СтановлениеиразвитиекоммерческогоправавРоссиипроходилопоосновнымэтапам,связаннымсисторическимразвитиемРоссийскогогосударства:
1)дореволюционныйэтап;
2)советскийэтап;
3)постсоветский(современный)этап.
До1917г.вРоссииторговыеотношениярегулировалисьразличнымизаконодательнымиактамигражданскогоправа,иникогданебылосамостоятельноготорговогокодекса.Вдореволюционномэтаперазвитиякоммерческогоправавыделяютсядваосновныхпериода.
1.ЗарождениероссийскоготорговогоправапришлосьнасерединуXVIIв.Вэтовремябылиприняты:
1)СоборноеУложение1649г.;
2)ТорговыйУстав1653г.;
3)НовоторговыйУстав1667г.
ОсобаяглаваУложения1649г.былапосвященагородам.Частновладельческие«белые»слободывгородахпередавалисьизрукфеодалов«нагосударевоимя».Посадскиелюдиполучилиправомонопольнойторговливгородах,постоянная(влавках)крестьянскаяторговлявгородахбылазапрещена.Торговыйустав1653г.установилединуюпошлинуспродаж.В1667г.Новоторговыйуставупорядочилвопросывнешнейторговли.ПоэтомуУставуиностраннымкупцамзапретилирозничнуюторговлюнарусскихрынках,чегодляобеспеченияэкономическойнезависимостистраныбыломало.Нужнобылоактивновестивнешнююторговлю,адляэтоготребовалосьовладетьвыходомнаморскоепобережье.
2.ЗарождениероссийскогокапиталистическоготорговогоправапришлосьнаконецXIX–началоXXвв.В1887г.былпринятТорговыйустав,ав1903г.,когдапоявиласьнеобходимостьупорядочитьторговуюдеятельностьразличныхобществ,онбылпереработан.В1903г.былпринятУставторговогосудопроизводства,которыйопределилпорядоксозданияидеятельностикоммерческихсудов,которыерешаливсеспоры,связанныесторговымоборотом.
Особенностьюсоветскогоэтапас1917по1991гг.сталото,чтосоветскоегосударствоотказалосьоткоммерческогоправавегообщемировомпонимании.В1917г.утратилисилувсепрежниеУставы,регламентирующиепорядокторговогооборота.Всоветскийпериод,когдаэкономикаявляласьполностьюгосударственной,появиласьидеясозданиятакогокоммерческогоправа,котороебысочеталовсебеадминистративно-правовыеиимущественно-стоимостныеэлементы.СамрыноквСоветскомСоюзебылзамененплановойсистемойхозяйствования,следовательно,коммерческое(торговое)правосталонеактуальноинеразвивалось.
ВсовременнойРоссиис1991г.торговое(коммерческое)правосталозановоразвиваться.СтановлениекоммерческогоправавРоссиипроисходитпомерестановленияиразвитиятоварногорынка.Инфраструктуратоварногорынкапокаещеразвитанедостаточно,аэто,всвоюочередь,мешаетразвитиюкоммерческогоправа.Втожевремяпробелыинедостаткивправовомрегулированиитормозятразвитиекоммерческихотношений.ВрезультатевсегоэтогоразвитиекоммерческогоправавРоссииидеточеньмедленнымтемпом.
УказомПрезидентаРФ№2171от16декабря1993г.«Обобщеправовомклассификатореотраслейзаконодательства»былутвержденОбщеправовойклассификаторотраслейзаконодательства,гдевыделенозаконодательствооторговле.
Принятыйв1994–2001гг.ГражданскийкодексРоссийскойФедерации(ГКРФ)совершенствуетрегулированиеимущественныхотношений,темнеменеемноговидовправовыхотношенийвсфереторговогооборотаосталосьвнепределоврегулированияГКРФ.Это,например,организациябирж,деятельностьпосредников,приемкапродукции,возвраттарыидр.ВРоссийскойФедерацииизданЗаконРФот7февраля1992г.№2300-1«Озащитеправпотребителей»,которыйпредусматриваетвозможностизащитыправгражданинаотзлоупотребленийсостороныпроизводителя.
ВнастоящеевремястановлениекоммерческогоправавРоссиипродолжается.Вовторойполовине2006г.вступиливсилуфедеральныезаконы:Федеральныйзаконот13марта2006г.№38-ФЗ«Орекламе»,Федеральныйзаконот26июля2006г.№135-ФЗ«Озащитеконкуренции».
ИсточникикоммерческогоправаРФ
Источникправа–нормативныйакт,содержащийправовыенормы,которыерегулируютобщественныеотношения.ВРоссийскойФедерациипринятобольшоеколичествонормативныхактов,регулирующихотношенияучастниковторговогооборота.Коммерческоезаконодательствопредставляетсобойнормативныеакты,которыесодержатнормыразличныхотраслейправа,регулирующихпредпринимательскуюдеятельность.
Поюридическойсилеисточникикоммерческогоправаподразделяютсяследующимобразом:
1)КонституцияРФ;
2)Федеральныезаконы;
3)подзаконныенормативно-правовыеакты;
4)законыииныеактысубъектовРФ;
5)нормативныеправовыеактыСССР,которыепродолжаютдействоватьвтойчасти,вкоторойонинепротиворечатсовременномузаконодательству;
6)международныедоговоры,действующиевРФ.
КонституцияРФявляетсябазойдлялюбойотраслиправа,определяетфундаментальныеположенияиосновополагающиепринципыкоммерческогоправа.Это:
1)единствоэкономическогопространстванатерриторииРоссии;
2)свободапредпринимательскойиинойэкономическойдеятельности;
3)свободноеперемещениетоваров,услугифинансовыхсредств;
4)поддержкаконкуренции;
5)закреплениеправачастнойсобственностинаравнесдругимиформамисобственности;
6)свободноеиспользованиеспособностейнатруд;
7)правогражданнасудебнуюзащитунарушенныхправит.д.
ГражданскийкодексРФсодержитряднорм,универсальныхкакдлягражданского,такидлякоммерческогоправа.ГражданскийкодексРФзакрепляетбазовыепринципыкоммерческихотношений.НарядусГКРФбольшуюрольимеютакты,регулирующиедеятельностьтранспортаврегулированииторговогооборота:
1)УстававтомобильноготранспортаРСФСР,утвержденныйПостановлениемСоветаМинистровРСФСРот8января1969г.№12«ОбутвержденииУставаавтомобильноготранспортаРСФСР»;
2)ВоздушныйкодексРФот19марта1997г.№60-ФЗ(ВКРФ);
3)КодексторговогомореплаванияРФот30апреля1999г.№81-ФЗ(КТМРФ);
4)КодексвнутреннеговодноготранспортаРФот7марта2001г.№24-ФЗ(КВВТРФ);
5)Федеральныйзаконот10января2003г.№18-ФЗ«УставжелезнодорожноготранспортаРоссийскойФедерации».
Вобластикоммерческогоправаможнопривестипримерыследующихфедеральныхзаконов:
1)ЗаконРФ«Озащитеправпотребителей».Онгарантируетосновныеправапотребителейтоваровиспособызащитыэтихправ;регулируетотношения,возникающиемеждупотребителямииизготовителями,продавцамиприпродажетоваров;устанавливаетправапотребителейнаприобретениетоваровнадлежащегокачестваибезопасныхдляжизнииздоровьяпотребителей;регламентируетполучениеинформацииотоварахиобихизготовителях;определяетмеханизмреализацииэтихправ;
2)Федеральныйзакон«Озащитеконкуренции».Имопределяютсяорганизационныеиправовыеосновызащитыконкуренции,втомчислепредупрежденияипресечения:
а)монополистическойдеятельностиинедобросовестнойконкуренции;
б)недопущения,ограничения,устраненияконкуренции.Целямиэтогозаконаявляютсяобеспечениеединстваэкономическогопространства,свободногоперемещениятоваров,свободыэкономическойдеятельностивРФ,защитаконкуренцииисозданиеусловийдляэффективногофункционированиятоварныхрынков;
3)Федеральныйзаконот27декабря2002г.№184-ФЗ«Отехническомрегулировании».Этотзаконобязываетпроизводителейтарыобеспечиватьтребования,которыеотвечаютбезопасностиивысокомукачеству;онтакжеобязываетпроизводителейрядатоваровсертифицироватьсвоюпродукцию;
4)ЗаконРФот20февраля1992г.№2383-1«Отоварныхбиржахибиржевойторговле»;
5)ЗаконРФот7июля1993г.№5340-1«Оторгово-промышленныхпалатахвРоссийскойФедерации»;
6)ЗаконРФот23сентября1992г.№3520-1«Отоварныхзнаках,знакахобслуживанияинаименованияхместпроисхождениятоваров»;
7)ряддругихзаконов.
Кподзаконнымнормативнымактамотносятся:
1)УказыПрезидентаРФ,дополняющиезаконыприналичиивнихпробелов;
2)ПостановленияПравительстваРФ,принимаемыедляразвитияиисполнениязаконов;
3)государственныестандартынапродукцию,работы,услуги,строительныеобъекты,установленныеГосстандартомидругимикомпетентнымиорганами;
4)актыминистерствиведомств,направленныенаисполнениезаконов,указовПрезидентаРФ,постановленийПравительстваРФ.
ВРФпродолжаютдействоватьнормативныеактыбывшегоСССР:
1)Инструкцияопорядкеприемкипродукциипроизводственно-техническогоназначенияитоваровнародногопотребленияпоколичеству,утвержденнаяпостановлениемГосарбитражаприСоветеМинистровСССРот15июня1965г.№П-6;
2)Инструкцияопорядкеприемкипродукциипроизводственно-техническогоназначенияитоваровнародногопотребленияпокачеству,утвержденнаяпостановлениемГосарбитражаприСоветеМинистровСССРот25апреля1966г.№П-7идр.
Важнейшимимеждународнымидокументамивобластикоммерческогоправаявляются:
1)ВенскаяконвенцияООН1980г.одоговорахмеждународнойкупли-продажитоваров;
2)Гаагскаяконвенция1986г.оправе,применимомкдоговораммеждународнойкупли-продажи;
3)иныедокументы.
СубъектыРФвпределахсвоейкомпетенциимогутиздаватьнормативныеактывсферерегулированиятоварногооборота,которыенемогутпротиворечитьфедеральномузаконодательству.
Субъектыкоммерческогоправа
Субъектамикоммерческогоправамогутявлятьсяневсеучастникигражданско-правовыхотношений.Вторговойдеятельностиимеютправоучаствоватьтолькотесубъекты(участники),которыеимеютспециальноеразрешениенапроведениепрофессиональнойторговлииливуставахкоторыхторговляявляетсяоднойизуставныхзадач.Ктакимсубъектамотносятся:
1)юридическиелица;
2)граждане-предприниматели;
3)специальныесубъекты.
Физическиелицанеявляютсясубъектамикоммерческогоправа.Субъектамикоммерческойдеятельностиявляютсялишьтефизическиеиюридическиелица,которыеосуществляютпрофессиональнуюдеятельностьподоведениютовараотпроизводителякпотребителям.
ВРоссийскойФедерациипрофессиональнойкоммерческойдеятельностьюмогутзаниматьсяграждане,еслионивустановленномзакономпорядкезарегистрированывкачествепредпринимателей.Такаярегистрациявкачествегражданина-предпринимателядаетправогражданинузаниматьсякоммерческойдеятельностью,еслитакоеправопредусмотреноввыдаваемомемусвидетельствеорегистрации.Помимоправ,регистрациявкачествегражданина-предпринимателяналагаетнанегоирядобязанностей,атакжеспециальнуюгражданско-правовуюответственность.Гражданин-предпринимательможетучаствоватьварбитражномсудекаквкачествеистца,такивкачествеответчика.
Субъектамикоммерческогоправамогутбытьюридическиелица.Юридическоелицо–организация,котораяимеетвсобственности,хозяйственномведенииилиоперативномуправленииобособленноеимуществоиотвечаетпосвоимобязательствамэтимимуществом,можетотсвоегоимениприобретатьиосуществлятьимущественныеиличныенеимущественныеправа,исполнятьобязанности,бытьистцомиответчикомвсуде(п.1ст.48ГКРФ).
Специальныесубъектытоварногорынканесовершаютсделок,асоздаютвозможностидругимлицамсовершатьсделки.Ктакиморганизациямотносятся,кпримеру:
1)товарныебиржи;
2)оптовыеярмарки;
3)посредническиеорганизации(торговыедома,дилерскиефирмы,трейдеры,дистрибьюторы,брокеры,стокисты,агентскиефирмы).
Всехспециальныхсубъектовторговойдеятельностиможнообъединитьвдвегруппы:
1)специальныесубъектытоварногорынка,которыенепосредственнонеучаствуютвсовершениисделок,асоздаютвозможностииусловиядляоперацийдругимлицам.Ктакиморганизациямможноотнести:
а)товарныебиржи–организации,формирующиеоптовыйрынокввидегласныхипубличныхторгов,проводимыхвопределенномместеипоопределеннымправилам;
б)валютныебиржи;
в)фондовыебиржи;
г)выставки-ярмарки;
д)торгово-промышленныепалаты;
2)предпринимательскиеорганизацииилииндивидуальныепредприниматели,которыенепосредственнозанимаютсязаключениемсделок.Ониклассифицируютсяследующимобразом:
а)независимыепосредники–действуютотсвоегоимениизасвойсчет:
–дилеры–специальныеторгово-посредническиеорганизации,специализирующиесянапродажеопределенноготовара,совершающиеопределенныеоперациисопределеннымвидомтовара;
–торговыедома–многопрофильныеорганизации,которыезанимаютсяторговлейипроизводственнойдеятельностьюпообработке,расфасовкеиупаковкереализуемыхтоваров,строятсякакединоеюридическоелицоилиобъединениеюридическихлиц,занимающихсяторговлей,складскойипроизводственнойдеятельностью;
–трейдеры–специализированныепосредники,которыесовершаютсделкипопоручениюклиентов,ноотсвоегоимениизасвойсчет.Трейдерамимогутбытьюридическиелицаииндивидуальныепредприниматели.Ониспециализируютсянакороткихоперациях;
–стокисты–особыйвидспециализированныхпосредников,которыеосуществляютэкспортно-импортныеоперациинаосноведоговоракомиссии,покоторомуониосуществляютисключительнуюпродажутовараопределенногопоставщика.Онисначалаполучаютнатоварныйскладтоварэкспортера,азатемреализуютегоподоговорукомиссиисреднимимелкимпокупателям;
б)посредническиеорганизации,неприобретающиесобственностинатовар,аоказывающиевкачествеосновноговидадеятельностиуслугиподоведениютовараотизготовителякпотребителю.Кданномувидупосредниковотносятсядистрибьюторы.Этоорганизации,реализующиеполученныепоимпортутоварынатерриториисвоейстраны.Иххарактеризуетдолгосрочныйхарактеротношений,созданиесобственнойсбытовойсети,осуществлениедеятельности,несвязаннойнепосредственносторговымиоперациями(изучениеспроса,рекламапродукцииидр.).
Дистрибьюторыклассифицируютсяна:
–регулярные–имеютсобственныесклады,гденакапливаютсяихранятсятовары,заключаютдоговорынапоставкувбудущихпериодах,оказываютуслугипоподборуассортиментагрупптоваров;
–нерегулярные–арендуютсклады,участвуютвосновномвтранзитныхпоставках;
в)организации,несовершающиеоперациистоваром,аоказывающиеразнообразныеуслуги,содействуяпродвижениютовара.Онизаключаютсделки,цельюкоторыхявляетсяпродвижениетовара:
–брокеры–организации,физическиелица,которыезаключаютнабиржедоговорыотимениизасчетклиента,действуютнабиржевкачествеконторилинезависимыхброкеров;
–агентскиефирмы–подыскиваютпокупателейдляфирмы-продавца(торговыеагентства)илиизучаютспросипредложениенарынкеопределенноготоварасперспективойегосбыта(маркетинговыеагентства).Переченьучастниковтоварногорынканеявляетсяисчерпывающим.Всвязиспостояннымразвитиемторговыхотношений,торговогозаконодательствавозможносовершенствованиеужесуществующихивозникновениеновыхформучастниковторговогорынка.