Сады эпохи Возрождения

Искусство Европы, в том числе и са­дово-парковое, начиная с XIV в. рас­сматривают как постепенную смену стилей. Провести четкую границу меж­ду стилевыми направлениями часто не­возможно, тем не менее можно назвать произведения, в которых наиболее пол­но нашли воплощение идеи того или иного направления. Террасные регу­лярные сады в наибольшей мере свой­ственны итальянскому Возрождению и получили название итальянских. Ба­рокко особенно ярко выразилось во французском паркостроении, а регу­лярные плоскостные сады называются французскими. Пейзажные компози­ции, достигшие расцвета в эпоху классицизма в Англии, получили название английских.

Эпоха Возрождения (Ренессанса) знаменовала начало нового расцвета художественной культуры, в том числе и ландшафтной архитектуры, в Европе. Садово-парковое искусство в совре­менном понимании берет начало в Ита­лии XV в., где устраиваются сады при виллах аристократии и высшего като­лического духовенства, сады при учеб­ных заведениях, формируются откры­тые пространства городов. Сады при дворцах и виллах имели террасное по­строение, на террасах разбивали не­большие регулярные партеры или бос­кеты. В ранних садах нет четко выра­женных осевых доминант, здания не обязательно занимают господствующее положение. В отличие от садов средне­вековья сады эпохи Возрождения зри­тельно связаны с окружающим ланд­шафтом. Обязательными элементами садов были фонтаны, водопады, каска­ды, бассейны, питаемые водой много­численных ключей. Сады были насы­щены скульптурой, символико-аллегорическая система которой возрождала античную традицию. Логика раннего Возрождения хорошо прослеживается на примере сада виллы Медичи во Фьезоле, построенной в 1450 г. Микелоццо для мецената Козимо Медичи. XVI в. представлен во Флоренции садами Боболи при палаццо Питти, светскими са­дами в Тоскане, садами высшего духо­венства в Лацио. Лучшими признаются сады виллы Ланте и виллы Капраролы, созданные архитектором и мастером садово-паркового искусства Джакомо Виньолой (1507—1573). В их компози­ции прослеживаются черты зрелого Возрождения: строго симметричные планы, вытянутые вдоль главной оси, расположение зданий в средней части сада. Интересна и композиция виллы д'Эсте в Тиволи (рисунок 1 а,б), спроектиро­ванной Пирро Лигорио в 1575 г. Здесь сохранены простота и ясность плана, нет безусловно доминирующей оси, но объемно-пространственное решение скульптуры, парковых сооружений и растительности приобрело уже формы барокко.

В садово-парковом искусстве Ита­лии XVI—XVII вв. ясно определяются основные черты стиля барокко: геометричность планов с преобладани­ем осевой композиции, доминирова­ние дворца над садом, подчеркнутые парадность и пышность композиции, приобретающей все больший размах. В расположении и образной системе скульптуры, в композиции зеленых на­саждений развивается тема изобилия, великолепия, богатства и тонкости ху­дожественного вкуса заказчика.

Среди садов барокко следует выде­лить голландские сады XVII в. Подобно садам итальянского Возрождения, это небольшие террасные регулярные ком­позиции, относительно независимые от дома, скрытого высокими деревьями и зрительно не связанного с садом. В голландских садах наибольшее разви­тие получила идея «причудливости», шутливости. В отличие от парадных са­дов Италии эти сады предназначались для уединенного отдыха и размышле­ний. На террасах сада устраивали «зеле­ные кабинеты», разделенные балюстра­дами. Там были собраны коллекции плодовых растений, душистых цветов, устроены лабиринты и фонтаны. Осо­бенно ценились в этих садах ароматные цветы и тюльпаны; в XVII в. луковица редкого тюльпана могла быть обменена на роскошный экипаж. Сады голланд­ского барокко оказали огромное влия­ние на садово-парковое искусств Пет­ровской России.

 

a

б

Рисунок 1 - Сады виллы д'Эсте в Тиволи (Италия). XVI в. Архитектор Пирро Лигорио: а — план; 6 — аллея Ста фонтанов. С гравюр XVI в.

В XVII в. ландшафтная архитектура наиболее интенсивно развивается во Франции. Французский сад барокко унаследовал как приемы монастырско­го и замкового садоводства с их внима­нием к мельчайшим деталям, так и ве­личие и размах дворцов и парков пап­ского Рима. Равнинный ландшафт с ле­сами и медленными реками вызвал к жизни регулярный сад с дальними пер­спективами, строгими осевыми и луче­выми композициями, незначительно выраженным рельефом. Стриженая зе­лень боскетов и окружающий парк плотный лесной массив контрастируют с обширными плоскостями регулярных партеров, прямоугольных газонов, вод­ной гладью бассейнов и каналов. Смыс­ловым и композиционным центром сада является дворец, разделяющий ан­самбль на парадный двор и собственно сад. Пышность и причудливость стиля выразились в создании стриженых бос­кетов разной высоты, бассейнов вычур­ной формы, цветников затейливого ри­сунка, богато оформляющих партеры. Особенно характерны для этого време­ни сложные формы парковых павильо­нов и экспрессивная скульптура, обра­зующая целостный смысловой ряд. Вершиной паркового барокко по праву считается Версаль, где наиболее ярко выразились все особенности этого пышного стиля. Парк был создан про­фессиональным потомственным садо­водом Андре Ленотром как резиденция Людовика XIV, «короля-Солнце». Парк был устроен на низком болотистом ме­сте, его рельеф, водоемы, насаждения полностью рукотворны. Грандиозный ансамбль, призванный прославить мо­нархию и монарха, был создан в тече­ние 40 лет (1662—1700), в последующие десятилетия его лишь дополняли. При строгом единстве пространственного замысла и цельности композиции парк необычайно разнообразен. И строгая регулярность композиции, и сам процесс создания ансамбля отра­жают философию барочного сада как творения человеческих рук. Версаль оказал огромное влияние на паркостроение Европы: вплоть до конца XVIII в. в разных странах сооружали регулярные ансамбли французского типа, отдельные приемы построения партеров, зеленых насаждений ис­пользуют и в наше время.

На протяжении XVII и начала XVIII вв. в искусстве Европы существу­ют рядом черты барокко и нарождаю­щегося классицизма. Стиль рококо в садово-парковом искус­стве практически не отразился, обычно его рассматривают как продолжение барокко с еще большим усложнением форм и орнаментированностью.

В эпоху Просвещения (XVIII в.) произошли серьезные перемены в художественных взглядах: на смену ба­рочной пышности приходит идеал классической простоты, обращения к природе, романтизации мифических времен, «золотого века» античности, растущим промышленным городам противопоставляется нетронутая при­рода. К началу XVIII в. в Европе полу­чили распространение натурфилософ­ские идеи античности, стали известны сады Китая, пейзажные сады вилл им­ператорского Рима. Кроме того, был накоплен опыт включения в регуляр­ные композиции парков пейзажных фрагментов их периферийной части, лесопарков. В европейской живописи к концу XVII в. складывается пейзажная школа. Наиболее интенсивно новые идеи развиваются в Англии, где с пер­вых десятилетий XVIII в. в литературе формируется романтическое направле­ние (Александр Поп, Джозеф Аддисон). Обоснованные теоретическими труда­ми писателей идеи пейзажного, или английского, стиля полностью ут­верждаются в садово-парковом искус­стве к середине века.

Классицизм в ландшафтной архи­тектуре тесно смыкается с роман­тизмом. На протяжении XVIII и XIX вв. в Англии и по всей Европе было устроено множество пейзажных пар­ков; при всем их разнообразии можно выявить основные черты стиля. Пей­зажный парк гораздо сильнее, чем регу­лярный, учитывает характер местнос­ти, ее рельеф, особенности раститель­ности, цветовой и световой среды. При всем подобии парка естественной при­роде он все же является рукотворным и идеализированным произведением, где нет ни одного случайного элемента. Система криволинейных, отвечающих рельефу дорожек прокладывается с уче­том показа самых выигрышных компо­зиций. Целенаправленно формируется контраст открытых пространств с зак­рытыми; массивы растительности ис­кусно компонуются из различных дере­вьев и кустарников, тщательно обраба­тываются контуры естественных водо­емов, опушки массивов, очертания холмов. Даже при небольшой площади пейзажный парк невероятно разнооб­разен, смена впечатлений создается по­строением системы парковых картин, разделенных на планы с помощью природных «рам» и «кулис». Разнооб­разные постройки и скульптура вписа­ны в ландшафт и подчинены ему. Ро­мантический парк часто называют «парком настроений»: его разнообраз­ные уголки должны вызывать различ­ные чувства, ассоциации мифологи­ческого и исторического содержания. Идеи романтического стиля наглядно прочитываются в композиции парков Стоув (графство Бэкингем, архитектор Вильям Кент), Риджент-парк (Лон­дон, архитекторы Хамфри Рептон и Джон Нэш) и других парков. В течение XVIII—XIX вв. в соответствии со вку­сами эпохи были переделаны многие парки, однако полную перепланиров­ку проводили редко: романтический стиль допускал существование регу­лярно спланированных участков около дворца. Благодаря этому в пейзажных парках классицизма сохранялись ба­рочные композиции партеров с цвет­никами и стрижеными деревьями. Творчество английских архитекторов оказало большое влияние на садово-парковое искусство Европы.

Особенно много пейзажных парков было создано в Германии. Дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси (Потс­дам) объединяет террасированный партер XVIII в. перед дворцом и цепоч­ку пейзажных садов начала XIX в.

К началу XIX в. в пейзажном паркостроении — складывается пейзажно-реалистическая тенден­ция. Красивым представляется теперь не намеренно созданный подобно есте­ственному, а действительно естествен­ный пейзаж. Большее внимание уделя­ют сохранению существующего ланд­шафта, исчезают мифологические и ис­торические аллегории, композиции в большей мере связываются с назначе­нием парков, которые зачастую стано­вятся общедоступными. Именно в это время складывается структура парка, широко используемая и в наши дни: разбивка регулярных композиций око­ло главного здания и пейзажная обра­ботка естественного ландшафта с мак­симальным использованием декора­тивных свойств рельефа, существую­щей растительности.

В конце XVIII—XIX в. все больше проявляется противоречие между ант­ропогенной и природной средой: при­рода в городе требует охраны и созда­ния продуманной системы озеленения. На месте древних разрушенных укреп­лений закладывают системы бульваров (Париж, Москва, Вена), создают озеле­ненные проспекты, устраивают обще­доступные сады и скверы, для отдыха горожан приспосабливают пригород­ные лесные массивы (Булонский лес в Париже, Сокольники и Царицыно в Москве и др.). В садово-парковом ис­кусстве середины — конца XIX в. не­возможно выделить какой-либо гос­подствующий стиль, настолько велико разнообразие композиций садов и пар­ков. Возникают многочисленные сти­лизации: китайские, античные, готи­ческие, наряду с этим растет интерес к паркам — памятникам истории и дела­ются первые попытки их реставрации. К этому же времени относится и уст­ройство специализированных парков: зоологических, ботанических, курорт­ных. В середине XIX в. в США возник­ла идея создания национальных пар­ков. Основа национального парка — естественный ландшафт, требующий в первую очередь тщательной охраны. Планировка обеспечивает показ пейза­жа с наиболее выигрышных точек, организацию отдыха туристов и сохра­нение заповедных территорий.

После тысячелетия средневековья на ру­беже XIV—XV в. в культуре Европы формиру­ется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и ис­кусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение.

В архитектуре Возрождение — это новый этап, характеризующийся созданием велико­лепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мас­тера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романе, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принима­ли участие в создании садов.

Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: Раннее Воз­рождение (XIV—XV в.), Высокое Возрождение (вторая половина XV в.) и Позднее Возрож­дение (XVI в.). Каждый, период характеризу­ется своими, чертами.

Для садово-паркового искусства этой эпо­хи характерно прежде всего планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически соединены природа и искусст­во. Обобщая все многообразие садов итальян­ского Ренессанса, можно выделить следую­щие общие черты в использовании природного ландшафта и планировке.

Рельеф. Сады располагались на терраси­рованных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшен­ных лестниц и пандусов. В садах Позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архи­тектуру дома, направляют движение.

Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой — со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направ­ляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, нис­падает в каскадах, разливается в плоских бас­сейнах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.

В аллеях росли ширококронные дере­вья — платаны и дубы, реже кипарисы, ис­пользуемые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки, — лавр, мирт, самшит, позже — сближенные посад­ки кипариса. Самшит использовался для узор­чатых бордюров и арабесок на партерах.

Зеленые массивы (боскеты) состояли пре­имущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными сте­нами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном хвойные — сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся — виноград, розы, плющи — использовали в перголах.

В итальянских садах появляется новый прием — боскет. Это участок сада, ограничен­ный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур — чаще всего прямо­угольник или квадрат. Его внутреннее про­странство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой из­городи. Посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боске­ты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью.

Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочислен­ные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продуманно.

Итальянские сады Возрождения относят­ся к регулярным. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое про­странство сада связано с окружающим ланд­шафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с вне­шних точек сада. К саду часто примыкают «лесные» участки или рощи.

В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом:

- на террасированном склоне, в его раз­личных частях - на вершине, в средней части или у подножия — размещался дом. Он был планировочной доминан­той сада, на которую ориентирована главная композиционная ось;

- сад имел ярко выраженное осевое по­строение. Главная продольная ось про­ходила поперек террас. Перпендику­лярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы — дом, партер, фонтаны и другие архитектурные со­оружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении;

- основная часть сада была занята насаж­дениями в боскетах, дающими тень, об­рамляющими внутренние Перспективы и узлы, акцентирующими их декора­тивные элементы;

- партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосред­ственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плос­кий сад (развитие сада-ксиста). Он был как бы продолжением дома, оформлял­ся цветниками или арабесками из стри­женого буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраи­вались беседки, трельяжи, перголы;

- плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или рас­тений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украша­лись нишами со скульптурой и завер­шались балюстрадой;

- типичный элемент — так называемый «секретный сад» — изолированный уча­сток или небольшой сад, предназначен­ный для отдыха;

- каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.

Патио, приподнятое на несколько ступенек и примыкающее к дому, является харак­терным элементом итальянского дворика. На этой террасе расставляется садовая мебель, вазоны с цветами, скульптуры. Кстати, скульп­тура — неотъемлемый атрибут итальянского стиля. Скульптурное оформление фонтанов, гротов, цветников, аллей придает итальянс­ким садам сильное эмоциональное звучание. Деревья и кустарники в итальянских парках обычно стригут в форме куба или шара. Па­тио расширяет жизненное пространство дома за его пределы и является удобным мес­том для отдыха и развлечений в летнее время. Местоположением для патио могут служить разные уголки участка. Патио может распо­лагаться у выхода в жилые помещения либо даже вдали от каких-либо зданий, возможно, возле пруда или барбекю. Решение о том, где будет располагаться патио, в основном зави­сит от функций, возлагаемых на него. Однако при этом следует учитывать некоторые допол­нительные, но весьма важные факторы. На­пример, будет ли патио получать достаточное солнечное освещение, будет ли там достаточ­ная защита от полуденного солнца, имеется ли достаточная защита от сильных порывов ветра? Если патио планируется использовать под место, где можно спокойно посидеть и почитать, то должно быть расположено в тени растущих на участке деревьев. Особенно если деревья растут в невостребованных, «мертвы» зонах сада или двора, которые практически не используются, то вымощенная площадка может превратить такое место в приятный уголок, который легко поддерживать в нормальном состоянии. Если использовать патио для приема солнечных ванн, то он большую часть дня должен находиться под солнцем. А если для обедов и развлечений, то патио должен иметь как солнечные, так и затемненные зоны, и располагаться так, чтобы было легко пройти на кухню.

Существует множество вариантов расположения патио.

- стандартное расположение впереди дома;

- патио, вытянутое по периметру здания;

- угловое расположение при L- и U-образном плане дома.

Отдельное патио — идеальное место с точки зрения перестройки, благоустройства обслуживания. Участок должен быть достаточно большим и связанным с домом визуально. Вместе с природным ландшафтом они формируют образ всей усадьбы. Здесь нужно обратить внимание на основные подходы к патио и их оформление. Беседка, мостик, резервуары с водой, садовые дорожки, декоративное освещение делают отдельное патио более привлекательным. При этом следует помнить, что патио, как и любой другой элемент ландшафта, должно органично впиваться в общую композицию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: