Тема: Концепции современного естествознания. Концепция естествознания это наука.
Гарбузов Дмитрий Викторович.
Знание. Предмет концепции
Современного естествознания
Естествознание
– это целая совокупность наук, которые изучают природу, ее законы.
Таким образом, данный курс затрагивает одновременно математику, физику, химию, биоло-
гию, философию и т. д.
Все эти науки можно классифицировать:
1) науки математические;
2) науки естественные;
3) науки технические;
4) науки гуманитарные.
Как же изучение этих различных наук способствует нашему пониманию естествозна-
ния? Очень просто рассмотрим это на примере ряда наук:
1)
физика и химия
– естественные науки, изучающие законы природы. Физика не зани-
мается непосредственно изучением природы – ее задача заключается в том, чтобы что-либо
подтвердить или, наоборот, опровергнуть;
2)
физика и математика
. Законы физики сформулированы (или же «написаны») на
математическом языке. Чтобы это понять, достаточно вспомнить школьную программу;
3)
«гибридные», или «синтезированные», науки.
С течением веков и тысячелетий чело-
вечество пришло к пониманию того, что без смешивания (синтезирования) наук дальнейшее
их развитие невозможно. Так появились физхимия, химфизика, биохимия, биофизика. Эйн-
штейн в своей теории относительности объединил механику и неэвклидову геометрию.
После открытия О. Гона и Ф. Штрасмана, изучавших химические свойства деления
ядра, физика получила дальнейшее развитие так же, как и вся мировая наука в целом.
Для естествознания, как и для философии в целом, большое значение имеет такой кри-
терий, как
знание.
В словаре русского языка Ожегова С. И. даются
два определения поня-
тия знания:
1) постижение действительности сознанием;
2) совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области.
Знание
– это многоаспектный проверенный практикой результат, который был под-
твержден логическим путем, процесс познания окружающего мира. Многоас-пектность
философского знания вытекает из того, что философия состоит из множества наук.
Можно назвать несколько критериев научного знания:
1) систематизированность знания означает, что весь накопленный опыт человечество
приводит (или должно приводить) к определенной строгой системе;
2) непротиворечивость знания означает, что знания в различных областях науки допол-
няют друг друга, а не исключают. Этот критерий непосредственно вытекает из предыдущего.
Первый критерий в большей мере помогает устранять противоречие – строгая логичная
система построения знания не даст одновременно существовать нескольким противоречи-
вым законам;
3) обоснованность знания. Научное знание может подтверждаться путем многократ-
ного повторения одного и того же действия (т. е. эмпирически). Обоснование научных кон-
цепций происходит путем обращения к данным эмпирического исследования либо путем
обращения к возможности описывать и предсказывать явления (проще говоря, опираясь на
интуицию)
Познание. Методы познания
Точное определение понятия «познание» дать очень сложно. Прежде чем попробовать
сделать это, давайте проанализируем само понятие.
Выделяют следующие виды познания:
1) житейское познание;
2) художественное познание;
Житейское познание –
это опыт, накопленный за многие века. Заключается оно в
наблюдении и смекалке. Данное познание, без сомнения, приобретается только в результате
практики.
Художественное познание.
Специфика художественного познания заключается в том,
что оно строится на зрительном образе, отображает мир и человека в целостном состоянии.
Произведения искусства помогают ощутить связь со временем. Взгляните на любую кар-
тину, и что вы увидите? Внешне картина – это холст, которыйхудожник «размалевал» разно-
цветными красками; это холст, вставленный в деревянную раму. А внутренне – это целост-
ный мир, который таит свои секреты. Пытаясь разгадать эти секреты (например, чему так
таинственно улыбается Джоконда), мы чувствуем связь с прошлым, настоящим или буду-
щим.
это то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств
(например, я слышу звонок мобильного телефона, я вижу красное яблоко и т. д.).
Главное отличие чувственного познания от эмпирического заключается в том, что
эмпирическое познание осуществляется с помощью наблюдения или эксперимента. При
проведении эксперимента используется компьютер или другой прибор.
Методы познания:
1) индукция;
2) дедукция;
3) анализ;
4) синтез.
Индукция
– это умозаключение, сделанное на основе двух и более предпосылок.
Индукция может приводить как к верному, так и к неверному выводу.
Дедукция
– это переход, сделанный от общего к частному. Метод дедукции, в отличие
от метода индукции, всегда ведет к истинным выводам.
Анализ
– это деление изучаемого объекта или явления на части и составляющие.
Синтез
– это процесс, противоположный анализу, т. е. соединение частей объекта или
явления в единое целое.
Теперь мы попробуем подобрать наиболее верное определение понятия «познание».
Познание
– это процесс приобретения знания путем эмпирического или чувственного
исследования, а также постижение закономерностей объективного мира и совокупность зна-
ний в какой-нибудь отрасли науки, искусства.