Гносеология.
План:
1. проблема источника познания
2. уровни и корни человеческого познания
3. истина и заблуждение
4. сущность научного познания
Познание – процесс приобретения новых знаний. Источник познания – сверхъестественное духовное начало.
Аристотель, номинализм Средневековья, сенсуализм Нового Времени, диалектический материализм: точка зрения – можно познавать реальность, знания человек получает в процессе соприкосновения с предметами реального мира. Познание – процесс приобретения знаний о мире в результате взаимодействиями с объектами мира.
В Новое время сложилось 3 подхода к ответу на вопрос: «Познаваем ли мир?».
- Абсолютное большинство философов отвечает утвердительно – гносеологический оптимизм (Гегель, Маркс, Декарт, Локк, материалисты).
- Агностицизм И. Канта – мир не познаваем.
- Философский скептицизм (Д. Юм) – нет однозначного ответа.
Научное познание тяготеет к первому варианту ответа.
Человек познает мир на 2 уровнях:
1) Чувственное – начинается с рождения, сопровождает человека на протяжении всей жизни, оно не специфично для человека. Существует 3 формы: ощущения – субъективный образ предмета, полученный в результате взаимодействия с одним из органов чувств; восприятия – целостный субъективный образ; представления – образ, полученный в результате взаимодействия, но не актуального предмета.
|
|
2) Логическое – специфично для человека, неразрывно связано с речью. Выделяют 3 основные формы: понятие – выражается в речи словом и представляет собой результат абстрагирования; суждение – представляет собой связь между понятиями, в которой что-то утверждается или отрицается, представляет собой результат чувственного опыта; умозаключение – вывод из 2 и более суждений, опосредованное знание, полученное из другого знания. Умозаключение обладает научной ценностью.
Сенсуализм (чувственное познание) и рационализм (логическое познание). В начале Нового времени они существовали как противоположные друг другу направления.
На уровне чувственного познания мы накапливаем информацию, на уровне рационального познания человек анализирует информацию, делает выводы и строит прогнозы на будущее.
Истина (по Аристотелю) – знание, соответствующее объекту, верно отражающее его суть. Такая концепция истины получила название корреспондентская. Заблуждение – знание, неверно отражающее объект, но субъективно принимаемое за истину.
Как отличить истину от заблуждения? – еще один вопрос гносеологии.
Ложь – знание, искажающее истину, передаваемое субъектом намеренно.
Рене Декарт предлагает искать критерии истины в самом разуме. Истина – непротиворечивое, последовательное, целостное знание (Когерентная теория истины).
|
|
В марксизме единственным критерием истины считается практика – основа, цель и инструмент познания. Но не всё можно проверить с помощью практики.
Подход с позиций прагматизма – направление, исходящее из полезности.
Критерий мнения большинства: истинно то, что считается таковым среди специалистов по данному вопросу (конвенционализм).
Объективный идеализм: истина принадлежит Богу, а человек обладает ею настолько, насколько ему позволено Божественной волью.
Наука – форма познания, социальный институт, явление культуры. Идеал для научного познания – истина. Научное познание направлено на постижение закономерностей.
Закон – повторяющаяся, существенная связь явлений. Практика отдельно, научные знания отдельно. Социальным институтом наука становится в 17–18 веках. Наука получает в это время поддержку от общества, направление исследования. Наука становится необходима для производства. Буржуазные отношения требуют НТП. Появляются первые научные общества. Наука как фактор культуры проявляется наиболее ярко в Античность, в Новое время, она становится основой образования, она влияет на другие сферы жизни общества. НТР обычно связывается с 3 явлениями культуры: освоение ядерной энергии (40–50 годы), выход в космос, развитие кибернетики.
Структура научного познания:
1) Эмпирический уровень – на этом этапе информация собирается, накапливается и классифицируется. Методы: измерение, сравнение, наблюдение – целенаправленное восприятие объекта, включающее фиксацию данных и эксперимент – объект познания ставится в искусственные условия, моделирование – объект имеет дело не с субъектом, а с замещающим элементом.
2) Теоретический уровень – соответствует рациональному познанию. Методы: моделирование – объект имеет дело не с субъектом, а с математической моделью.
Этапы научного познания:
1) Постановка проблемы.
2) Формулировка гипотезы.
3) Теория. Методы теоретического познания: идеализация.
Задание к ПК2 до 1 декабря!!!!!!!! Анализ философского текста Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм», анализ стихотворения, в котором есть философский смысл.