Начинать сбор вторичной информации следует с внутрифирменной отчетности

Под внутрифирменной отчетностью понимают, прежде всего, финансовую и бухгалтерскую документацию и отчетность, материалы с результатами аудиторских проверок, складскую документацию, отчеты о продажах, деловую корреспонденцию, благодарственные письма, рекламации, отчеты коммерческих представителей, протоколы заседаний правления или совета директоров, результаты внутренних проверок, бизнес-план и аналитические материалы к нему.

К сожалению, в России, наверное, лишь 25% всех предприятий имеет неплохую внутрифирменную отчетность. Как правило, даже бухгалтерская отчетность находится в удручающем состоянии. Широко распространена практика ведения двойной бухгалтерии (для отчетности перед налоговыми органами и «теневой» – для себя). Аудиторскую проверку прошло несколько тысяч предприятий из нескольких сотен тысяч. Что уж говорить о таких «экзотических» вещах, как бизнес-план или протокол заседания Совета директоров.

Тем не менее маркетологу-исследователю найдется чем «поживиться» в недрах своей организации, особенно если финансовый и коммерческий директора не будут «вставлять палки в колеса». Более того, в сотрудничестве с финансовым отделом и дружественным (внутренним) аудитором можно восстановить и наладить систему внутрифирменной информации, что иногда само по себе дает поразительный экономический эффект – издержки сокращаются минимум на 5-7%, в среднем – на 10-15%, а в отдельных случаях и на 20-25%.

Разобравшись с внутренней информацией можно приступать к сбору внешней, открытой информации.

Первое место, куда следует обратиться, – это Федеральная Служба Государственной Статистики (ФСГС), до марта 2004-го года называвшаяся Государственным Комитетом по Статистике РФ, а также: Госкомстатом, Роскомстатом и Российским статистическим агентством (РСА).

При всей критике, иногда вполне оправданной (но зачастую проистекающей из незнания методов и принципов работы, а также возможностей ФСГС, да и поверхностного знакомства самих критиков с основами статистики), которой подвергается деятельность этого государственного ведомства, ничего более надежного в плане сбора макроэкономических данных со всей огромной территории нашей стран в России нет.

Ежемесячно ФСГС выпускает отчет - «Социально-экономическое положение России». Отчет выходит примерно через пять-шесть недель после окончания соответствующего месяца. Это вполне приемлемая оперативность, соответствующая мировым стандартам.

Закончив с Госкомстатом, переходите к отраслевой информации. Ее можно раздобыть в соответствующем министерстве, федеральном агентстве или комитете, а также – в отраслевых союзах, ассоциациях.

Информация, имеющаяся в государственных ведомствах, как правило, не отличается свежестью. В лучшем случае, во второй половине текущего года вам смогут дать данные за прошлый год. Зато, как правило, вы сможете получить динамический ряд данных за последние 5-7, а если повезет, то и за 10-15 лет.

В отраслевых и профессиональных союзах, а они имеются практически во всех значимых отраслях, вы сможете получить более оперативную информацию, но стоить она будет, скорее всего, намного дороже. Зато вы сразу сможете познакомиться с отраслевыми экспертами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: