Искусство Европы, в том числе и садово-парковое, начиная с XIV в. рассматривают как постепенную смену стилей. Провести четкую границу между стилевыми направлениями часто невозможно, тем не менее можно назвать произведения, в которых наиболее полно нашли воплощение идеи того или иного направления. Террасные регулярные сады в наибольшей мере свойственны итальянскому Возрождению и получили название итальянских. Барокко особенно ярко выразилось во французском паркостроении, а регулярные плоскостные сады называются французскими. Пейзажные композиции, достигшие расцвета в эпоху классицизма в Англии, получили название английских.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) знаменовала начало нового расцвета художественной культуры, в том числе и ландшафтной архитектуры, в Европе. Садово-парковое искусство в современном понимании берет начало в Италии XV в., где устраиваются сады при виллах аристократии и высшего католического духовенства, сады при учебных заведениях, формируются открытые пространства городов. Сады при дворцах и виллах имели террасное построение, на террасах разбивали небольшие регулярные партеры или боскеты. В ранних садах нет четко выраженных осевых доминант, здания не обязательно занимают господствующее положение. В отличие от садов средневековья сады эпохи Возрождения зрительно связаны с окружающим ландшафтом. Обязательными элементами садов были фонтаны, водопады, каскады, бассейны, питаемые водой многочисленных ключей. Сады были насыщены скульптурой, символико-аллегорическая система которой возрождала античную традицию. Логика раннего Возрождения хорошо прослеживается на примере сада виллы Медичи во Фьезоле, построенной в 1450 г. Микелоццо для мецената Козимо Медичи. XVI в. представлен во Флоренции садами Боболи при палаццо Питти, светскими садами в Тоскане, садами высшего духовенства в Лацио. Лучшими признаются сады виллы Ланте и виллы Капраролы, созданные архитектором и мастером садово-паркового искусства Джакомо Виньолой (1507—1573). В их композиции прослеживаются черты зрелого Возрождения: строго симметричные планы, вытянутые вдоль главной оси, расположение зданий в средней части сада. Интересна и композиция виллы д'Эсте в Тиволи (рисунок 1 а,б), спроектированной Пирро Лигорио в 1575 г. Здесь сохранены простота и ясность плана, нет безусловно доминирующей оси, но объемно-пространственное решение скульптуры, парковых сооружений и растительности приобрело уже формы барокко.
|
|
В садово-парковом искусстве Италии XVI—XVII вв. ясно определяются основные черты стиля барокко: геометричность планов с преобладанием осевой композиции, доминирование дворца над садом, подчеркнутые парадность и пышность композиции, приобретающей все больший размах. В расположении и образной системе скульптуры, в композиции зеленых насаждений развивается тема изобилия, великолепия, богатства и тонкости художественного вкуса заказчика.
|
|
Среди садов барокко следует выделить голландские сады XVII в. Подобно садам итальянского Возрождения, это небольшие террасные регулярные композиции, относительно независимые от дома, скрытого высокими деревьями и зрительно не связанного с садом. В голландских садах наибольшее развитие получила идея «причудливости», шутливости. В отличие от парадных садов Италии эти сады предназначались для уединенного отдыха и размышлений. На террасах сада устраивали «зеленые кабинеты», разделенные балюстрадами. Там были собраны коллекции плодовых растений, душистых цветов, устроены лабиринты и фонтаны. Особенно ценились в этих садах ароматные цветы и тюльпаны; в XVII в. луковица редкого тюльпана могла быть обменена на роскошный экипаж. Сады голландского барокко оказали огромное влияние на садово-парковое искусств Петровской России.
a
б
Рисунок 1 - Сады виллы д'Эсте в Тиволи (Италия). XVI в. Архитектор Пирро Лигорио: а — план; 6 — аллея Ста фонтанов. С гравюр XVI в.
В XVII в. ландшафтная архитектура наиболее интенсивно развивается во Франции. Французский сад барокко унаследовал как приемы монастырского и замкового садоводства с их вниманием к мельчайшим деталям, так и величие и размах дворцов и парков папского Рима. Равнинный ландшафт с лесами и медленными реками вызвал к жизни регулярный сад с дальними перспективами, строгими осевыми и лучевыми композициями, незначительно выраженным рельефом. Стриженая зелень боскетов и окружающий парк плотный лесной массив контрастируют с обширными плоскостями регулярных партеров, прямоугольных газонов, водной гладью бассейнов и каналов. Смысловым и композиционным центром сада является дворец, разделяющий ансамбль на парадный двор и собственно сад. Пышность и причудливость стиля выразились в создании стриженых боскетов разной высоты, бассейнов вычурной формы, цветников затейливого рисунка, богато оформляющих партеры. Особенно характерны для этого времени сложные формы парковых павильонов и экспрессивная скульптура, образующая целостный смысловой ряд. Вершиной паркового барокко по праву считается Версаль, где наиболее ярко выразились все особенности этого пышного стиля. Парк был создан профессиональным потомственным садоводом Андре Ленотром как резиденция Людовика XIV, «короля-Солнце». Парк был устроен на низком болотистом месте, его рельеф, водоемы, насаждения полностью рукотворны. Грандиозный ансамбль, призванный прославить монархию и монарха, был создан в течение 40 лет (1662—1700), в последующие десятилетия его лишь дополняли. При строгом единстве пространственного замысла и цельности композиции парк необычайно разнообразен. И строгая регулярность композиции, и сам процесс создания ансамбля отражают философию барочного сада как творения человеческих рук. Версаль оказал огромное влияние на паркостроение Европы: вплоть до конца XVIII в. в разных странах сооружали регулярные ансамбли французского типа, отдельные приемы построения партеров, зеленых насаждений используют и в наше время.
На протяжении XVII и начала XVIII вв. в искусстве Европы существуют рядом черты барокко и нарождающегося классицизма. Стиль рококо в садово-парковом искусстве практически не отразился, обычно его рассматривают как продолжение барокко с еще большим усложнением форм и орнаментированностью.
|
|
В эпоху Просвещения (XVIII в.) произошли серьезные перемены в художественных взглядах: на смену барочной пышности приходит идеал классической простоты, обращения к природе, романтизации мифических времен, «золотого века» античности, растущим промышленным городам противопоставляется нетронутая природа. К началу XVIII в. в Европе получили распространение натурфилософские идеи античности, стали известны сады Китая, пейзажные сады вилл императорского Рима. Кроме того, был накоплен опыт включения в регулярные композиции парков пейзажных фрагментов их периферийной части, лесопарков. В европейской живописи к концу XVII в. складывается пейзажная школа. Наиболее интенсивно новые идеи развиваются в Англии, где с первых десятилетий XVIII в. в литературе формируется романтическое направление (Александр Поп, Джозеф Аддисон). Обоснованные теоретическими трудами писателей идеи пейзажного, или английского, стиля полностью утверждаются в садово-парковом искусстве к середине века.
Классицизм в ландшафтной архитектуре тесно смыкается с романтизмом. На протяжении XVIII и XIX вв. в Англии и по всей Европе было устроено множество пейзажных парков; при всем их разнообразии можно выявить основные черты стиля. Пейзажный парк гораздо сильнее, чем регулярный, учитывает характер местности, ее рельеф, особенности растительности, цветовой и световой среды. При всем подобии парка естественной природе он все же является рукотворным и идеализированным произведением, где нет ни одного случайного элемента. Система криволинейных, отвечающих рельефу дорожек прокладывается с учетом показа самых выигрышных композиций. Целенаправленно формируется контраст открытых пространств с закрытыми; массивы растительности искусно компонуются из различных деревьев и кустарников, тщательно обрабатываются контуры естественных водоемов, опушки массивов, очертания холмов. Даже при небольшой площади пейзажный парк невероятно разнообразен, смена впечатлений создается построением системы парковых картин, разделенных на планы с помощью природных «рам» и «кулис». Разнообразные постройки и скульптура вписаны в ландшафт и подчинены ему. Романтический парк часто называют «парком настроений»: его разнообразные уголки должны вызывать различные чувства, ассоциации мифологического и исторического содержания. Идеи романтического стиля наглядно прочитываются в композиции парков Стоув (графство Бэкингем, архитектор Вильям Кент), Риджент-парк (Лондон, архитекторы Хамфри Рептон и Джон Нэш) и других парков. В течение XVIII—XIX вв. в соответствии со вкусами эпохи были переделаны многие парки, однако полную перепланировку проводили редко: романтический стиль допускал существование регулярно спланированных участков около дворца. Благодаря этому в пейзажных парках классицизма сохранялись барочные композиции партеров с цветниками и стрижеными деревьями. Творчество английских архитекторов оказало большое влияние на садово-парковое искусство Европы.
|
|
Особенно много пейзажных парков было создано в Германии. Дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси (Потсдам) объединяет террасированный партер XVIII в. перед дворцом и цепочку пейзажных садов начала XIX в.
К началу XIX в. в пейзажном паркостроении — складывается пейзажно-реалистическая тенденция. Красивым представляется теперь не намеренно созданный подобно естественному, а действительно естественный пейзаж. Большее внимание уделяют сохранению существующего ландшафта, исчезают мифологические и исторические аллегории, композиции в большей мере связываются с назначением парков, которые зачастую становятся общедоступными. Именно в это время складывается структура парка, широко используемая и в наши дни: разбивка регулярных композиций около главного здания и пейзажная обработка естественного ландшафта с максимальным использованием декоративных свойств рельефа, существующей растительности.
В конце XVIII—XIX в. все больше проявляется противоречие между антропогенной и природной средой: природа в городе требует охраны и создания продуманной системы озеленения. На месте древних разрушенных укреплений закладывают системы бульваров (Париж, Москва, Вена), создают озелененные проспекты, устраивают общедоступные сады и скверы, для отдыха горожан приспосабливают пригородные лесные массивы (Булонский лес в Париже, Сокольники и Царицыно в Москве и др.). В садово-парковом искусстве середины — конца XIX в. невозможно выделить какой-либо господствующий стиль, настолько велико разнообразие композиций садов и парков. Возникают многочисленные стилизации: китайские, античные, готические, наряду с этим растет интерес к паркам — памятникам истории и делаются первые попытки их реставрации. К этому же времени относится и устройство специализированных парков: зоологических, ботанических, курортных. В середине XIX в. в США возникла идея создания национальных парков. Основа национального парка — естественный ландшафт, требующий в первую очередь тщательной охраны. Планировка обеспечивает показ пейзажа с наиболее выигрышных точек, организацию отдыха туристов и сохранение заповедных территорий.
После тысячелетия средневековья на рубеже XIV—XV в. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение.
В архитектуре Возрождение — это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романе, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов.
Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: Раннее Возрождение (XIV—XV в.), Высокое Возрождение (вторая половина XV в.) и Позднее Возрождение (XVI в.). Каждый, период характеризуется своими, чертами.
Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно прежде всего планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически соединены природа и искусство. Обобщая все многообразие садов итальянского Ренессанса, можно выделить следующие общие черты в использовании природного ландшафта и планировке.
Рельеф. Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах Позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение.
Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой — со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.
В аллеях росли ширококронные деревья — платаны и дубы, реже кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки, — лавр, мирт, самшит, позже — сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах.
Зеленые массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном хвойные — сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся — виноград, розы, плющи — использовали в перголах.
В итальянских садах появляется новый прием — боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур — чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. Посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью.
Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продуманно.
Итальянские сады Возрождения относятся к регулярным. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое пространство сада связано с окружающим ландшафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают «лесные» участки или рощи.
В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом:
- на террасированном склоне, в его различных частях - на вершине, в средней части или у подножия — размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось;
- сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходила поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы — дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении;
- основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние Перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы;
- партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад (развитие сада-ксиста). Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженого буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы;
- плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались балюстрадой;
- типичный элемент — так называемый «секретный сад» — изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха;
- каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.
Патио, приподнятое на несколько ступенек и примыкающее к дому, является характерным элементом итальянского дворика. На этой террасе расставляется садовая мебель, вазоны с цветами, скульптуры. Кстати, скульптура — неотъемлемый атрибут итальянского стиля. Скульптурное оформление фонтанов, гротов, цветников, аллей придает итальянским садам сильное эмоциональное звучание. Деревья и кустарники в итальянских парках обычно стригут в форме куба или шара. Патио расширяет жизненное пространство дома за его пределы и является удобным местом для отдыха и развлечений в летнее время. Местоположением для патио могут служить разные уголки участка. Патио может располагаться у выхода в жилые помещения либо даже вдали от каких-либо зданий, возможно, возле пруда или барбекю. Решение о том, где будет располагаться патио, в основном зависит от функций, возлагаемых на него. Однако при этом следует учитывать некоторые дополнительные, но весьма важные факторы. Например, будет ли патио получать достаточное солнечное освещение, будет ли там достаточная защита от полуденного солнца, имеется ли достаточная защита от сильных порывов ветра? Если патио планируется использовать под место, где можно спокойно посидеть и почитать, то должно быть расположено в тени растущих на участке деревьев. Особенно если деревья растут в невостребованных, «мертвы» зонах сада или двора, которые практически не используются, то вымощенная площадка может превратить такое место в приятный уголок, который легко поддерживать в нормальном состоянии. Если использовать патио для приема солнечных ванн, то он большую часть дня должен находиться под солнцем. А если для обедов и развлечений, то патио должен иметь как солнечные, так и затемненные зоны, и располагаться так, чтобы было легко пройти на кухню.
Существует множество вариантов расположения патио.
- стандартное расположение впереди дома;
- патио, вытянутое по периметру здания;
- угловое расположение при L- и U-образном плане дома.
Отдельное патио — идеальное место с точки зрения перестройки, благоустройства обслуживания. Участок должен быть достаточно большим и связанным с домом визуально. Вместе с природным ландшафтом они формируют образ всей усадьбы. Здесь нужно обратить внимание на основные подходы к патио и их оформление. Беседка, мостик, резервуары с водой, садовые дорожки, декоративное освещение делают отдельное патио более привлекательным. При этом следует помнить, что патио, как и любой другой элемент ландшафта, должно органично впиваться в общую композицию.