

  1. Структура и функции социологического исследования.

Соц. исследование начинается с разработки программы. От степени научной обоснованности этого документа зависит результативность всей иссл. работы. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу исследовательских процедур – сбора, обработки и анализа информации, необходимой для получения выводов и рекомендаций. Т.о., программа исследования – это научный документ, излагающий общую концепцию, логику и методы исследовательского проекта в соответствии с поставленными целью и задачами.

Научная новизна и практическая значимость — критерии эффективности и целесообразности исследования.

Выделяют 3 основные функции программы исследования:

1. Теоретико-методологическая – определение научной проблемы и путей ее решения.

2. Методическая – определение способов сбора первичной социологической информации, описания и интерпретации данных.

3. Организационная – планирование исследовательской деятельности.

Структура программы социологического исследования определена ее функциями. Традиционно программа включает 2 раздела:

1. методологический (теоретический) - проблемная ситуация и проблема, цель, задачи, объект и предмет, гипотезы, интерпретация основных понятий;

2. методический (технологический, практический) - обоснование выборочной совокупности, обоснование используемых методов сбора информации и разработка социологического инструментария, логическая схема обработки и анализа эмпирических данных.

Понятие социальной проблемы и ее обоснование.

Проблема — это форма вопросительных вы­сказываний, выражающих неопределен­ность, которая подлежит научно-практи­ческому решению. Ее постановка является началь­ным звеном всякого социологического исследова­ния, так как сама проблема — это социальная задача, которая нуждается в непосредственном решении. В свою очередь, поставленная проблема подчиняет своему решению все познавательные действия исследователя и определяет состав позна­вательных действий.

Классификация социальных проблем

1. В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологического (логико-познавательный) и предметного характера. Гносеоло­гические – проблемы, вызванные недостатком информации (знаний) о явлениях и процессах, предметные – реальные оциальные противоречиями.

2. По своему носителю (проблемы, затрагивающие интересы отдельных социальных институтов, групп, организаций государственных или коммерческих и т.д.).

3. По масштабам распространенности (жителей города, района, региона, страны, мира).

4. По времени действия: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

5. По глубине противоречия: одноплановые (проблемы «да-нет» - полит. Выборы, за смертную казнь, армия, ЕГ и т.д.) и системные (снижение уровня жизни в связи с отсутствием достойной з\п, массовых увольнений, несовершенной банковской, налоговой и иных систем).

Проблемы порождаются социальной действитель­ностью или развивающимся знанием и сознательно формулируются социологом в форме ясных вопросов, на решение которых направлена вся познавательная деятельность в социологическом исследовании или четких противоречий. В процессе постановки проблемы можно выделить две основные процедуры: осмысление проблемной ситуа­ции и формулировку (разработку) проблемы.

А. Осмысление проблемной ситуации.

Проблемная ситуация — это реально существу­ющее в социальной действительности противоре­чие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).

Социолог фиксирует противоречие между зна­нием и незнанием: несоответствие наличных тео­ретических положений новым фактам. Отсюда формируется объективная потребность в получе­нии нового знания, поиске еще не известного ре­зультата для разрешения проблемной ситуации.

1) Перевести интуитивно улавливаемые проти­воречия на язык точного описания, отделить из­вестное от неизвестного, мнимые (псевдопроблемы), уже решенные, не требующие специального анали­за от тех, которые действительно требуют опреде­ленных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив).

Предварительный анализ проблемной ситуации:

а) внешние наблюдения;

б) свободные интервью с участниками проблем­ной ситуации;

в) анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной документации, результатов

предшествующих социологических исследований;

г) свободные интервью с экспертами.

2) Вычленить проблематику, решение которой является компетенцией социологического познания.

3) Очертить в проблемной ситуации основные для социологического исследования факторы и выделить среди них главные и второстепенные.

4) Определить тип проблемной ситуации (доми­нирующую направленность):

— теоретическая, разрешение которой требует дальнейшего развития теории в данной сфере;

— практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно изучены (ясны) способы его практического осуществления.

Б. Формулировка проблемы.

Сформулированная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации.

1) Проблема формулируется в виде ясных во­просов или противоречий.

2) Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки, то есть исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере, и адекватно отражающих содержа­ние вопроса (установки).

3) Решаемая проблема обязательно предполага­ет изучение ближайших и отдаленных возможнос­тей ее решения. Наличие альтернативы обусловли­вает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это, всвою очередь, определяет необхо­димость строгих организаций, уточнений проблему путем:

а) выделения объекта и предмета исследования;

б) постановки целей и задач исследования;

в) предположения (гипотез), вариантов реше­ния поставленной проблемы.

В своей совокупности данные процедуры про­граммы исследования позволяют предвидеть объем и содержание исследовательской работы.


Определение проблемы исследования – работа с заказчиком (Бутенко)

Существует какая-то проблема, которая причиняет беспокойство заказ­чику. Но как социологу в ней разобраться настолько, чтобы перейти к рабо­те? причем к работе, результатами которой заказчик сможет воспользоваться.

Что реально может сделать заказчик? Каковы его цели и полномочия, средства и приоритеты?

Для выяснения возможностей сторон социологу приходится совершить ряд процедур перевода проблемы заказчика на язык социолога, ее перевод с языка практики на язык эмпирического исследования.

Модели поведения заказчика. Три модели поведения:

1. Начинают вовсе не с объяснения сути переживаемых проблем и не с определения сферы своей компетенции, а с анкеты.

2. Формулируют тему, в которой уже есть указание на способ сбора данных, но не на проблему. «Опрос избирателей».

3. Обращаются к социологу с предложением провести исследование, но используют для этого крайне абстрактные формулировки. «Отношениенаселения к кризису».

Целесообразно сравнить обращение заказчика, не очень сведущего в возможностях социологии, к социологу с обращением больного к врачу.

Шаги социолога — обсуждение проблемной ситуации, обязательное выявление практической и теоретической стороны проблемы, уточнений ключевых понятий, выявление способов и путей решения проблемы, определение цели и итогового продукта.

Определение проблемной ситуации

Одной из наиболее распространенныхошибок, совершаемых на этом, начальном этапе взаимодействия социолога и заказчика, является определение темы, вместо проблемы.

Между тем формулировка темы — лишь самое начало обсуждений. Это лишь указание на некоторый фрагмент реальности, волнующий заказчика. Ведь в таком случае остается неясным, какого рода знания нужны практику.

Другой ошибкой, совершаемой на самом начальном этапе обеими сто­ронами, является переадресовка вопроса, волнующего заказчика, непосред­ственно населению.

Неверно: «Каково влияние престижа марки автомобиля на объем про­даж?». Верно: «Чем руководствуются покупатели при покупке автомобиля в первую очередь?».

Чтобы не впадать в эти ошибки, следует различать существующие в обществе проблемы и исследовательский вопрос.

Условия формулирования проблемы

Прежде всего социологу необходимо получить описание проблемной ситуации — того, что тревожит заказчика. Проблемной ситуацией является некоторое противоречие между осознанием заказчиком практической по­требности что-либо изменить или сохранить и незнанием способов ее удов­летворения.

Проблемная ситуация – вся совокупность проблем. Возможно, следует определить одну проблему.

Вот эта проблемная ситуация усилиями обоих и описывается в про­грамме, в самом первом ее разделе.

Для проведения научного исследования заказчику следует изложить, а социологу — уяснить ту проблему, которая требует решения.

Для того, чтобы сформулировать проблему исследования, необходимо сделать еще несколько шагов:

— по возможности полнее разграничить известное и неизвестное,

доступное и недоступное в получении информации и управлении,

— разделить существенное и несущественное в плане данного исследо­вания;

— выявить приоритеты среди существенных аспектов проблемы.

Знание, добываемое в прикладном исследовании, окажется знанием для заказчика лишь в той мере, в какой оно может быть включено в его практи­ческую деятельность.

Ошибочно в прикладном исследовании описывать проблему как обще­значимую, главный вопрос: кому это ин­тересно и зачем?

Трудности межпрофессионального общения

Все вопросы формулируются, или формируются с помощью языка, так же как и ответы на них. Неудивительно, что от того, как они формируются, зависит и та форма, в которой мы эти вопросы осознаем.

Чтобы понять особенности межпрофессионального диалога — а именно такой диалог и ведут социолог с заказчиком — разгра­ничим, как это принято в психологии, понятия «значение» и «смысл» выска­зывания.

Значение - общее содержание понятия для всех носителей данного языка. Личностный смысл — это индиви­дуальное значение слова, избранное данным человеком применительно к его целям, опыту, потребностям.

Различие между значением и смыслом связано с различением того, что человек знает о действительности (значение) и как он к этому относится (смысл).

Говоря о «текучести кадров», заказчик может иметь в виду общий кли­мат в трудовом коллективе, рождающий у него впечатление о готовности ряда ценных сотрудников покинуть фирму. А социолог может под текуче­стью понимать другое: во-первых, частоту совершившихся увольнений по собственному желанию и, во-вторых, любых, а не только ценных для руко­водства сотрудников фирмы.

Говоря о «программе», социолог изначально имеет в виду программу исследования, а заказчик — возможно, план собственных действий, осно­ванных на результатах этого исследования.

Наиболее частой ошибкой, совершаемой на этом этапе переговоров со­циолога с заказчиком, оказывается пренебрежение различием смыслов и зна­чений.

Заказчик, общаясь с представителем науки, иногда неосознанно предпочитает пользоваться более абстрактными понятиями, чем используемые в повседневном общении. И нередко они прибегают к социологическим тер­минам, используя их не всегда корректно. Социолог же не всегда с достаточ­ным скептицизмом относится к подобному словоупотреблению, что и при­водит к иллюзии взаимопонимания.

Заказчик говорит «брачный статус человека», а оказывается, что его ин­тересуют покупатели, имеющие и не имеющие детей.

Другойошибкой оказывается опора социолога на общезначимые, а не смысловые компоненты, что также рождает недоразумения. И недоразуме­ния эти заявляют о себе лишь на стадии отчета.

Всем ясно, что «иностранные языки» — это языки, отличные от родно­го. Но для администрации данного вуза это вовсе не все языки. В одном слу­чае речь идет об иностранных языках, которые преподаются на данном фа­культете, а в другом, возможно, — что в виду имеются те языки, которые студенты данного факультета хотели бы изучать. Или, скажем, хотели бы выбрать из предложенного администрацией набора.

Уточнение смысла понятий может проходить в несколько этапов.

Понятие «юные читатели» в исследовании, проводимом муниципальной библиотекой в целях улучшения обслуживания посетителей, уточняется следующими образом;

— школьники;

— посетители муниципальных библиотек;

— посетители разного пола и т. п.

В итоге оказывается, что заказчика интересуют мальчики и девочки школьного возраста, записанные в библиотеку и взявшие не менее двух книг в течение текущего учебного года.

Таким образом, формулирование проблемы — начальный шаг во взаи­модействии социолога с заказчиком. Оно не ограничивается обозначением фрагмента действительности, не устраивающего заказчика, но определяет, что в этом фрагменте может быть изменено им, каким образом и в каком на­правлении.

Научную проблему должны отличать такие качества, как острота, актуальность, новизна, конкретность. Проблемная ситуация может быть определена как "противоречие между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реа­лизации этих необходимых действий...". Важно избегать постановки мнимых проблем (т.е. либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных).

Четкая формулировка изучаемой проблемы предопределяет цели и задачи социологического исследования, выбор объекта и единиц наблюдения, разработку предмета исследования, а также методического инструментария. Новые факты, полученные в ре­зультате исследования проблемы, могут опровергнуть старый категориальный аппарат в такой степени, что сформулированная в прежних категориях проблема будет выглядеть не совсем вер­ной. Это самый сильный результат исследования и случается нечасто. Ориентация на него во всех случаях положительна. Она предполагает прежде всего комплексность исследования и полноту анализа изучаемой ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: