По управлению запасами (анализ XYZ)


Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент (номенклатуру ресурсов, а применительно к торговле – ассортимент товаров) по степени вклада в намеченный результат. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной: здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.

В группу X включают товары, спрос на которые равномерен либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.

В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y – средние.

В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X,Y или Z, является коэффициент вариации спроса () по этой позиции.

,

где i –е значение спроса по оцениваемой позиции;

– среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период n;

– величина периода, за который произведена оценка.

Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от
нуля до бесконечности. Разделение на группы X, Y и Z может быть осуществлено, например, на основе алгоритма, представленного в таблице 5.1.

Таблица 5.1 – Возможный алгоритм дифференциации
ассортимента на группы X, Y и Z

Группа Интервал
X
Y
Z

 

Общий алгоритм проведения анализа XYZ следующий:

– определение коэффициентов вариации по отдельным позициям ассортимента;

– группировка объектов управления в порядке возрастания коэффициента вариации;

– построение кривой XYZ;

– разделение совокупности объектов управления на три группы: группа X, группа Y и группа Z.

Построение кривой XYZ осуществляется в прямоугольных координатах. По оси ОХ откладывают позиции ассортимента в порядке возрастания коэффициента вариации спроса, выраженные в процентах к общему количеству позиций ассортимента.

^ Задача «сделать или купить»


Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений: делать комплектующее изделие самим, если это в принципе возможно, выполнять самостоятельно какую-либо работу или же покупать комплектующее (услугу) у другого производителя.

Чем выше степень развития логистики в обществе, тем спокойнее предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

На самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если:

– потребность в комплектующем изделии невелика;

– отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;

– отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:

– потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;

– комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

 

 

ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА

 

План лекции

1. Функциональные области логистики.

 

2. Сущность закупочной логистики.

3. Задачи закупочной логистики.

4. Задача «сделать или купить» в закупочной логистике.

5. Задача выбора поставщика.

6. Система поставок «точно в срок» (система ТВС) в закупочной логистике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: