Эпоха Средневековья (готический стиль)

О садово-парковом искусстве средневековья известно достаточно много. К этому времени относятся достоверные сведения о садах не только Европы, но и Востока. В средние века развитие культуры, науки и искусства, в том числе садово-паркового, шло в русле религиозного мироощущения и подчинялось его канонам. В Европе в основу канонов искусства легло христианство, на Ближнем Востоке – ислам, в Южной и Восточной Азии – различные течения буддизма.

Европейские средневековые миниатюры изображают небольшие регулярно спланированные сады внутри замковых стен. Использовались такие сады в основном для разведения плодовых и лекарственных растений; специальные прогулочные сады в это время были редки, а «садами удовольствий» служили те же утилитарные сады. Внутри замковых стен насаждения часто устраивали на насыпных грунтах. Некоторые из замковых садов были реставрированы в наше время по изображениям и археологическим сведениям.

Монастырские европейские сады известны лучше замковых; средневековые монастыри Франции, Англии и Италии сохранили не только сады, но и традиции их формирования. Эти сады также размещались внутри стен и были разделены на плодовые участки, виноградники, огороды, аптекарские сады и сады цветов для церковных служб. Квадратный или прямоугольный внутренний дворик с аркадой по периметру разделялся двумя перпендикулярными дорожками, на пересечении которых располагался колодец или плодовое дерево. В планировке монастырских садов встречается прием устройства лабиринтов – сети извилистых дорожек. Этот прием нашел применение и в более поздних композициях. Огражденность и замкнутость средневекового сада символична: сад (символ рая) противопоставлен миру и защищен от него.

Сады мусульманского Востока и Индии также ассоциировались у современников с раем. При всем многообразии облика, масштабности и назначения садов можно выделить примеры, отличающие традиционные мусульманские сады. Прежде всего это четкая геометрия плана, в основе которого лежит «чор-бак» - четыре сада. План формируется из одного или нескольких квадратов, последовательно разделенных на более мелкие канальцами с водой, дорожками, регулярными посадками растений. В центре часто располагается фонтан или бассейн с фонтанчиками, питающими всю оросительную систему. Бережное отношение к воде, продуманность оросительной системы – второй характерный признак этих садов. Известно несколько типов садов ислама: сады при замках (ансамбль Альгабры в Испании); сады дворцовые (сады Генералифа в Испании), сады при мавзолеях (Тадж-Махал в Индии, наиболее совершенная композиция «чор-бак»),

В истории архитектуры средневековье делят на три периода: раннесредневековый (IV-IX в.), романский (X-XII в.), готический (конец XII-XIV в.). Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т.е. на территориях, относительно защищенных от разрушения.

 

Монастырские сады.

В монастырских садах выращивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части: в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз.

Сады при замках.

Сады при замках устраивались внутри них. Они были небольших размеров и замкнутые. Здесь выращивали цветы, имелся источник – колодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, - прием, получивший широкое распространение в парках.

Сад-лабиринт.

Это прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженной изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках.

Позднее средневековье характеризуется открытием первых университетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага) садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические сады (Ааахен, Венеция и др.).

 

Сады арабов Испании

В VIII в. арабы (мавры) обосновались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь почти семь веков. Толедо стал крупным центром образования, а Кордоба – самым цивилизованным городом Европы.

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных, сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов нагорных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада – испано-мавританский. Это небольшой дворик (200-1200 м2) атриумно-перистильного типа, окруженный стенами дома или оградой, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом.

Связь между внутренним замкнутым пространством сада и открытыми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.

Вода – основной мотив сада. Она присутствует в каждом ландшафте в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то стекает по каналам, сделанным в перилах лестниц, то узкой полоской пронизывает плоскость сада, то растекается обширным зеркалом, то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослеживается стремление показать ценность каждой ее капли.

Растительность используется таким образом, чтобы продемонстрировать индивидуальные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы высаживали свободно. Как архитектурный элемент стрижка применялась редко. Жаркий климат не позволял использовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась декоративным мощением.

В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цветовой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красноцветущих растений или цветных покрытий. Декоративное мощение – один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Основные цвета – голубой, желтый, зеленый. Таким образом, сформировался испано-мавританский стиль с комплексом своих приемов, соответствующих требованиям времени, природы, национальными традициям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: