Лекция№6. Рынокиегоправоваяхарактеристика

1.Рынок–этосферапредпринимательскойдеятельности,осуществляемаянаосновеконкуренциипопроизводству,продаже,приобретениюотдельныхтоваровипользованиюимуществом.НалоговыйкодексРФопределяетрыноккаксферуобращениятоваров,определяемуюисходяизвозможностейпокупателяилипродавцареальноибеззначительныхдополнительныхзатратприобрестиилиреализоватьтоварнаближайшейпоотношениюкпокупателю-продавцутерриторииилизаеепределами.Чертырынка:

1)наличиеспецифическогообъектарынка–однородныхтоваров,неизъятыхизоборота.Качественнаяхарактеристикарынка–объемыоборотатовара;

2)наличиесубъектоврынка,подкоторымипонимаютсяюридическиеифизическиелица,осуществляющиесвоюдеятельностьнапрофессиональнойоснове;

3)территориярынка(географическиеграницы,накоторойпокупателиприобретаютилиимеютвозможностьприобреститовар,апродавцыреализуютопределенныйтоваринеимеютвозможностисделатьэтозаеепределами):

а)международныерынки;

б)республиканскиерынки;

в)местныерынки.

Товарныйрынокимеетсвоюструктуру–совокупностьзвеньев,которыеучаствуютвпродвижениитоваровотпроизводителейкпотребителям,иинфраструктуру–совокупностьзвеньев,которые,непосредственнонепродвигаятоваротпроизводителейкпотребителям,обслуживаютработуструктурырынка.Элементамиструктурытоварногорынкаявляются:

1)изготовителитовара;

2)оптовыеторговыеииныепосредническиеорганизации;

3)организациирозничнойторговли;

4)потребители.

Инфраструктуратоварногорынкасостоитиз:

1)торговыхпосредников–организаций,осуществляющихпосредническуюдеятельностьиобеспечивающихвзаимодействиепредприятий-изготовителейипотребителейвчастикуплиилипродажитоварапосредствомсозданияоптовыхрынков,биржевойторговли,проведениявыставокиярмарок,оказанияскладскихуслугит.д.;

2)информационногообеспечения–организаций,обеспечивающихнаблюдениезатоварнымирынками,включаярынкипотребительскихтоваровипродукциипроизводственно-техническогоназначения;

3)товароупаковочнойиндустрии–производственныхструктуринормативно-организационныхмероприятий,обеспечивающихповышениеконкурентоспособноститовараиэффективноститоварооборотазасчетсозданиятароупаковочнойпродукции,отвечающейтребованияммеждународныхстандартов;

4)транспортногообеспечения–всехвидовтранспорта,обеспечивающихдвижениетовараидоставкуегопотребителям;

5)финансово-кредитногообеспечения–организаций,обеспечивающихплатежно-расчетноеикредитноеобеспечениетовародвижения;

6)организационногообеспечения–организационныхмер,которыенаправленынамаксимальноеснижениезатратнапродвижениепродукцииотпроизводителякпотребителю;

7)нормативно-правовогообеспечения–системыфедеральныхзаконов,указовираспоряженийПрезидентаРФ,постановленийираспоряженийПравительстваРФ,нормативныхактовфедеральныхоргановисполнительнойвласти,органовисполнительнойвластисубъектовРФидругихактов,регулирующихвзаимоотношениястороннатоварныхрынках.Рынокхарактеризуетсякаксовершенный,когда:

1)всетоварыданноговидаобъективнооднороднывотношенииихкачества,внешнеговидаиупаковкииценаоднозначносопоставимасопределеннымтоваром;

2)условияконкурентнойборьбыодинаковыдлявсехпродавцовипокупателей,отсутствуюткакие-либопредпочтенияпространственного,личностногоивременногохарактера;

3)рынокпрозрачен,т.е.продавцыипокупателиобладаютвозможностьюполногообзорарынка,получениядостовернойинформацииобовсехобстоятельствахведениясделок(оценах,скидках,качестветовара,условияхпоставкииплатежей).Еслижеодноизэтихусловийнарушено,тоимеетместонесовершенныйрынок.Большоенеравенствоусловийсоздаетсярекламойтоваров,таккаккрупныеипреуспевающиепредприятияимеютвозможностьрасходоватьнарекламузначительныесуммыипроводитьширокуюрекламнуюкампанию,создаваяэтимпривилегированноеположениесвоимтоварамнарынке.Продавцыпотребительскихтоваровсклонныспомощьюупаковкиивнешнегооформленияпредставлятьсвоиоднородныетоварыкакразнородные,расширятьобластьпредпочтенийзасчетблагоприятногогеографическогоположения.Существуютследующиеформырынков:

1)полиполия–существуетмногопродавцовимногопокупателей;

2)олигопсония–многопродавцовинесколькопокупателей;

3)монопсония–многопродавцовиодинпокупатель;

4)олигополия–несколькопродавцовимногопокупателей;

5)двусторонняяолигополия–несколькопродавцовинесколькопокупателей;

6)ограниченнаямонопсония–несколькопродавцовиодинпокупатель;

7)монополия–одинпродавецимногопокупателей;

8)ограниченнаямонополия–одинпродавецинесколькопокупателей;

9)двусторонняямонополия–одинпродавециодинпокупатель.

Нормативно-правовоеобеспечениефункционированиятоварныхрынковобеспечиваетсяпутем:

1)разработкинормативныхдокументовпосозданиюусловийдляфункционированиятоварныхрынков,организацииоптовойторговли,оказаниюуслугипредупреждениюправонарушений;

2)разработкиизмененийвзаконыииныенормативныеправовыеакты,регламентирующиедеятельностьучастниковторговыхрынков;

3)разработкинормативно-методическихдокументовпосертификацииистандартизациипродукции;

4)разработкиметодическихдокументовпоторговойиснабженческо-сбытовойдеятельности.

2.СтановлениетоварногорынкавРоссии

ТоварныйрыноквРоссиинаходитсявстадиисвоегостановления.Эторождаетрядпроблемвегофункционированиинапервоначальномэтапепереходаоткомандно-административнойэкономическойсистемыкразвитымрыночнымотношениям.Самымиважныминедостатками,которыенеобходимоустранить,являются:

1)отсутствиечеткойсистемысбыта.Многиепроизводственныепредприятиянедостаточнопродумываютиорганизуютсбытпроизведенноготовара,врезультатечегопроизведенныйтоваростаетсянапредприятииинедоходитдопотребителя,авсесотрудникипредприятиявынужденыполучатьзарплатутоваром,анеденьгами.Чтобыисправитьданнуюситуацию,предприятиюнеследуетначинатьпроизводстводотехпор,поканеналаженсбыт;

2)недостаточнаяразвитостьрынкаоптовыхпосредническихорганизаций,отсутствиеихмногофункциональности.Приразвитомторговомрынкеоптовыепосредническиеорганизациичастоиграютдоминирующуюрольвпроцессеторговогооборотавсилутого,чтопосредническиеорганизациисталисамодостаточнымзвеном,ониосвободилипроизводителяотнеобходимостиорганизовыватьсбытсвоихтоваров.Всилуэтогопредприятиепередаетсвойтоварпосредникам,послечегосбыттовараидетпопрофессиональноналаженнойпосредникамисхемебезучастияизготовителя;

3)слабоеразвитиерозничныхторговыхсетей.ВсовременнойРоссиималоправовыхмеханизмовконтролянадрозничнымиторговымисетями,врезультатечегобольшоеколичествотовараиденегзависловнеподконтрольныхпроизводителюпосредническихирозничныхорганизациях,такинедойдядопотребителя.

ДляпреодолениянесовершенстваторговогорынкавРоссиинеобходимопроведениеследующихмер:

1)планированиепроизводствасучетомвозможностисбытабудущихтоваров;

2)созданиеразветвленнойсетипрофессиональныхоптовыхпосредническихорганизаций;

3)созданиеконтролируемыхрозничныхторговыхсетей;

4)формированиеинформационногообеспечениятоварныхрынков;

5)развитиетароупаковочнойиндустрии;

6)развитиетранспортногообслуживаниятоварныхрынков;

7)нормативно-правовоеобеспечениефункционированиятоварныхрынков;

8)укрупнениепартийпоставок;

9)обеспечениеусловийпередвиженияихранениятоварасминимальнымипотерями;

10)созданиесетиорганизаций,осуществляющихплатежно-расчетныеоперацииикредитованиеприпередвижениитоваров;

11)внедрениесовременныхформуправлениярыночнойинфраструктурой;

12)организацияподготовкиипереподготовкикадров;

13)повышениеуровнякультурырыночныхотношений;

14)устранениесклонностиконтрагентовкнарушениювзаимныхобязательств;

15)упразднениезначительноговлияниякриминальныхструктур;

16)равномерноерасположениепосредническихорганизацийнатерриторииРоссии;

17)устранениераздробленностирынкатранспортно-экспедиционныхуслуг;

18)обеспечениесохранностигрузов.

3.Структуратоварногорынка.Правовоеобеспечениеразвитиятоварногорынка

Структуратоварногорынка

Подструктуройтоварногорынкапонимаетсясовокупностьзвеньев,которыеучаствуютвпродвижениитовараотпроизводителейкпотребителям.Основнымизвеньямитоварногорынкаявляются:

1)изготовителитовара;

2)оптовыеторговыеииныепосредническиеорганизации;

3)организациирозничнойторговли;

4)потребители.

Изготовительтовара–организациянезависимоотееорганизационно-правовойформы,атакжеиндивидуальныйпредприниматель,производящиетоварыдляреализациипотребителям.

Торговляпредставляетсобойсоглашение,всилукоторогооднасторона(продавец)обязуетсяпередатьдругойстороне(покупателю)вещь(товар),апокупательобязуетсяуплатитьзанееопределеннуюсумму(цену).

Оптоваяторговляпредставляетсобойторговлютоварамидляпоследующейихперепродажиилипрофессиональногоиспользования.Стороныоптовойторговлиназываютсяконтрагентами.Видыоптовойторговли:

1)поместуисполнения–вместахоптовыхпродаж,вторговомзаведении;

2)повременипередачитовара–попредварительнымзаказам,снемедленнойпередачейтовара;

3)посрокуоплатытовара–спредварительнойоплатой,соплатойвкредит,врассрочку;

4)пообязанностидоставкитовара–сдоставкой,бездоставки.

Розничнаяторговля–этоторговлятоварамииоказаниеуслугпокупателям,осуществляемыедляличного,семейногоиспользования,несвязанногоспредпринимательскойдеятельностью.

Сторонамирозничнойторговлиявляютсяпродавец,которыйявляетсяиндивидуальнымпредпринимателем,ипокупатель,которымможетбытьлюбойгражданин.Предметомрозничнойторговлиявляютсявещи,неизъятыеизгражданскогооборота.Видырозничнойторговли:

1)продажатоварасусловиемпринятиятоварапокупателемвопределенныйсрок;Продавецнеимеетправареализоватьтовардругомулицувсрок,определенныйдоговором;

2)продажатоварапообразцам.Договорзаключаетсянаоснованииознакомлениястоваромпокупателяилипокаталогуилипоописанию;

3)продажатоваровсиспользованиемавтоматов.Владелецавтоматаобязандовестидопокупателяинформациюопродавце,продукцииидействиях,которыенеобходимосовершитьдляполучениятоварапутемпомещениянаавтоматеинформацииилиинымспособом;

4)продажатоварасусловиемдоставки.Призаключениидоговорапродавецобязуетсядоставитьтоварвуказанноеместоипередатьуказанномулицу.

Потребитель–гражданин,имеющийнамерениезаказатьилиприобрестилибозаказывающий,приобретающийилииспользующийтоварыисключительнодляличных,семейных,домашнихииныхнужд,несвязанныхсосуществлениемпредпринимательскойдеятельности.

2.Правовоеобеспечениеразвитиятоварногорынка

Внастоящеевремяпродолжаетсяразработканормативныхдокументов,измененийвзаконыииныенормативноправовыеакты.Так,в2006г.принятыновыезаконодательныеакты,которыетемилиинымобразомкасаютсяразвитиятоварногорынкавРоссии:

1)ФЗ«Орекламе»;

2)ФЗ«Озащитеконкуренции»;

3)ВодныйкодексРоссийскойФедерацииот3июня2006г.№74-ФЗ(ВКРФ);

4)ЛеснойкодексРФот4декабря2006г.№200-ФЗ(ЛКРФ);

5)ГКРФ.Частьчетвертая(вступилавсилус1января2008г.).

ПродолжаетсяпроцесссовершенствованиятехническогорегулированиявРФ.Пикпринятияосновныхзаконовпоразвитиютоварногорынкапришелсяна2002–2004гг.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: