Сущность человеческого познания

Гносеология.

План:

1. проблема источника познания

2. уровни и корни человеческого познания

3. истина и заблуждение

4. сущность научного познания

Познание – процесс приобретения новых знаний. Источник познания – сверхъестественное духовное начало.

Аристотель, номинализм Средневековья, сенсуализм Нового Времени, диалектический материализм: точка зрения – можно познавать реальность, знания человек получает в процессе соприкосновения с предметами реального мира. Познание – процесс приобретения знаний о мире в результате взаимодействиями с объектами мира.

В Новое время сложилось 3 подхода к ответу на вопрос: «Познаваем ли мир?».

  1. Абсолютное большинство философов отвечает утвердительно – гносеологический оптимизм (Гегель, Маркс, Декарт, Локк, материалисты).
  2. Агностицизм И. Канта – мир не познаваем.
  3. Философский скептицизм (Д. Юм) – нет однозначного ответа.

Научное познание тяготеет к первому варианту ответа.

Человек познает мир на 2 уровнях:

1) Чувственное – начинается с рождения, сопровождает человека на протяжении всей жизни, оно не специфично для человека. Существует 3 формы: ощущения – субъективный образ предмета, полученный в результате взаимодействия с одним из органов чувств; восприятия – целостный субъективный образ; представления – образ, полученный в результате взаимодействия, но не актуального предмета.

2) Логическое – специфично для человека, неразрывно связано с речью. Выделяют 3 основные формы: понятие – выражается в речи словом и представляет собой результат абстрагирования; суждение – представляет собой связь между понятиями, в которой что-то утверждается или отрицается, представляет собой результат чувственного опыта; умозаключение – вывод из 2 и более суждений, опосредованное знание, полученное из другого знания. Умозаключение обладает научной ценностью.

Сенсуализм (чувственное познание) и рационализм (логическое познание). В начале Нового времени они существовали как противоположные друг другу направления.

На уровне чувственного познания мы накапливаем информацию, на уровне рационального познания человек анализирует информацию, делает выводы и строит прогнозы на будущее.

Истина (по Аристотелю) – знание, соответствующее объекту, верно отражающее его суть. Такая концепция истины получила название корреспондентская. Заблуждение – знание, неверно отражающее объект, но субъективно принимаемое за истину.

Как отличить истину от заблуждения? – еще один вопрос гносеологии.

Ложь – знание, искажающее истину, передаваемое субъектом намеренно.

Рене Декарт предлагает искать критерии истины в самом разуме. Истина – непротиворечивое, последовательное, целостное знание (Когерентная теория истины).

В марксизме единственным критерием истины считается практика – основа, цель и инструмент познания. Но не всё можно проверить с помощью практики.

Подход с позиций прагматизма – направление, исходящее из полезности.

Критерий мнения большинства: истинно то, что считается таковым среди специалистов по данному вопросу (конвенционализм).

Объективный идеализм: истина принадлежит Богу, а человек обладает ею настолько, насколько ему позволено Божественной волью.

Наука – форма познания, социальный институт, явление культуры. Идеал для научного познания – истина. Научное познание направлено на постижение закономерностей.

Закон – повторяющаяся, существенная связь явлений. Практика отдельно, научные знания отдельно. Социальным институтом наука становится в 17–18 веках. Наука получает в это время поддержку от общества, направление исследования. Наука становится необходима для производства. Буржуазные отношения требуют НТП. Появляются первые научные общества. Наука как фактор культуры проявляется наиболее ярко в Античность, в Новое время, она становится основой образования, она влияет на другие сферы жизни общества. НТР обычно связывается с 3 явлениями культуры: освоение ядерной энергии (40–50 годы), выход в космос, развитие кибернетики.

Структура научного познания:

1) Эмпирический уровень – на этом этапе информация собирается, накапливается и классифицируется. Методы: измерение, сравнение, наблюдение – целенаправленное восприятие объекта, включающее фиксацию данных и эксперимент – объект познания ставится в искусственные условия, моделирование – объект имеет дело не с субъектом, а с замещающим элементом.

2) Теоретический уровень – соответствует рациональному познанию. Методы: моделирование – объект имеет дело не с субъектом, а с математической моделью.

Этапы научного познания:

1) Постановка проблемы.

2) Формулировка гипотезы.

3) Теория. Методы теоретического познания: идеализация.

Задание к ПК2 до 1 декабря!!!!!!!! Анализ философского текста Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм», анализ стихотворения, в котором есть философский смысл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: