Художественное познание

Тема: Концепции современного естествознания. Концепция естествознания это наука.

 

 

Гарбузов Дмитрий Викторович.

Знание. Предмет концепции

Современного естествознания

Естествознание

– это целая совокупность наук, которые изучают природу, ее законы.

Таким образом, данный курс затрагивает одновременно математику, физику, химию, биоло-

гию, философию и т. д.

Все эти науки можно классифицировать:

1) науки математические;

2) науки естественные;

3) науки технические;

4) науки гуманитарные.

Как же изучение этих различных наук способствует нашему пониманию естествозна-

ния? Очень просто рассмотрим это на примере ряда наук:

1)

физика и химия

– естественные науки, изучающие законы природы. Физика не зани-

мается непосредственно изучением природы – ее задача заключается в том, чтобы что-либо

подтвердить или, наоборот, опровергнуть;

2)

физика и математика

. Законы физики сформулированы (или же «написаны») на

математическом языке. Чтобы это понять, достаточно вспомнить школьную программу;

3)

«гибридные», или «синтезированные», науки.

С течением веков и тысячелетий чело-

вечество пришло к пониманию того, что без смешивания (синтезирования) наук дальнейшее

их развитие невозможно. Так появились физхимия, химфизика, биохимия, биофизика. Эйн-

штейн в своей теории относительности объединил механику и неэвклидову геометрию.

После открытия О. Гона и Ф. Штрасмана, изучавших химические свойства деления

ядра, физика получила дальнейшее развитие так же, как и вся мировая наука в целом.

Для естествознания, как и для философии в целом, большое значение имеет такой кри-

терий, как

знание.

В словаре русского языка Ожегова С. И. даются

два определения поня-

тия знания:

1) постижение действительности сознанием;

2) совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области.

Знание

– это многоаспектный проверенный практикой результат, который был под-

твержден логическим путем, процесс познания окружающего мира. Многоас-пектность

философского знания вытекает из того, что философия состоит из множества наук.

Можно назвать несколько критериев научного знания:

1) систематизированность знания означает, что весь накопленный опыт человечество

приводит (или должно приводить) к определенной строгой системе;

2) непротиворечивость знания означает, что знания в различных областях науки допол-

няют друг друга, а не исключают. Этот критерий непосредственно вытекает из предыдущего.

Первый критерий в большей мере помогает устранять противоречие – строгая логичная

система построения знания не даст одновременно существовать нескольким противоречи-

вым законам;

3) обоснованность знания. Научное знание может подтверждаться путем многократ-

ного повторения одного и того же действия (т. е. эмпирически). Обоснование научных кон-

цепций происходит путем обращения к данным эмпирического исследования либо путем

обращения к возможности описывать и предсказывать явления (проще говоря, опираясь на

интуицию)

 

Познание. Методы познания

 

Точное определение понятия «познание» дать очень сложно. Прежде чем попробовать

сделать это, давайте проанализируем само понятие.

Выделяют следующие виды познания:

1) житейское познание;

2) художественное познание;

3) чувственное познание;

4) эмпирическое познание.

Житейское познание

это опыт, накопленный за многие века. Заключается оно в

наблюдении и смекалке. Данное познание, без сомнения, приобретается только в результате

практики.

Художественное познание.

Специфика художественного познания заключается в том,

что оно строится на зрительном образе, отображает мир и человека в целостном состоянии.

Произведения искусства помогают ощутить связь со временем. Взгляните на любую кар-

тину, и что вы увидите? Внешне картина – это холст, которыйхудожник «размалевал» разно-

цветными красками; это холст, вставленный в деревянную раму. А внутренне – это целост-

ный мир, который таит свои секреты. Пытаясь разгадать эти секреты (например, чему так

таинственно улыбается Джоконда), мы чувствуем связь с прошлым, настоящим или буду-

щим.

Чувственное познание –

это то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств

(например, я слышу звонок мобильного телефона, я вижу красное яблоко и т. д.).

Главное отличие чувственного познания от эмпирического заключается в том, что

эмпирическое познание осуществляется с помощью наблюдения или эксперимента. При

проведении эксперимента используется компьютер или другой прибор.

Методы познания:

1) индукция;

2) дедукция;

3) анализ;

4) синтез.

Индукция

– это умозаключение, сделанное на основе двух и более предпосылок.

Индукция может приводить как к верному, так и к неверному выводу.

Дедукция

– это переход, сделанный от общего к частному. Метод дедукции, в отличие

от метода индукции, всегда ведет к истинным выводам.

Анализ

– это деление изучаемого объекта или явления на части и составляющие.

Синтез

– это процесс, противоположный анализу, т. е. соединение частей объекта или

явления в единое целое.

Теперь мы попробуем подобрать наиболее верное определение понятия «познание».

Познание

– это процесс приобретения знания путем эмпирического или чувственного

исследования, а также постижение закономерностей объективного мира и совокупность зна-

ний в какой-нибудь отрасли науки, искусства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: