Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент (номенклатуру ресурсов, а применительно к торговле – ассортимент товаров) по степени вклада в намеченный результат. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной: здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.
В группу X включают товары, спрос на которые равномерен либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.
В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y – средние.
В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X,Y или Z, является коэффициент вариации спроса () по этой позиции.
|
|
,
где – i –е значение спроса по оцениваемой позиции;
– среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период n;
– величина периода, за который произведена оценка.
Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от
нуля до бесконечности. Разделение на группы X, Y и Z может быть осуществлено, например, на основе алгоритма, представленного в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Возможный алгоритм дифференциации
ассортимента на группы X, Y и Z
Группа | Интервал |
X | |
Y | |
Z |
Общий алгоритм проведения анализа XYZ следующий:
– определение коэффициентов вариации по отдельным позициям ассортимента;
– группировка объектов управления в порядке возрастания коэффициента вариации;
– построение кривой XYZ;
– разделение совокупности объектов управления на три группы: группа X, группа Y и группа Z.
Построение кривой XYZ осуществляется в прямоугольных координатах. По оси ОХ откладывают позиции ассортимента в порядке возрастания коэффициента вариации спроса, выраженные в процентах к общему количеству позиций ассортимента.
^ Задача «сделать или купить»
Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений: делать комплектующее изделие самим, если это в принципе возможно, выполнять самостоятельно какую-либо работу или же покупать комплектующее (услугу) у другого производителя.
Чем выше степень развития логистики в обществе, тем спокойнее предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.
|
|
На самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если:
– потребность в комплектующем изделии невелика;
– отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;
– отсутствуют кадры необходимой квалификации.
Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:
– потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;
– комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.
ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
План лекции
1. Функциональные области логистики.
2. Сущность закупочной логистики.
3. Задачи закупочной логистики.
4. Задача «сделать или купить» в закупочной логистике.
5. Задача выбора поставщика.
6. Система поставок «точно в срок» (система ТВС) в закупочной логистике.